Урок русского языка в 1-м классе по теме "Большая буква в именах, фамилиях, отчествах"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: систематизировать знания учащихся о роли большой буквы в именах, отчествах, фамилиях.

Задачи урока:

  • продолжить знакомство с написанием большой буквы в именах, отчествах, фамилиях посредством практического выполнения упражнений;
  • способствовать формированию орфографической зоркости младших школьников через организацию конкретных видов работы.
  • развитие устной связной речи и мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, сравнение, умозаключение;
  • развитие мелкой моторики кисти руки посредством пальчиковой гимнастики;
  • развивать у детей коммуникативные умения через выстраивание диалога по предлагаемой теме, способность поддерживать логическую линию урока, эмоционально относиться на изучаемое;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире.
  • воспитывать гуманное отношение к близким людям, толерантность в отношениях между участниками учебного процесса.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приемы: словесный, наглядный, беседа.

Оборудование: слайды с этапами урока; критерии оценивания деятельности; главные вопросы урока, упражнения по чистописанию.

I. Организационно-мотивационный этап

Цель: осознание личности значимости темы урока, активное включение учащихся в познавательную деятельность.

Метод Словесный, наглядный

Прием: беседа.

Виды деятельности: целеполагание; артикуляционная гимнастика; словарная работа.

Форма организации: фронтальная

Средства: лента с названием; скороговорка; словарные слова.

Целеполагание.

У. Здравствуйте, ребята! Садитесь.

Ребята, послушайте внимательно вопрос и ответьте на него “Кто провожает вас в школу?”

Давайте будем строить предложения полные, красивые. И не будем забывать о том, что мы уже умеем слушать и слышать своих одноклассников.

- Меня в школу провожает мама.

- А как зовут твою маму?

- Мою маму зовут – мама Валя.

- Можешь ли ты сказать полное имя и отчество своей мамы?

- Мою маму зовут Валентина Сергеевна.

(выслушиваются разные варианты ответов детей)

- Ребята что необычного вы заметили в написании имен и отчеств?

- Они пишутся с большой буквы.

- Как вы думаете, о чем мы будем с вами вести речь?

- Наверное, о написании большой буквы в именах и отчествах?

- А что вы уже знаете о написании большой букве?

(Cообщения детей)

Имена, фамилии, клички, города
Все с заглавной буквы
Пишется всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова Анна, Шуя и Москва.

Таня, Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Сережа и Андрей.
Никогда не забывайте -
Имя буквой выделяйте.

Букве поручено важное дело.
Имя, Фамилию пишем мы с нею…
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.

- Спасибо ребята. Давайте вспомним, какую роль играет большая буква в написании имен, отчеств, фамилий.

- Большая буква помогает звучать словам гордо и громко.

- Сегодня на уроке мы с вами будем отвечать на вопрос: – Почему большая буква начинает не только предложения?

Пальчиковая гимнастика.

- Хорошо! А чтобы нам лучше выполнять задания в тетрадях, что нужно сделать? (Чтобы лучше нам писать, нужно сделать пальчиковую гимнастику)

- Тогда давайте вместе хором прочитаем слова, которые записаны на доске и выполним движения пальчиками, которые я буду вам показывать. Обратите внимание на ударение:

- Мама, папа!

- Что,что,что?

- Гости едут!

- Хорошо!

- Здрасьте, здрасьте! Чмок, чмок, чмок!

- Проходите на чаек!

Давайте еще раз без меня повторим движения пальчиков и строки стихотворения.

- Ребята, расскажите как вы встречаете гостей. Кто к вам приходит в гости? Как их зовут? Как пишется его имя?

Минутка чистописания.

- А теперь посмотрите на экран, что вы увидели?

5 3 1

Д В?

- Здесь написаны цифры и буквы.

- Назовите эти буквы. Что вы о них уже знаете?

- Подумайте и скажите, какую букву мы будем сегодня писать?

- Сегодня мы будем писать букву А.

- Как вы догадались? По какому принципу?

- Что вы заметили на следующей строке?

Ааб Аав Ааг Аа… Аа…

- Здесь представлены соединения букв.

- Подумайте и скажите какими буквами мы должны продолжить ряд соединений?

- Как догадались? По какому принципу? Запишите эти соединения в тетрадях.

Обратите внимание на следующую строку. Почитайте слова.

арбуз Алиса аист

Какое слово лишнее? Почему вы так решили?

(Выслушиваются разные варианты ответов, останавливаемся на слове Алиса, т.к. слово из трех слогов, это имя, записано с большой буквы и.т.д.) Запишите эти слова в тетрадях.

- Подумайте, о чем мы будем говорить на уроке?

- На нашем уроке мы будем говорить о большой букве в именах, отчествах и фамилиях.

II. Диагностика успешности обучения

Цель: осуществить обратную связь в педагогический процесс, создать ситуацию успеха и равноправного партнерского общения.

Метод: словесный, наглядный

Прием: повествование

Вид деятельности: знакомство с правилами оценивания деятельности учащихся

Форма организации: фронтальная

Средства: главные вопросы урока; критерии оценивания.

Знакомство с правилами оценивания.

- Ребята, посмотрите на доску и прочтите вопросы.

1. Почему большая буква начинает не только предложения?

