Развитие духовного мира детей на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Начиная со времен античности, и на протяжении всей истории проблема развития духовного мира ребенка волнует педагогов. Сегодня, как никогда, учителю изобразительного искусства непросто пристало воспроизводить знания, но и управлять процессом нравственного воспитания учащихся. Именно художественное образование, затрагивая струны души ребенка, является двигателем в развитии общества в целом и каждой отдельной личности в частности.

Происходящая в наше время модернизация образования, напрямую связана с идеями гуманизации, а следовательно, развитием духовности в обществе. Истина, добро и красота – составляющие философского определения «духовный мир».

Рассмотрим это понятие. Духовный мир – это индивидуально-личностное пространство человека. Именно духовность отличает человека от животного и определяет его поведение. Начало человеческой гармонии заключается в духовном мире. На основе исследований В.В.Давыдова, Г.С. Батищева, Л.Н.Когана выделяем составляющие духовного мира человека:

Организационная диаграмма

Для темы, связанной с развитием духовного мира детей, наиболее актуальной представляется эмоционально-чувственная сфера, наиболее затрагиваемая во время занятий изобразительным искусством. Изобразительное искусство психологами и педагогами принято рассматривать в качестве средства художественно-творческого развития личности (А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Е.А. Игнатьев, Р.Г. Казакова, Т.С. Комарова, B.C. Кузин, Г.В. Лабунская, А.А. Мелик-Пашаев, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Т Л. Шпикалова). Однако в последние годы появился ряд исследований, в которых изобразительная деятельность учащихся рассматривается не как сумма накопления изобразительных знаний, умений и навыков, а как отражение их духовного бытия (А.А. Голуб), средства нравственного воспитания (К.В. Гаврилович. И.И. Казимирская), патриотического воспитания духовности (Н.В. Буруева, Б.М. Неменский), развития духовного мира (Н.Е. Андрющина). Интересно, проанализировать педагогические идеи прошлых веков. Нравственное воспитание непременно включало в себя и религиозный аспект. Например, Е.Ф.Сосунцов, выступал на педагогических курсах в Иркутске в 1913 году, по теме «Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики». «Школа без преподавания нравственности, основанной на религиозном учении, готовит не людей в истинном значении этого слова, а дрессированных зверей, злобных, диких и разнузданных. Безрелигиозная нравственность лишена твердой опоры, и преподавание ее не имеет никакого действительного значения, так как всякий человеческий авторитет, на котором она покоится. рано или поздно должен рушиться»[1]. Профессор Сикорский И.А. рассматривает религиозное чувство как «одно из самых естественных чувств дитяти, и пренебрежение развития этого чувства равносильно игнорированию или непризнанию естественных законов развития человеческой души"[2]. По взгляду Наторпа, нравственное воспитание должно проникать во все стороны школьного обучения. "Уродливо было бы не только пренебрежение нравственным воспитанием в сравнении с интеллектуальным и техническим, но также если бы они шли рядом, не касаясь друг друга"[3].

П. Соколов в «История педагогических систем» пишет: «Мы не можем судить о состоянии человеческого ума в отдаленном будущем и потому не имеем права говорить о бесполезности религии в будущем. Но для нас может быть ясно прошлое и настоящее. Значение религии в течение тысячелетий истории человечества бесспорно, притом значение положительное, а настоящее успело уже показать плоды безрелигиозного воспитания в разных странах»[4]. И снова обратимся к Е.Ф.Сосунцову. Уж очень многое в его взглядах 1913 года актуально и сегодня: «Падение нравственности, развитие эгоизма среди современного человечества сделалось явлением обычным, и безнравственность начинает принимать форму силы, которой не только не стесняются делающие зло другим, но которую ценят, как проявление ума и смелости. И в этой переоценке всего культурного успеха человечества повинно современное руководящее общество, воспитанное на началах только разума»[5]. Замечателен вклад в православную педагогику Николая Дмитриевича Ушинского. Его "Педагогическая антропология" в которой разбираются глубочайшие проблемы формирования личности ребенка, должна стать настольной книгой православного учителя. Важны также работы Н.И. Пирогова, горячо радеющего о целостном воспитании. Ни с чем не сравним необыкновенный опыт Сергея Александровича Рачинского, который создал свою сельскую школу-общину, крайне полезны современному учителю педагогические интуиции и установки протоиерея Василия Васильевича Зеньковского. Известная история, давно ставшая притчей, заставляет задуматься. В одном французском суде разбиралось дело пятнадцатилетнего подростка, обвинявшегося в убийстве старухи. Председатель суда спросил обвиняемого: "Убили ли бы вы старуху, если бы знали, что у нее денег только один франк и сорок сантимов "? Обвиняемый самоуверенно ответил: "А почему же нет. Я работаю за всякую плату". Когда было предоставлено слово защитнику, он сказал : "Господа судьи. В этом убийстве я обвиняю вас, а не кого другого. Вы изгнали из школы учение о Боге, о религии, о душе и требуете от людей добра. Обвиняемый должен был убить кого бы то ни было, он сделался убийцей по вашей вине, и истинными виновниками я считаю не его, а вас" Действительно, церковь, как общественная сила, всегда служила опорой праведной жизни для отдельных людей. Она низом своим касается земли, а вершиной восходит к небу, дает земному бытию смысл небесного добра. Школа, находящаяся в союзе с церковью, служила лучшим образцом истинного воспитания духовного человека. Из всех видов искусства изобразительное искусство выделяется как наиболее эффективное средство для решения задачи воспитания духовности и развития духовного мира школьников. Авторы действующих сегодня общеобразовательных программ по изобразительному искусству, Т.Я.Шпикалова, В.С.Кузин, Б.М. Неменский, также опираются на эмоционально-чувственную сферу ребенка. Однако, первенство в данном вопросе, на мой взгляд, принадлежит Б.М. Неменскому. Так, в качестве ведущего метода развития духовности и активизации творческого начала у учащихся Б.М. Неменский и Б.П. Юсов предлагают метод развития эмоционально-чувственного сопереживания. Следовательно, как эмоционально-чувственная сфера является господствующей для искусства, так и роль предмета ИЗО основополагающая в формировании духовности растущего человека. Неменский Б.М.утверждает, что изобразительное искусство способно стать действенным средством духовного развития учащихся. В концепции Б.М. Неменского особую роль играет освоение искусства и художественно-творческая деятельность учащихся. Программа Б.М. Неменского позволяет мне, как учителю ИЗО, на протяжении всего курса изобразительного искусства с 1по 9 класс, обращаться к темам, отражающим христианские традиции многократно на протяжении всего курса обучения изобразительному искусству:

