Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Общепедагогические технологии


Исходя из основных задач современного этапа образования – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться, способность к самоизменению и саморазвитию – учителю необходимо искать современные способы организации учебного процесса, где основная роль может быть отведена использованию информационных технологий.

Использование ИТ позволяет активизировать индивидуальные, личностные мотивы обучаемых  в процессе усвоения учебной информации, сформировать основные компетенции.

Организация учебно-воспитательного процесса с использованием мультимедийных презентаций позволяет в рамках одного занятия применять различные изобразительные средства, что обеспечивает новый уровень восприятия: активное участие обучаемых в познавательной деятельности, что способствует повышению эффективности учебного процесса, информативности занятий. Кроме того, учитель имеет возможность экономить время на подготовку учебных материалов к уроку.

Для этой цели нами разработана презентация Интерактивного журнала “Подвиг литературы в годы Великой Отечественной войны”.

Цель: формировать у учащихся знания о литературе периода Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. через нравственно-патриотическое воспитание уважения к историческому прошлому своего Отечества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, выставка книг “Литература военной поры”, презентация (Приложение 1)

Ведущий: Тема Великой Отечественной войны никогда не перестает волновать людей. Память и история в ней слились воедино.

Тысячи людей прошли сквозь горнило испытаний войны, но выстояли и победили. Война в их памяти всплывает самым страшным горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, несломленности духа, дружбе и верности.

22 июня 1941 года для нашего народа началось испытание на верность своему Отечеству, долгу, правде. Уже на следующий день в газете “Правда” появились стихи А.Суркова “Песня смелых”, В. Лебедева-Кумача “Священная война”.

Публицистические стихи и статьи, очерки и рассказы русских писателей стали публиковаться ежедневно, потому что “слово художника было на вооружении армии и народа”, – писал М. Шолохов. Поэты, прозаики, драматурги помогали своим словом ковать волю народа к победе.

1 ученик: В годы войны на фронт в качестве бойцов, командиров, политработников, корреспондентов ушло около тысячи поэтов и писателей. Более 400 из них не вернулись с полей сражения. Среди них: А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов, В. Ставский, И. Уткин, А. Лебедев, Г. Суворов. Немалое число художников слова прославило свои имена воинскими подвигами. Как гимн звучит песня “Журавли” Яна Френкеля на стихи аварского поэта Расула Гамзатова, посвященная поэтам-солдатам, не вернувшимся с поля боя Великой Отечественной войны. (звучит аудиозапись муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова “Журавли”)

2 ученик: Суровые испытания военных лет еще больше сблизили народы нашей страны. Оказалось единой и наша многонациональная литература. “Голоса поэтической переклички”, по выражению Н.Тихонова, шли по всему Советскому Союзу. Тема любви к Отчизне и ненависти к захватчикам звучала в творчестве русского поэта А.Твардовского и литовской поэтессы Саломеи Нерис, в стихах народного поэта Латвии Яна Судрабкална и белорусов Якуба Коласа, Аркадия Кулешова, Максима Танка. Всенародную известность приобрели произведения украинцев Павло Тычины и Андрея Малышко.

Ведущий: В начале войны основное положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры: публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение.

Иди, любимый мой, родной!
Суровый день принес разлуку.
Враг бешенный пошел на нас войной.
Жестокий враг на наше счастье поднял руку.
Иди, любимый мой, иди, родной!... (сл.Кравченко, муз. Хренникова).

3 ученик: В суровые и тревожные годы Великой Отечественной войны поэзия пережила особый подъем. В сложении стиха, в высокой эмоциональной речи выразилась необычайная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом. Стихи способны были гораздо быстрее и эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного времени. Поэты, по завету В. Маяковского, стремились “к штыку прировнять перо”. Стихи взывали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке и на обертке конфет, они мелькали на бронетанках, мчавшегося в атаку, падали дождем листовок из самолетного люка, пронизывали собой радиоэфир и стремились уместиться на газетной полосе рядом со сводкой Информбюро.

Ведущий: А. Ахматова создала в годы войны яркие публицистические стихотворения: ее поэтическое слово умело быть агитационным:

Вражье знамя растает, как дым,
Правда за нами, и мы победим!

Стихотворение “Мужество” с большой силой выразило самый дух того необыкновенного времени, непреклонную убежденность в победе.

