Омонимы и их виды

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи урока:

Обучающие:

  • научить применять в практической деятельности знания о синонимах, антонимах, омонимах;
  • научить понимать и ценить красоту русского языка;
  • учить работать в парах и группах, понимать друг друга, прислушиваться к мнению другого человека;

Развивающие:

  • обогатить язык учащихся лексическими средствами выразительности речи;
  • развивать творческие возможности учащихся, мыслительные процессы и познавательную активность;
  • развивать словесно-логическое мышление, наблюдательность, умение рассуждать, анализировать; развивать устную и письменную речь;
  • мотивировать необходимость знаний и возможность их использования;
  • содействовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к русскому языку.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оснащение урока:

  • компьютер, интерактивная доска,
  • мультимедийная презентация,
  • раздаточный материал,
  • словарь русского языка С.И. Ожегова, словари синонимов, антонимов, омонимов.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Мы с нетерпением ждём, когда же зима по-настоящему вступит в свои права и выпадет долгожданный снег. В ожидании данного момента я предлагаю вам почувствовать атмосферу прихода зимы в творчестве поэтов. Будьте очень внимательны, потому что сегодня мы многое узнаем о лексических средствах выразительности русского языка и в конце урока уже сможем заполнить эту схему (схема на доске).

II. Повторение пройденного материала.

Задание 1. Прочитайте отрывок из стихотворения (слайд 1).

Вьюга, снежная пурга,
Напряди нам пряжи,
Взбей пушистые снега,
Словно пух лебяжий!
Вы, проворные ткачи –
Вихри и метели,
Дайте радужной парчи
Для косматой ели!

Укажите в этом отрывке слова, которые обозначают одно и то же. Запишите их в тетрадь.

Давайте проверим (слайд 2).

Каким термином в русском языке называются слова, близкие или одинаковые по лексическому значению, т.е. по смыслу, но различные по звучанию? (Синонимы)

Синонимы (греч. synonimos – одноимённый) – слова, различные по звучанию, но близкие или одинаковые по лексическому значению: интересный – любопытный; глядеть – смотреть. (слайд 3)

Задание 2. Давайте проверим, насколько внимательно мы умеем находить слова, синонимичные друг к другу. На доске написаны два столбика слов. Необходимо найти среди них синонимы и соединить их стрелками (слайд 4).

Не забываем, что синонимы всегда принадлежат одной части речи.

мокрый                  зной
мечтать   удрать
холод   беда
горе   грезить
бежать   стужа
жара   сырой
молодость ? старость

Проверяем, верно ли мы определили синонимы (слайд 5).

Что вы можете сказать о паре слов молодость – старость? Конечно же, это антонимы.

Антонимы (греч. anti – против и onyma – имя) – слова с противоположным значением: весело – грустно, вместе – врозь, чёрный – белый (слайд 6).

Найдите среди примеров слово с непроизносимой согласной. Проверьте его (грустный – грустить).

III. Подготовка к восприятию нового материала. Работа в парах.

 У каждой пары на парте лежат карточки. Ваша задача – в пословицах и поговорках, написанных на карточках, найти антонимы.

Велик телом, да мал делом.
Язык длинный, мысли короткие.
Молодость плечами покрепче, старость головою.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Стар дед, да душа молода.
Смелый там найдет, где трус потеряет.
Старых почитай, молодых поучай.

Называем только пары антонимов: велик – мал, длинный – короткий, молодость – старость, маленькое – большое, дело – безделье, стар – молод, смелый – трус, найдёт – потеряет (слайд 7).

IV. Объяснение нового материала.

Вы заметили, что оба эти термина греческого происхождения. И если мы с вами внимательно посмотрим на изображение знаменитого корабля, за постройкой которого по преданию наблюдала сама древнегреческая богиня Афина, то увидим, что он напрямую связан с темой нашего урока (слайд 8).

Самая важная часть корабля, без которой его не было бы, – борт – это синонимы, без которых наш язык был бы бедный и невыразительный. Ведь именно синонимы делают нашу речь выразительной и гибкой.

Вот как оживляют синонимы стиль в сказке: Царь затосковал: Сел на мягкую траву и пригорюнился; Закручинился Иван-царевич, запечалился.

Следующая важная часть корабля – мачта – это антонимы. Без мачты к кораблю невозможно было бы прикрепить паруса, так же как без антонимов, например, была бы невозможна поэтическая речь или фольклор:

П.П. Ершов: «не на небе – на земле жил старик в одном селе.»
Ученье – свет, а неученье – тьма.

Конечно же, на корабле важную роль играют паруса. Однако все зависит от погоды. Иногда паруса мешают движению корабля. Как ни странно,в русском языке есть слова, которые ведут себя примерно также: с одной стороны, они обогащают язык, с другой, это помеха в общении: когда неясно, в каком смысле употреблено слово или форма слова, общение затрудняется. Такие слова называются омонимами.

Омонимы (греч.homos  – одинаковый и onyma  – имя) – слова, которые произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения: лук (овощ) – лук (оружие для метания стрел); плот(скреплённые в несколько рядов брёвна для сплава леса или переправы по воде) – плод(часть растения, содержащая семена).(слайд 9)

Давайте потренируемся находить омонимы и объяснять их лексическое значение в шуточном стихотворении Я. Козловского.

Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
– Где вы были? – У Лисички!
– Что вы ели там? – Лисички.(слайд 10)

Какие омонимичные слова вы нашли? Каково значение каждого из этих слов? Если возникли затруднения, обратимся к толковому словарю.

Норка

  1. Хищный пушной зверёк с густой блестящей шерстью.
  2. Жилище животного – углубление под землёй с ходом наружу.

Лисичка

  1. Съедобный гриб жёлтого цвета.
  2. Хищное млекопитающее с длинным пушистым хвостом.

Заполним схему «Лексические средства выразительности речи».

V. Первичная проверка понимания нового материала. Групповая работа.

Давайте разделимся на группы по 4 человека. Каждая группа получает карточку с заданием. Вам необходимо отгадать загадки с использованием омонимов. Если возникают сложности, можно воспользоваться словарём (слайд 11).

  1. В тетради я бываю
    Косая и прямая.
    В другом своем значении
    Я планка для черчения.
    И, наконец, порою
    В шеренгу вас построю. (линейка)

  2. Первая в норке иль в щелке живет,
    Кот ее выхода радостно ждет.
    Дружит вторая с компьютером нашим,
    Держат в руке ее Кати и Маши.
    Ну а под третью, коль что-то болит,
    Градусник ставит всегда Айболит. (мышка)

  3. Первые все мы в игре набираем,
    Если их больше – в игре побеждаем.
    Зренье вторые нам все улучшают,
    Летом от солнца глаза защищают. (очки)

  4. Первое шумно из пушки стреляет.
    Ну а второе спортсмены метают.
    Третье в скорлупке ореха найдешь,
    Если зубами его разгрызешь. (ядро)

  5. Первую находим, вычисляем,
    Много формул для нее мы знаем.
    На второй же митинги, парады,
    Погулять по ней всегда мы рады. (площадь)

  6. Первую утром девчонки плетут,
    Сено косить все вторую берут,
    Третья у речки песчаной бывает.
    Кто ж это слово быстрей отгадает? (коса)

  7. Первая ярко на небе сверкает,
    Дождь и грозу нам она предвещает.
    А вот вторую в одежде найдете,
    Быстро со скрипом ее застегнете. (молния)

  8. Первый можно завязать,
    Если папин галстук взять.
    А второй, словарь листая, –  
    Мера скорости морская. (узел)

Проверка выполнения групповой работы.

Слушаем внимательно, потому что некоторые загадки повторяются.

VI. Физкультминутка.

(слайды 12-13)

На экране будут появляться пары слов. Если эти слова-синонимы –приседаем, если антонимы – хлопаем в ладоши, если омонимы – поднимаем руки вверх.

Шум – тишина
Глаз – око
Слабый – сильный
Свет – тьма
Градусник – термометр
Вход – выход
Громкий – тихий
Луг – лук
Коса – коса
Зима – лето
Тосковать – пригорюниться
Найти – потерять

VII. Закрепление знаний и способов действий.

Мы уже знаем, что омонимы – слова, которые произносятся одинаково, но имеют совершенно разные значения. Посмотрите на экран (слайд 14). Являются ли омонимами следующие пары слов:

порок – парок? – да;
острая пилапила компот? – да;
простынь – простынь? – да, хоть эти слова и произносятся по-разному.

Все эти пары являются омонимами, разными видами омонимов.

Порок – парок – это слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному и имеют разное значение. Такие слова называются омофоны. Примеры в русском языке: порог – порок – парок, луг – лук, плод – плот, бал – балл, предать – придать (слайд 15).

Острая пилапила компот – слова, которые одинаково звучат лишь в некоторых грамматических формах и при этом чаще всего принадлежат к разным частям речи. Это омоформы. Например: лечу самолетом и лечу горло (слайд 16).

Простынь – простынь – это слова, которые совпадают в написании, но различаются в произношении (в русском языке чаще всего из-за различий в ударении). Это омографы (слайд 17).

е́ду – еду́
пи́ща – пища́
пла́чу – плачу́
про́пасть – пропа́сть.

VIII. Обобщение и систематизация знаний.

Омофоны, омоформы и омографы – это виды омонимов. Конечно, с первого раза сложно запомнить все эти термины и понятия. Постепенно вы их освоите. Сейчас для нас главное – научиться находить в тексте омонимы в их различных формах. Кстати, теперь нам достаточно знаний, чтобы завершить нашу схему?

Посмотрим на доску и проверим сами себя (слайд 18).

Давайте прочитаем шуточное стихотворение. На каком лексическом явлении основано данное стихотворение? Найдите омонимы и их разновидности.

Бобёр, в Лисе души не чая,
К ней заглянул на чашку чая
И вежливо спросил: “Не помешал?”
Лиса в ответ: “Ах, что вы, друг, напротив!”
И села в кресло мягкое напротив,
И ложечкою чай он помешал.

IX. Подведение итогов занятия.

(слайд 19)

Ребята, сегодня на уроке мы с вами говорили о лексических средствах выразительности речи. Что к ним относится? Что нового вы узнали? Какие задания вам понравились больше всего, а какие вызвали затруднения? Всегда помните, что при возникновении трудностей в выполнении подобных заданий, можно обратиться к словарям.

Рефлексия.

У вас на партах лежат стикеры. Я попрошу написать на них только одно слово, которое обозначает, что вы в данный момент чувствуете. Приклейте стикеры на нашу доску и сделайте вывод о том, как себя чувствует наш коллектив (слайд 20).