класс Тема урока по программе Составляющая содержательная
1 класс Город, в котором мы живём. Заочная прогулка по родному городу и его храмовым постройкам с последующей зарисовкой.
2 класс Выражение характера человека в изображении. Мужской и женский образы. Беседа о том, то такое доброта, почему времена меняются, а понятие «добро» неизменно? Возможны примеры из Библейских рассказов.Изображение образа сказочного героя с передачей характера.
3 класс Памятники архитектуры – наследие веков. Изучение и изображение одного из храмовых памятников архитектуры родного города по выбору учащихся.
Праздник в городе. Один из вариантов выполнения рисунка украшения города к празднику – «Рождество», «Пасха» по желанию учащихся.
4 класс Гармония жилья с природой. Моделирование из бумаги традиционной российской деревни, деревянной храмовой архитектуры.
Образ красоты человека. Беседа о влиянии православных традиций на представление о русском образе красоты человека. Изображение женского или мужского образа для коллективной работы.
Народные праздники. Православные праздники в русской деревне. Коллективные работы.
Древние соборы. Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Лепка.
Города русской земли. Беседа-путешествие по древним городам России, знакомство с особенностями храмовой архитектуры. Поиск иллюстративного материала.
Все народы воспевают материнство. Знакомство с понятием «икона», образом «Богоматерь Владимирская». Образ Девы Марии в западноевропейском искусстве.
Все народы воспевают мудрость старости. Беседа о притче «Возвращение блудного сына» и одноименной картине Рембрандта.
5 класс Внутренний мир русской избы. Божница – жизненно важный центр в крестьянском доме. Зарисовка интерьера избы.
Роль современных народных промыслов в современной жизни. Исследовательская работа одной из групп учащихся об истории Палеха. Представление темы на уроке-семинаре.
6 класс 1.Портрет в живописи. 2.Роль цвета в портрете. Создание портретного образа с передачей характера одного из героев Библейских преданий. Знакомство с произведениями выдающихся художников по данной теме.
7 класс Библейские темы в изобразительном искусстве. Особенности изображения в православном и католическом искусстве. Иллюстрирование Библейских преданий.
8 класс Модуль с элементами краеведческой направленности. Храмовая архитектура Ярославского края. Стили в храмовой архитектуре Ярославского края.Интерьер церкви.Подбор и копирование изображений храмовых памятников архитектуры края по выбору учащихся.
9 класс Связь искусства с жизнью человека. Урок – семинар. Индивидуальная поисковая работа учащихся и выступления. Христианство в зеркале многовековой мировой культуры.

 Таким образом, обращение к теме христианства возможно на протяжении всего курса обучения изобразительному искусству, то есть носить сквозной характер. "Ни один нормальный человек, живущий в обществе, не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование, объект, значение"[6].

Переходя к теме «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве» 7 класс, важно учитывать следующие моменты. Роль учителя изобразительного искусства отлична от роли учителя мировой художественной культуры. Урок ИЗО не ограничивается только рассказом и показом произведений. В ходе этого урока необходимо научить ребенка создавать самостоятельную композицию. Здесь велико искушение предложить детям абсолютную свободу выбора библейской тематики. Однако, следует помнить:

  1. в общеобразовательных школах учатся дети не только из православных семей, но и из семей принадлежащих к другим концессиям, или неверующих семей;
  2. необходимо заранее попросить детей вспомнить Библейские предания, по- возможности, принести на урок детское издание Библии;
  3. без предварительной грамотно и тактично выстроенной беседы невозможно погружение в тему;
  4. для демонстрации и анализа следует отбирать небольшое количество художественных произведений, понятных детям;
  5. ни в коем случае не стоит предлагать изображать икону, ведь даже учащиеся воскресных школ и православных гимназий, не обладающие достаточным мастерством, не пишут лики на иконах;
  6. предлагаемая учителем тематика Библейских сюжетов, должна быть достаточно широкой и соответствовать возможностям каждого ребенка в классе.