2. Можно ли назвать большую букву – орфограммой?

- Это два главных вопроса, над которыми мы будем размышлять в течение всего урока.

- В процессе нашей работы мы должны оценить свою деятельность по следующим направлениям:

  • внимательный – пишет без ошибок
  • вдумчивый – при ответах на вопросы окажется рассудительным
  • активный – работал в течение всего урока
  • эмоциональный – выразительно отвечал, передавал чувства.

- В конце урока мы определим группу учащихся: внимательные и вдумчивые. Нужно нам это для того, чтобы легче было оценить вашу деятельность. За работу на уроке вы будете получать жетоны соответствующего цвета. А также вернемся и к главным вопросам урока.

III. Актуализация первичного опыта, осуществленная на этапе введения новой учебной информации.

Цель: систематизировать знания детей о написании большой буквы в именах, отчествах, фамилиях.

Метод: словесный, практический

Прием: беседа

Вид деятельности: списывание, анализ материала, физ. минутка

Форма организации: фронтальная

Средства: учебник, карточки

- Ребята посмотрите на слова, которые для вас подобраны. Прочитайте их.

У нас очень трудное задание: Распределить на две группы. Подумайте и решите как это сделать.

Таня Коля Петров Орлова Никитин Ваня

- Чтобы распределить эти слова на две группы нужно найти имена и фамилии.

- Что общего в этих словах?

- Эти слова обозначают имена и фамилии, они написаны с большой буквы. (Запишите эти слова в соответствии с заданием)

IV. Актуализация закрепленного опыта на этапе закрепления ЗУН.

Цель: обобщить и систематизировать знания детей о написании большой буквы.

Метод: словесный

Прием: беседа

Вид деятельности: работа по карточкам, с учебником.

Форма организации: индивидуальная (личностно-ориентированная)

Средства: карточки, учебник, слова.

Ребята я предлагаю вам выполнить следующее задание с товарищем в паре

- Выберите предложения по одной теме и составьте из них рассказ.

1. С утра Аня ушла в школу.

2. Над городом пролетел самолет.

3. Целый день льет дождь.

4. Дома Аню ждет братик Коля.

5. Ласково светит солнышко.

6. Аня любит играть с ним в школу.

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- О чем говорится в вашем рассказе?

- В рассказе говорится о девочке Ане, которая ходит в школу

- Кто ждет Аню дома?

- Аню ждет братик Коля.

- В какую игру любят играть дети?

- Аня и Коля любят играть в школу.

- Назовите слова, которые записаны с большой буквы.

- С большой буквы пишутся слова начинающие предложения и имена.

- Можно ли назвать большую букву в именах орфограммой?

Откройте учебник на стр. 36 прочитайте правило. Что вы узнали о написании большой буквы? Какой вывод мы можем сделать?

- Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы?

- Ребята, посмотрите на следующую страницу. Чем необычно написание словосочетаний

…иректор …ариса …вановна, …читель …атьяна …икторовна, …иблиотекарь …алина …вановна.

- При написании каждого слова пропущена первая буква.

- Подумайте, где нужно поставить большую букву, а где – нет.

(Запишите в тетрадях, вставляя пропущенные буквы)

Проверьте, что у вас получилось. Какое правило вы использовали, чтобы грамотно записать эти слова?

- Чтобы написать эти слова мы должны помнить, что в именах, отчествах, фамилиях пишется большая буква.

Посмотрите на слова, записанные на слайде.

Дмитрий – Дмитриев,

Максим – Максимов,

Василий – Васильев.

- Что вы заметили? Что общего в этих словах? Какой вывод можно сделать?

- Фамилии могут образовываться от имен.

- С какой буквы пишутся имена, отчества, фамилии?

Подумайте и напишите фамилии от предложенных имен:

Михаил –

Степан –

Борис –

- Какое правило необходимо помнить при выполнении этого задания?

V. Оценочно-рефлексивный этап

Цель: стимулировать активность учащихся, их стремление к достижению успехов, формировать умение самооценки своей деятельности, удовлетворенности на уроке.

Метод: словесный, наглядный

Прием: беседа

Вид деятельности: ответы на главные вопросы урока; подведение итогов – оценивание.

Форма организации: фронтальная

Средства: главные вопросы; критерий оценивания; жетоны

Работа по главным вопросам урока.

Давайте вернемся к главным вопросам урока.

  1. Почему большая буква начинает не только предложения?
  2. Можно ли назвать большую букву – орфограммой?

И так:

1 вопрос (Большая буква указывает, что имя звучит громко и гордо);

2 вопрос (Написание большой буквы - это орфограмма, т.к. ее необходимо запомнить и использовать при письме).

Оценивание.

- А теперь подсчитаем жетоны и выявим группу:

* внимательных

* вдумчивых

* активных

* эмоциональных

- Кто оказался на нашем уроке самым внимательным и вдумчивым, поднимите руки, а теперь оцените себя активные и эмоциональные. Давайте посмотрим на них, и скажем спасибо за нашу совместную работу.

- Ребята, поделитесь впечатлениями о нашем уроке.

- Зачем нам нужен был этот урок?

- За что ты можешь похвалить ребят своего класса?

- Что нам нужно учесть на будущее?

- Пригодятся ли Вам знания, полученные на уроке в жизни?