Урок окружающего мира "Лес и его обитатели". 2-й класс по программе "Начальная школа XXI века"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: Повторить, закрепить и углубить знания детей о царстве живой природы.

Задачи урока: 

Образовательные

  • Раскрыть и объяснить связи между жителями лесного сообщества
  • Организовать групповую работу по моделированию леса как лесного сообщества;
  • Помочь детям составить и запомнить правила поведения в лесу

Развивающие

  • Развитие коммуникативных навыков в ходе групповой работы
  • Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся
  • Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения
  • Развивать логическое мышление.
  • Развивать навык работы на компьютере
  • Развивать у детей чувство уверенности в своих возможностях.

Воспитательные

  • Воспитать детей бережному отношению к лесу
  • Продолжать формирование умения учащихся видеть красоту родной природы

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

– Послушайте вступление к уроку и определите тему. (Классическая музыка)

– Учитель:

Много на нашей земле разных чудес:
И высокие горы, и глубокие реки, и ледяное море, и жаркие пустыни.
Но, пожалуй, самое большое чудо- это лес!
Зайдёшь в прохладную зелёную чащу и столько же всего услышишь и увидишь!
Листья зашелестели, птицы поют, кто-то в траве шуршит
Сколько же здесь всяких тайн!
«Лес его обитатели» (слайд 1)

Учитель:

Мы сегодня входим в лес,
Полон сказок и чудес
Кто в лесу таиться?
Что за зверь? какая птица?
Всё узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны! (слайд 2)

– Сегодняшний урок мы проведём в виде игры. В нашей игре 4 этапа. Итак, отправляемся в путь!

II. Актуализация знаний

Посмотрите на картинки, запишите в 3 столбика названия лесных обитателей.

Операторов попрошу занять места за компьютерами, создайте таблицу из трёх колонок и 8 строк

(слайды: дети записывают названия лесных обитателей в таблицу, а операторы печатают в таблицу на компьютерах)

Физкультминутка для глаз

(слайд 19)

III. Работа над новым материалом

Переходим к следующему этапу игры. Он называется (слайд 20) – лесные цепочки.

Американский учёный сформулировал один из законов экологии .

Давайте рассмотрим как действует экологическая цепочка. (слайд 21) (приложение 1)

IV. Проектная работа в группах «Лесное сообщество»

1, 2, 3 группы
Перед вами листы (конверты с картинками)
наклейте их на листы и составьте цепочку

Учащиеся в течение 10 минут работаю над составлением экологической цепочки. Далее представитель группы защищает проект, а остальные ребята оценивают.

После защиты всех проектов делаем общий вывод: все друг другу нужны. Нет лишних. Все живут сообща, поэтому лес называют природным сообществом

V. Физкультминутка

Учитель: Давайте погуляем по лесу. Встаньте, пожалуйста. Будьте внимательны. Если я назову птицу – вы поднимаете руки, если деревья и кустарники – поворачиваете головой по сторонам, если грибы – приседайте, Но я расставила ловушки, будьте внимательны!

(кукушка, липа, лисичка, дрозд, малина, клёст, опёнок, крокодил, сова, мухомор, ежевика, верблюд, берёза) – МОЛОДЦЫ!

VI. Что дает нам лес?

Учитель: Люди всегда понимали, что без леса жизнь на планете невозможна. С древних времён лес, верно служил человеку. Люди каменного века жили сначала за счёт лесных продуктов – ягод, грибов. Вскоре они научились делать орудие и кров, охотиться на зверей, но время шло. Общество развивалось, потребности человека росли. И сейчас лес играет огромную роль в жизни людей.

(просмотр презентации ЧТО даёт нам лес?) (cлайды 22-30)

Учитель: Возьми-ка скорей карандаш и тетрадь – тоже сделанные из дерева! – и запиши всё, чем тебя одаривал лес.

VII. Работа в рабочих тетрадях

VIII. Составление правил поведения в лесу

Ситуации.

  1. Ребята отдыхали в лесу. Кто-то заметил «ТИХО» , очень даже птицы, не поют. Скучно. Давайте включим музыку.
  2. Ребята вырыли яму под кустом и сложили в неё весь мусор, который остался у них после отдыха
  3. На земле валялась бумага, мятые пакеты. Всё это сожгли на костре.

Учитель:

– Лес прочное природное образование! Леса существуют на земле сто, тысячи лет и НИКТО И НИЧТО не может уничтожать лес.

– Так ли это?

– Кто может уничтожить лес?

– Как должен вести себя человек в лесу, чтобы не навредить природе? (работа по учебнику).

– Какие вы знаете правила? (Чтение правил, слайды 31-36)

VIII. Подведение итогов

Много разных авторов писали о природе.

Чтение стихотворений о временах года (приложение 2) (слайды 37-40)

Выводы:

– Что запомнили?

– Что узнали нового?

– Что было самым интересным?

Песня «Мир не прост» (приложение 3) (слайды под музыку 41-50)