Склонение имен существительных и прилагательных в единственном числе

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить знания учащихся о склонении имен существительных и прилагательных в единственном числе, совершенствовать умения определять падеж и склонение; каллиграфические навыки, подбирать к существительным прилагательные; развивать память, внимание, устную и письменную речь, развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха; воспитывать любовь к русскому языку, литературе, любознательность, аккуратность.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, иллюстрации.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Закрепление пройденного материала

Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите на буквы, давайте хором назовем их. (НКШП) что общего в этих буквах, что их объединяет? Запишите в своих тетрадях эти буквы два раза. Это не просто буквы, таким образом, в начале 19 века подписал свое произведение начинающий поэт, сейчас он известен всему миру. Как вы думаете, кто мог им быть? Как вы догадались, что это А.С.Пушкин? Александр Сергеевич написал свою фамилию наоборот и отбросил гласные буквы. И вот что у него получилось. Давайте проверим, произнесем фамилию поэта. Запишите теперь в тетрадях фамилию поэта каллиграфически, на этой же строке.

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем вспоминать сказки А.С.Пушкина. А начнем мы, конечно же, с Лукоморья. На доске написаны строки из поэмы Александра Сергеевича, прочитайте их. Догадались откуда они? Из какого произведения? (“Руслан и Людмила”) Что необходимо вставить на месте точек? (прилагательные) Пушкин часто использовал в своих произведениях прилагательные, чтобы придать им сказочность, сюжету увлекательность, занимательность.

Творческое задание.

– Что такое Лукоморье? (Морской залив, место, где ранее вливается в море и образует лучину.)
– Какие прилагательные должны стоять на месте пропусков? Давайте прочитаем отрывок вместе с прилагательными.

У лукоморья дуб…(зеленый)
…(Златая) цепь на дубе том:
И днем и ночью кот…(ученый)
Все ходит по цепи кругом.

Обратите внимание, ребята, на знаки препинания. Что разделяет запятая, почему она здесь стоит? А вот здесь, обратите внимание, двоеточие – оно стоит здесь потому, что дальше раскрывается содержание первой части предложения. Прочитайте еще раз про себя, так как сейчас вы будете записывать это стихотворение по памяти.

Письмо по памяти.

Теперь записываем предложение, помните, что оно у нас в стихотворной форме, пишите аккуратно. А теперь выделите у прилагательных окончание и определите род.

Проверка.

Проверьте, все ли так написали. Кто не допустил ошибок, поднимите руку? Теперь проверим, какие вы выделили окончания у прилагательных, в каком роде стоит прилагательное. Назовите прилагательное, его окончание, род, в котором оно стоит, как определяли.

Дуб зеленый – м.р.
Цепь златая – ж.р.
Кот ученый – м.р.

Словарный диктант.

Теперь запишем словарный диктант, по одному человеку будет выходить к доске, а все остальные у себя в тетради записывают словосочетания, выделяя окончания, определяя падеж прилагательных.

Вспоминаем сказки, из какой сказки они взяты.

У синего моря – Р.п., на раздутых парусах – П.п., с высокой спицы – Р.п., с травою морскою – Т.п., о мертвой царевне – П.п., у разбитого корыта – Р.п..

– Как вы понимаете выражение остаться у разбитого корыта? (ни с чем)

Работа с предложением.

Давайте составим предложение, чтобы словосочетание было в прямом значении. (У разбитого корыта скопились куры, утки, чтобы напиться воды.) Запишите предложение у себя в тетради, а один ученик работает у доски.

Подбор к существительным прилагательных.

Что изображено на иллюстрации? (яблоко) Из какой сказки этот предмет? Подберите к слову прилагательные. (наливное, красное, спелое, сочное, ароматное, крепкое)

– Кто изображен на следующей картинке?(белочка) В какой сказке А.С.Пушкина мы встречаем белочку? А какие чудеса на острове Буяне были еще? Давайте подберем прилагательные, характеризующие белочку. Какая она? (пушистая, работящая, веселая)

– Что изображено на этой картинке?(лук) Кто смастерил этот лук и зачем? Подберите прилагательные к слову лук.(дубовый, тугой, меткий, деревянный)

– Теперь первый ряд с новой строки записывают слово яблоко, второй – белочка, третий – лук и записывают к словам прилагательные. Что написали?

Подбор к иллюстрациям обобщающего слова.

Ребята, посмотрите на иллюстрацию, что на ней изображено? (орехи) На следующей? (петушок) И на третьей? (рыбка) Подберите к этим словам прилагательное, которое бы подходило ко всем трем сразу.(золотой) Это прилагательное не обязательно обозначает, что предметы сделаны из металла – золото, а цвет – блестяще-желтый или блестящий, замечательный, дорогой, любимый, т.е. слово это имеет как прямое, так и переносное значение.

Самостоятельная работа.

Продолжаем путешествие по сказкам А.С.Пушкина. перенесемся с вами в сказку о мертвой царевне, где описывается как царевич Елисей отправился на поиски своей невесты. Он обращался и к солнцу, и к месяцу, но никто из них не мог помочь Елисею, и вот он обратился к ветру:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны, молодой?
Я жених ее.

– Что ответил ветер Елисею, вы узнаете, когда вставите на месте пропусков прилагательные в нужной форме, роде. Эти прилагательные есть в словах для справок. Прочитайте эти прилагательные. Значение, какого прилагательного вам непонятно? Объясните значение слова “тихоструйный”. О чем мы можем так сказать?

– Итак, вы записываете этот текст в стихотворной форме, вставляя на месте пропусков прилагательные, выделите окончания, определите падеж, род.

Отвечает ветер…(буйный) –
Там за речкой…(тихоструйной)
Есть…(высокая) гора,
В ней…(глубокая) нора;
В той норе, во тьме…(печальной),
Гроб качается…(хрустальный),
На цепях между столбов,
Не видать ничьих следов,
Вкруг того…(пустого) места,
В том гробу твоя невеста.

– Проверим, что вы написали, какие прилагательные поставили на месте пропусков.

3. Итог урока. Обобщение

Произведения какого автора вспоминали на уроке? Написание какой части речи повторяли? Какие окончания у прилагательных в м.р., с.р., ж.р.?