Интеллектуальный марафон

Разделы: Математика, Русский язык, Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Учебный предмет: математика, русский язык, литература.

Место урока в разделе: внеклассное мероприятие по предметам.

Вид мероприятия: деловая игра.

Цели и задачи: Школьный интеллектуальный марафон – это многопредметное интеллектуальное соревнование школьников, это внутришкольная учебно-воспитательная работа, которая направлена на развитие личности каждого ученика. Он является той формой учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личности, а именно: участвуя в марафоне, обучающийся проявляет стремление к самореализации; у него формируется навыки планирования и самоконтроля; ему приходится проявлять системность, креативность и критичность мышления. Получение результатов своей деятельности с комментариями специалистов и соотнесение их с результатами других участников способствует формированию ученика адекватной самооценки и уровня притязаний, а также учит его брать на себя ответственность за результаты собственной работы.

Участники марафона: Все желающие учащиеся 5-11-х классов.

Структура марафона.

  • подготовка заданий для учащихся;
  • объяснение учащимся порядка и правил проведения марафона;
  • обработка полученных результатов;
  • подведение и освещение результатов и итогов марафона;
  • награждение победителей на общешкольной линейке.

Условия игры: Игра провидится с группами обучающихся. В результате отборочного тура выделяются школьники непосредственно участвующие в ходе игры. Каждые два вопроса оцениваются одним баллом.

Ход игры

I. Отборочный тур

Найди лишнее

  1. Цветаева М.И., Пифагор С., Маяковский В.В., Есенин С.А.
  2. Синонимы, антонимы, омонимы, рассуждение
  3. сложение, медиана, вычитание, деление
  4. прямоугольник, куб, треугольник, луч

II. Основной тур

Вопросы на выбор (презентация)

1. Вопросы раздела «математика» 

  • 5 класс

3 б. Когда делимое и частное равны между собой? (При делении на 1)

4 б. Что больше полкилограмма железа или две четверти килограмма ваты? (одинаково)

5 б. В одной семье два отца и два сына. Сколько в семье человек? (3 ч.)

  • 6 класс

3 б. Произведение, каких чисел всегда дает единицу? (взаимно обратных чисел)

4 б. Сколько делителей у простого числа, и какие? (2 делителя, само число и единица)

5 б. На какое число надо умножить, чтобы получить число меньше первого множителя? (на число меньше единицы)

  • 7 класс

3 б. Кто впервые описал науку геометрию, как Начало? (Евклид)

4 б. Как называется отрезок, который делит сторону треугольника пополам (медиана)

5 б. Предложение, не требуемое доказательств (аксиома)

  • 8 класс

3 б. Назовите Египетские числа и обоснуйте их условия (3, 4, 5 стороны прямоугольного треугольника)

4 б. (?-2в)(?+?)=9а2 -? Восстановите равенство (3-2в)(3+2в)=9а2 – в2

5 б. Отрезок, который имеет направление, называют … (вектор)

  • 9 класс

3 б. Сколько прямых можно построить через точку параллельно данной? (одну)

4 б. Не решая уравнения, определите знак корней уравнения х2-25х+37=0 (положительный)

5 б. Кто вывел формулу для нахождения площади произвольного треугольника по трем известным сторонам? (Герон Александрийский )

  • 10 класс

3 б. Из гнезда вылетело 3 скворца. Могут ли они лететь в одной плоскости? (да)

4 б. Найдите корень уравнения:(3)

5 б. Что такое апофема? ( Высота, проведенная в боковой поверхности пирамид)

  • 11 класс

3 б. Кто впервые вывел формулу нахождения определенного интеграла? (одновременно Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц)

4 б. Какой угол имеет одинаковое значение синуса и косинуса? (45 градусов)

5 б. Почему теорему Пифагора иногда называют «пифагоровы штаны»? (Сам Пифагор доказал ее достроив, к сторонам квадраты и тем самым создал штаны)

2. Вопросы раздела «русский язык»

  • 5 класс

3 б. Детей зовут Сева, Сеня, Кеша. Как будут их звать, когда они вырастут? (Севастьян, Семен, Иннокентий)

4 б. Первое – нота, второе – тоже, а целое – на горох похоже (фа-саль)

5 б. Без м – в лесу мне красоваться, а с м – суда меня боятся (ель-мель)

  • 6 класс

3 б. О каком существительном идет речь? Ее слагают и рассказывают, она о ком-нибудь или о чем-нибудь ходит (легенда)

4 б. Мой корень – родственник сраженью, приставка – в слове заявление, в наборщике есть суффикс мой, а весь – тружусь я под землей (за-бой-щик)

5 б. Как название буквы превратить в муху? (це-це)

  • 7 класс

3 б. В старину заготовка осиновых чурок для изготовления ложек и прочих мелких деревянных изделий считалось совсем простым занятием, почти бездельем. Так в русском языке появился фразеологизм. Вспомните, какой, что он означает? «Бить баклуши»

4 б. Как с помощью одних личных местоимений можно назвать чистые фрукты? (вы-мы-ты)

5 б. Как называется часть речи, которая образуется от глагола, но отвечает на вопрос «какой»? (причастие)

  • 8 класс

3 б. Даны слова из языка неизвестного племени грибарей. Подберите русский перевод этих слов. Как по-грибарски будет подосиновик, береза.