4 ученик: Музыкальными позывными воюющей страны стали такты песни “Священная война”, с которых начинало работу советское радио. Многие документальные произведения подтверждают факт исключительного их воздействия на прилив мужества и бесстрашия.

В воспоминаниях бывшего комбата одного из партизанских полков рассказывается, как в мае 1943 года этот полк, действовавший на территории Белоруссии, захватил вокзал, где находился радиоприемник. “Настраивай на Москву”, – бросил на ходу одному из партизан командир батальона. И вот среди ночи, освященной пожаром, ворвались потрясающие душу слова:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна –
Идет война народная,
Священная война!

5 ученик: Еще одну страницу Великой Отечественной войны открывают нам лирические стихи, ставшие широко известными песнями: Н. Исаковского “Огонек”, “В прифронтовом лесу”; А. Фотьянова “Давно мы дома не были”, А. Чуркина “Вечер на рейде”, А. Жарова “Заветный камень”. Большой популярностью пользовалась “Землянка” А.Суркова – подлинный шедевр любовной лирики военных лет. Поражает необычайная простота этого произведения; она выполнена на строгом минимуме изобразительных средств, не отличается ни богатством эпитетов, ни особой инструментовкой. Поэт писал землянку, минуту затишья, в черную зимнюю ночь, опустившуюся над снежными полями воюющей страны. (Исполнение классом “Землянки”)

Ведущий: Через всю поэзию военных лет проходит тема опаленной юности. О юношах и девушках в солдатских шинелях, с проникновенной человечностью рассказывают стихи Булата Окуджавы ("До свидания, мальчики"). Поэзия военного поколения раскрывает накал высоких человеческих чувств, патриотический подъем. И становится понятно, почему люди стояли насмерть под Москвой, как потом под Сталинградом, на Курской дуге, на каждом клочке русской земли. (ученик читает стихотворение А. Твардовского “Я убит подо Ржевом”)

6 ученик: Поэтическую летопись В.О.В. нельзя предоставить без лирики К. Симонова (1915-1979). О любви к Родине, о дружбе и верности на основе пережитого им самим писал он в своих искренних стихотворениях, создавая образ человека, которого война заставила на жизнь посмотреть другими глазами. Народные чувства и переживания выразило его стихотворение военных лет “Ты помнишь, Алешка, дороги Смоленщины…” (1941г.) (ученик читает стихотворение)

Ведущий: Поэзия Симонова раскрывала богатство души народа, способного в годы самых тяжелых испытаний сохранять священное чувство любви и дружбы. Его стихотворение “Жди меня”, написанное в 1941 году, тысячи раз было переписано от руки в солдатских письмах. Оно выразило чувства миллионов советских людей, их пламенную веру в победу, любовь, дружбу и верность.

7 ученик: В короткие передышки между боями, на привале бойцы находили место шутке, воспоминаниям. Бывали короткие, случайные, но незабываемые встречи. О такой встрече и рассказал нам поэт-песенник Е. Долматовский в стихотворении “Случайный вальс” (муз. М. Фрадкина, ученик читает стих)

8 ученик: Центральное место в поэзии военных лет занимает творчество А. Т. Твардовского. Он проходит воинский путь от Москвы до Берлина, с героями своих произведений делит все тяготы и невзгоды военного лихолетья, выступает как очеркист, публицист, поэт. Свои стихотворения о войне поэт объединил в цикл “Фронтовая хроника”. Произведением более широкого этического охвата является поэма “Василий Теркин”. “Теркин был для меня во взаимоотношениях писателя со своим читателем, моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и рекламой к случаю”, – говорил А. Твардовский. (Инсценировка главы “Два солдата”)

9 ученик: На протяжении всех военных лет поэты выражали твердую уверенность в победе над фашизмом, понимая, что борьба будет суровой и жестокой. Об этом пишет и И. Бедный в своем стихотворении “Я верю в свой народ…” в 1941 году. (Звучит стихотворение)

Ведущий: В годы войны поэзия была голосом единой семьи народов. Из поэтических произведений этого времени встает образ Родины, страны-спасительницы человечества от фашизма, страны-воина, страны-подвижницы, страны-труженицы.

Литература:

  1. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. М.: Детская литература, 1983.
  2. Очаковская О. Рассказы о песнях. М..: Просвещение, 1985.
  3. Л. И. Сидоровский. И только потому мы победили. Очерк. Л. 1985.

Презентация