Родительское собрание "Ознакомление родителей со стандартами второго поколения"

Разделы: Классное руководство


Цель: начать знакомство родителей класса со стандартами второго поколения.

Задачи:

  • Выявить представления родителей об изменениях в системе образования.
  • Показать важность и необходимость введения стандартов второго поколения.
  • Дать рекомендации родителям о том, как формировать у детей навыки самоконтроля, умение работать самостоятельно.

Форма проведения: информационный лекторий с элементами практикума.

Организация родительского собрания:

  • Подготовка приглашений для родителей.
  • Изучение учителей научно-методической литературы.
  • Анкетирование учащихся. (Приложение 1)
  • Обработка  и анализ анкет классным руководителем.
  • Подготовка сценария собрания.
  • Подготовка выставки книг и журналов по теме собрания.

ХОД СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово по теме собрания

Подведение итогов I четверти. Выводы по итогам успеваемости.
Ознакомление родителей с результатами анкетирования учащихся.
Наблюдения показывают, что учащиеся не всегда могут применять знания, полученные на уроках, в жизни. Посмотрите на записи, которые делают дети в своих блокнотах или других записях. Очень много допускают ошибок на изученные орфограммы. Как Вы думаете, почему?
Часто дети не могут применять полученные знания вне школы или в  другой ситуации.

2. Ознакомление с основными положениями ФГОС

По результатам международных исследований PISA (крупнейшее международное исследование результатов учёбы школьников. В исследовании принимают участие молодые люди в возрасте примерно 15 лет.) в 2000 г. Россия заняла 15 место. В 2003 году Россия занимает 32 место. В 2006 году Россия уже на 37 месте.
– Почему такие низкие результаты при увеличении инноваций в школе и большом разнообразии учебников? (Выслушиваются мнения родителей по данной проблеме.)
– О каких изменениях в системе образования вы знаете или слышали?
Приоритет начального общего образования – формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

должен обеспечивать:

–  единство образовательного пространства Российской Федерации;
– преемственность основных образовательных программ начального общего и основного общего образования;

включает в себя требования к:

– структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы начального общего образования и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса;
– условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
– результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Новый стандарт направлен на обеспечение

  • равных возможностей получения качественного образования,
  • духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становление их гражданской идентичности,
  • преемственности основных образовательных программ,
  • демократизация образования (управление, методика оценки знаний, умений, навыков, различных форм образовательной деятельности),
  • формирования критериальной оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы,
  • условий для реализации.

Одной из новых технология является системно-деятельностный подход, который предполагает

  • воспитание в условиях информационного общества,
  • ориентацию на результаты,
  • развитие личности через усвоение универсальных учебных действий.

Что же такое «универсальные учебные действия»? Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности».  Формирование общеучебных действий всегда рассматривалось как надежный путь кардинального повышения качества обучения. Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

Универсальные учебные действия:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
– обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Выпускник начальной школы

  • любознательный, проявляющий исследовательский интерес,
  • активно познающий мир,
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра,
  • уважительно относится к окружающим, к иной точке зрения,
  • умеющий учиться, способный к самоорганизации,
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать перед семьёй и школой,
  • навыки самоорганизации и здорового образа жизни,
  • готов к выбору,
  • избирательность интересов,
  • познающий себя, утверждающий себя как взрослый,
  • готов нести ответственность перед самим собой, другими,
  • умеет действовать с ориентацией на другую позицию,
  • умеет работать в группе и индивидуально,
  • осознанно выполняет правила здорового и безопасного образа жизни.

– Предлагаю вам побыть в роли учеников на новом для вас уроке междисциплинарного обучения (МДО).

3. Мастер-класс по МДО

Учитель читает рассказ «Дорога в школу».

Маша спешила в школу. Она так боялась опоздать, что не обратила  внимание на то, что за ночь все лужи замёрзли, а деревья покрылись инеем. По привычке Маша набросила лёгкий плащик и выскочила на улицу. На улице она столкнулась со своим участковым врачом: «Маша, да разве можно в такую погоду идти в лёгком плащике. Ты же заболеешь!» – воскликнула она. «Ничего», – буркнула на ходу Маша и побежала дальше. Потом ей повстречался учитель физкультуры: «Молодец, Маша», – сказал он, – «закаляться надо с детства, тогда никогда не будешь болеть».  Девочка приободрилась и, дрожа от холода, вбежала в школу. Тут её увидел повар и, смеясь, сказал: «Эх, Маша, надо больше есть каши, тогда и мороз не будет страшен». «Ну и день сегодня», – подумала Маша, – «совсем меня запутали эти взрослые, не знаешь кого и слушать».
– Почему все по-разному отнеслись к одной и той же ситуации (Маша слишком легко оделась), по-разному восприняли (увидели) одну и ту же ситуацию?
– Почему люди смотрели на одну и ту же ситуацию как будто через разные очки?
Детям вводится понятие «роль» как позиция, которую человек занимает в обществе. С ролью связана функция, которую человек выполняет в обществе, его интересы, а также степень ответственности, которую человек несёт перед обществом.

– Какую функцию выполняет в обществе врач, учитель? За что несёт ответственность врач, учитель? В чём заинтересован врач, учитель?
Каждый человек в жизни выполняет несколько ролей. Если положение человека в пространстве можно считать внешней позицией, то его роль – внутренней, т.к. она неотделима от самого человека.
– Что вы теперь можете сказать о том, почему все по-разному восприняли одну и ту же ситуацию?
Формулируется и записывается гипотеза: изменение взгляда на вещи, различные поступки и ситуации может происходить в результате смены внутренней позиции.
Если наше предположение верно, то вы сможете его доказать при помощи ролевого диалога.
Родители объединяются в группы, читают задание, предложенное группе, выбирают роль и разыгрывают ролевой диалог. (Приложение 2)
Выступление групп, обсуждение результатов работы каждой группы. Делается заключение о доказанности выдвинутой на уроке гипотезы.
– Считаете ли вы данную работу важной, полезной для детей? Почему?
– Чему дети учатся на таких уроках? (Слайд 8)

Быть доброжелательными, уметь слушать и слышать партнёра, уважительно относиться к окружающим, иной точке зрения, уметь действовать с ориентацией на другую позицию, нести ответственность перед самим собой и другими, работать в группе и индивидуально, осознанно выполнять правила здорового и безопасного образа жизни.

4. Подведение итогов

Выставка книг и журналов по данной теме.

По окончании собрания  родителям раздаются памятки. (Приложение 3)

5. Решение родительского собрания

  1. Поддерживать интерес к учебному труду, способствовать развитию их познавательной активности.
  2. Использовать подготовленные памятки для организации учебной работы детей дома.
  3. Учить ребёнка самостоятельно выполнять домашние задания.

Презентация к собранию (Приложение 4)

Литература:

  1. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Родительские собрания: 2 класс / Авт.-сост. О.П.Варенька. – М.:ВАКО, 2008.
  3. Шумакова Н.Б. Междисциплинарное обучение детей младшего школьного возраста. – М., 2004.