При демонстрации иллюстративного материала беседу начинаю с иконописи и фресок А.Рублева, Феофана Грека, Симона Ушакова. Затем перехожу к картинам В.Боровиковского, Н.Ге, В.Васнецова, И. Айвазовского, М.Чюрлёниса. А.Егорова, М.Нестерова. Из произведений западноевропейских художников представляю Рембрандта, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Г.Доре, П.Брейгеля – старшего. Сравниваю отношение художников к одному и тому же сюжету Параллельно с картинами русских художников показываю иконописные изображения. В результате беседы каждый ученик понимает, что картина служит для эстетического наслаждения, а икона есть и предмет эстетический, и предмет молитвенного почитания. Достойным сопровождением такой беседы будет мультимедийная презентация, в которую включены не только произведения мастеров, но и фотографии работ учащихся школы по данной теме. Освещение Библейской темы, выстроенное таким образом, не сможет оставить детей равнодушными.

Схема изучения данной темы выглядит следующим образом:

Учитывая особенности содержания Библии, прежде всего предлагаю детям сюжеты не из Нового, а из Ветхого Завета: «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Ноев ковчег», «Райский сад», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Вавилонская башня», «Предания о Моисее», «Предания о Иосифе», «Царь Соломон» и т.п. Интересны могут быть композиции «Благовещение», «Рождество», «Бегство в Египет». Особо близки детям темы «Ангел Хранитель», «Русские святые», «Вера и Церковь». Считаю, что эти темы также можно предложить детям для создания композиции. Тем более, что лучшие работы учащихся, отражающие данную тематику, успешно участвуют в православных конкурсах детского творчества «Красота Божьего мира», «Гренадеры, вперед!». Практическую часть работы дети выполняют в три этапа: эскиз; перенос эскиза на формат, работа в цвете. Материалы для выполнения рисунка дети выбирают самостоятельно (гуашь, масляные мелки, цветные или простые карандаши. Таким образом, учитель может заинтересовать детей миром библейских картин и помочь понять язык иконы, рассказав о символическом языке иконописи, предоставив возможность попробовать себя в роли опытного мастера самостоятельно создающего композицию на определенный самостоятельно сюжет, в самостоятельно выбранной технике. Именно такой подход к данной теме ставит ребенка перед ответственным выбором, не только обучает, но и способствует воспитанию личности.

В наши дни отовсюду говорят о критической запущенности российской системы образования, о необходимости ее реформирования. Стремясь к «новой школе», внутренне, а не внешне проникнутой началами духовности, важно суметь через «островки» православной культуры воспитать душу ребенка и целого народа. А для этого каждый педагог ИЗО не должен забывать, что из всех видов искусства изобразительное искусство выделяется как наиболее эффективное средство для решения задачи воспитания духовности и развития духовного мира школьников.

  1. Сосунцов Е.Ф. Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики, с.93., 1913.
  2. Проф. И. А. Сикорский. Душа ребенка., с.99. Изд. 1909 г.
  3. Наторп . Культура народа и культура личности. Сочинения., с.126, Пер. Рубингатейна. Изд. 1912г.
  4. Соколов П. . История педагогических систем., с.132, Изд. 1913.
  5. Сосунцов Е.Ф. Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики, с. 25, 1913.
  6. Рибо Т. Психология чувств . Изд. Иогансона.

Литература.

  1. Heменский. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987.
  2. Heменский Б. М. Познание искусством. М: Издательство УРАО, 2000.
  3. Heменский Б. М. Приглашение к диалогу. М.: Издательство МИОО, 2003.
  4. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М.: Просвещение, 2009.
  5. Сластенин В.А. Педагогика. М.: ACADEMA, 2005.
  6. Сосунцов Е.Ф. Религиозно-нравственное воспитание с точки зрения экспериментальной педагогики, с.93., 1913.
  7. Соколов П. . История педагогических систем., с.132, Изд. 1913.
  8. Грахольская О.Г Проблемы теории обучения. Иркутск: Оттиск, 2007.
  9. Библейская энциклопедия. М.: Росс. Библ. общ., 1998.
  10. Проф. И. А. Сикорский. Душа ребенка., с.99. Изд. 1909 г.
  11. Наторп . Культура народа и культура личности. Сочинения., с.126, Пер. Рубингатейна. Изд. 1912г
  12. Филатов В.В. Краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996.
  13. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. Л.: Художник РСФСР, 1974.
  14. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании. СПб., 1894; Ушинский К.Д. Собр. соч. М., 1988.
  15. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1996.
  16. Рибо Т. Психология чувств . Изд. Иогансона.