Контроль знаний, умений, навыков по программе "Чудеса своими руками"

Разделы: Технология


Процесс обучения швейному мастерству и руководителю это один из видов практической деятельности, который позволяет наиболее полно удовлетворять как материальные, так и духовные потребности подрастающей личности веками, не теряя своих традиций и являясь одним из проявлений национальной культуры. Программа “Чудеса своими руками” имеет художественно- эстетическую направленность, которая предоставляет шанс детям младшего школьного возраста выявить в себе способности, задатки, развить познавательную, творческую активность, самостоятельность, взглянуть на мир по-особому. Программа реализуется в течение четырёх лет.

Содержание программы соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Структурные части программы согласованны между собой, имеют логическую последовательность. В комплексе рассматривается обучение по нескольким направлениям практической деятельности: некоторым видам рукоделия, кройки и шитья, основам моделирования и конструирования одежды, дизайну предметов. В предлагаемом к программе приложении полно и содержательно представлен материал диагностики результативности образовательного процесса.

Программа соответствует специфике дополнительного образования, так как способствует организации полноценного досуга содержательного, полезного, практически значимого, формированию творческой личности, способной свободно мыслить, действовать самостоятельно.

Программа может быть использована в работе педагогами дополнительного образования, а так же учителями технологии общеобразовательных школ при проведении факультативных занятий.

Контроль в обучении проводится по этапам:

  • вводный (входной)
  • рубежный - середина года
  • итоговый - конец года

Все виды контроля проводятся в форме тестов, контрольных упражнений, вопросов.

Диагностирование с помощью тестовых заданий позволяет получить наиболее полную картину усвоения программного материала. Тестовые задания, где представлены различные варианты ответов, лучше способствуют возможности ребенка применить свои умения и знания, так как содержат элемент игры и вызывают меньше стрессовых ситуаций.

Задания имеют как теоретический, так и практический характер. Теоретические задания и вопросы призваны проверять не только знания, но и способность к логическому обобщению, умению делать выводы. Практические задания предназначены для проверки умений использовать полученные знания на практике.

Тестирование проводится в условиях занятия. Все обучающиеся выполняют задания одновременно. Форма выполнения – индивидуальная. Перед проведением тестирования проводится инструктаж по выполнению заданий. Максимальное время выполнения заданий – 45 минут.

Определены критерии и разработаны показатели, которые позволяют по всем параметрам оценить уровень усвоения образовательной программы.

  • Когнитивный – знания (знание об основных требованиях, предъявляемых к знаниям умениям в выбранной деятельности);
  • Действенно-практический – умения (проявление интереса и склонности к конкретному виду практической деятельности, наличие адекватной самооценки),
  • Общетрудовой – отношение к деятельности (наличие у воспитанников интереса и уважения к любому труду, потребности в трудовой деятельности).

Уровни сформированности критериев и показателей позволяют определить эффективность действующей образовательной программы:

Высокий (выполнены все задания контрольного теста) - навык сформирован, не требует коррекционных мер.

Средний (в ответах допущены 1-2 неточности) - навык сформирован, но недостаточно, требует некоторых коррекционных мер.

Низкий (в ответах теста допущены 3 и более неточности или ответы не верные) - навык отсутствует, требуется комплекс коррекционных мер.

Контрольно-тестовые задания 1 года обучения.

<Приложение1>

Контрольно-тестовые задания 2 года обучения.

<Приложение2>

Контрольно-тестовые задания 3 года обучения.

<Приложение3>

Контрольно-тестовые задания 4 года обучения.

<Приложение4>

Эффективность действия любой программы определяется итогами обучения. Проведение систематической диагностики позволяет оценить учебный процесс в динамике и проследить индивидуальное продвижение детей в трудовом и творческом развитии, а также выявить рост педагогического мастерства самого педагога

Контроль знаний по программе “Чудеса своими руками” осуществляется на протяжении всех лет обучения. Диагностика охватывает всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по блокам или отдельным темам программы. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо обучающегося в установленное время (из-за болезни или по другим причинам) этот срез проводится в самое ближайшее время, но ни в коем случае не пропускается.

Контроль знаний позволяет не только выявить уровень обученности обучающихся по программе, но и скорректировать содержание календарно-тематического материала.