Крумозорча – березовый
Кулорды – осиновый
Мозорды – осина
Кулорт – подберезовик

(Береза – мозорт, подберезовик – крукулорча)

4 б. Определите лишнее в каждой строчке:

А) Метафора, метонимия, сравнение, эпитет
Б) Очерк, эссе , рецензия, рассуждение
В) Тема, проблема, идея, композиция

(эпитет, рассуждение, композиция)

5 б. Объясните степени родства.

а) Свекор, б) теща, в) деверь, г) свояк, д) золовка,

а) свекор – отец мужа; б) теща – мать жены; в) деверь – брат мужа; г) свояк - муж сестры жены; д) золовка – сестра мужа;

  • 9 класс

3 б. Найдите слова-омографы: я – травянистое растение c цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение и превращаюсь я в конфету

4 б. По данному описанию отгадайте букву русского алфавита: Букву на плече носил, на лугу траву косил (буква Г)

5 б. Какое явление лингвистики объясняет придуманная академиком Щербой фраза: гокая куздра штеко болданула бокра и кудрячит бокренка (грамматическое значение частей речи)

  • 10 класс

3 б. Объясните фразеологизм «метать бисер перед свиньями». (общаться с людьми, не стоящими этого)

4 б. Как измерить расстояние нотами? (ми-ля-ми )

5 б. По данному описанию, определите знак препинания:

Всегда услышать норовят
То, что другие говорят. (кавычки)

  • 11 класс

3 б. Вместо вопроса поставьте слово так, чтобы получились правильные равенства

брег - берег = прах - ? (порох)

4 б. Отгадайте зашифрованное словосочетание.

Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи.
По одежде пробежит –
И одежда станет чище.

(щётка платяная)

5 б. Расшифруйте высказывание лингвиста А.М. Кондратова

(Передача смысла, значения – вот цель нашего общения, главная задача человеческого языка.)

3. Вопросы раздела «Литература»

  • 5 класс

3 б. Определить героя по описанию: Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…» (Черт. «Ночь перед рождеством», Гоголь Н.В.)

4 б. Кто были первые русские святые? (Князья Борис и Глеб)

5 б. Назовите героев, изображенных на иллюстрации. Назвать произведение и его автора

 

(А.П. Чехов «Каштанка», столяр Лука Александрыч и Каштанка)

  • 6 класс

3 б. Как называется короткий текст перед произведением или его частью, который выражает идейный смысл произведения? (Эпиграф)

4 б. Как известно, великая Троянская война началась из-за того, что три богини Гера, Афина и Афродита не поделили яблоко. Какая была надпись? («Прекраснейшей»)

5 б. Определите стихотворный размер отрывка.

Печальная берёза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она. (ямб)

  • 7 класс

3 б. Назвать героя и произведение по описанию: …весь был он создан для бранной тревоги и отличался прямотой своего нрава…Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне…Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия. (Тарас Бульба. Повесть « Тарас Бульба»)

4 б. О чем идет речь? Последовательное описание исторических событий их свидетелем или участником; древнейший вид повествовательной древнерусской литературы; записи важнейших исторических событий по годам. (летопись)

5 б. В каком произведении его герои думали, что булочки в том самом виде на деревьях растут, как их с кофеем утром подают? (“Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил» Салтыков-Щедрин М.Е.)

  • 8 класс

3 б. В каком произведении герой “жалует заячий тулуп со своего плеча и нисколько об этом не жалеет”. («Капитанская дочка» А.С. Пушкин)

4 б. Литературное направление, название которого восходит к латинскому слову “образцовый”. (Классицизм)

5 б. Какими цветами торговала Лиза, героиня повести Карамзина? (Ландышами)

  • 9 класс

3 б. Назовите прозвище А.С. Пушкина в литературном обществе Арзамас (Сверчок)

4 б. Куда ходили Вяземский и Пушкин в период жестокой цензуры, чтобы поговорить спокойно: в баню, в Летний сад, катались по Неве(в баню)

5 б. Продолжите фразу из романа «Евгений Онегин» «Чем меньше женщину мы любим, тем …» (больше нравимся мы ей)

  • 10 класс

3 б. Назовите русского писателя, чье имение называлось Спасское-Лутовиново? (И.С. Тургенев)

4 б. Какое знаменитое произведение русского искусства «оживил» А.С. Пушкин в своем творчестве? (памятник Петру I в поэме «Медный всадник»)

5 б. Восстановите четверостишье А.С. Пушкина

Воды глубокие
Плавно текут
Люди премудрые
… живут (тихо)

  • 11 класс

3 б. С именами, каких писателей связаны географические названия: Багдади, Константиново. (В.В. Маяковский, С.А. Есенин)

4 б. Какому автору принадлежит стихотворный цикл «Конквистадоры» (Н. Гумилев)

5 б. Виды комического:

А) сатира, юмор, гротеск;
Б )ирония, юмор, гротеск;
В) сатира, юмор, гипербола. (А)

III. Заключительный этап.

Подведение итогов, награждение победителей.