Обобщение педагогического опыта работы по организации научно-исследовательской деятельности младших школьников. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Учителя, долгие годы работающие в школе, знают, какое бесчисленное количество методов и форм обучения приходило и уходило вместе со временем. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Не столь новой, но востребованной в обучении является научно - исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Важно именно в начальной школе создать психолого-педагогические условия для реализации возрастной потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.

Цель своей работы в области организации научно-исследовательской деятельности младших школьников определила как совершенствование педагогического мастерства, сопровождающего развитие научно - исследовательской деятельности учащихся, формирование и развитие исследовательского поведения учеников, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную научно - исследовательскую деятельность.

Исходя из поставленной цели, были выделены задачи:

- научить детей слушать учителя, выделять в сказанном главное, вести наблюдения, ясно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, делать теоретические выводы и умозаключения, представлять результаты эксперимента в виде схем, таблиц, графиков, работать с дополнительной научной, справочной и энциклопедической литературой, представлять результаты исследования в виде публичного выступления;

- формировать умение в постановке задач, выдвижении гипотезы, планировании своей деятельности по заданной теме;

- развивать логическое мышление, творческие способности, коммуникативные умения;

- мотивировать детей к проведению простейших наблюдений над явлениями и процессами, стимулировать творчество и самостоятельность, потребность в самореализации, самовыражении.

Построение работы по развитию исследовательской деятельности младших школьников осуществляется по следующим направлениям:

1. Изучение и анализ научно-методической литературы. Определены эффективные технологии и методы формирования у учащихся учебно-исследовательской деятельности на практике. Педагогические технологии: проблемное обучение, проектная технология, здоровьесберегающая технология, ИКТ, технология нестандартных уроков, технология критического мышления, технология создания учебного успеха. Формы и типы уроков: урок-игра, урок-путешествие, урок групповой работы, урок-соревнование, урок личного успеха, урок парной работы. Методы и приемы: "открытие" нового знания, "привлекательная цель", "своя опора", "светофор", "ответ на ухо", метод опережения, "лови ошибку", "опрос по цепочке", "тихий опрос", "программируемый опрос".

2. Диагностика учащихся. Для осуществления индивидуального и дифференцированного подхода проведено анкетирование родителей с целью определения значимости развития исследовательского поведения детей и готовности родителей к сотрудничеству. Проведено тестирование детей по выявлению склонностей и их интересов. Выявлены группы учащихся, которым интересна математика, природа и естествознание, гуманитарные науки. Совместно с психологом определена группа одаренных детей. Проведена диагностика мотивации к исследовательской деятельности и диагностика уровня умственного развития учащихся.

3. Изучение авторских программ по формированию исследовательской позиции учащихся. Изучены программы А.И.Савенкова "Исследовательская деятельность младших школьников", которая позволяет помочь детям освоить первичные навыки проведения самостоятельного исследования; А.З. Зак "Методы развития интеллектуальных способностей детей", Е. Шулешко "Социо-игровые подходы к педагогике" и др.

4. Разработка и проведение занятий по формированию исследовательской деятельности учащихся Разработаны и проведены следующие занятия: "Что можно исследовать? Как выбрать тему исследования?", "Что такое цель, задачи и гипотеза исследования?","Как составить план исследования?", "Какие существуют методы и приемы исследования?", "Что это такое - эксперимент?" Собраны и применяются методики и упражнения по формированию эффективного мышления учащихся.

5. Количество учеников, ведущих самостоятельное исследование. 2 класс - 8 человек.

6. Достижения учеников Участие: региональный конкурсе "Я - исследователь!", муниципальный фестиваль исследовательских работ "Мы патриоты планеты Земля"; фестиваль исследовательских работ "Мы - жители планеты Земля"; республиканская научно-практическая конференция "Гном"; фестиваль исследовательских работ "Мы - жители планеты Земля". Ученики 2 класса представили свои исследовательские работы и презентации к ним для участия в вышеназванных конкурсах.

7. Развитие коммуникативных умений и навыков. Осуществляется анализ следующих показателей для оценки развития коммуникативных умений и навыков:

1. Кол-во учащихся, которые умеют грамотно, лаконично выражать свои мысли.

2. Кол-во учащихся, которые способны проявить толерантность в обсуждении проблемы.

3. Кол-во учащихся, которые владеют навыками презентации своей работы.

Способы отслеживания: -

1. Наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы.

2. Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д.

3. Тест оценки коммуникативных умений. Учащиеся 2 класса подразделяются на группы с высоким уровнем коммуникативных компетенций - 8 чел, средним - 12, низким - 3.

Как показывает практика на первом этапе программа обучения научно - исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений и информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.

Кратко остановлюсь на некоторых из них.

1). Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).

2). Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: может быть, допустим, возможно, что если, наверное).

3). Развитие умений задавать вопросы (верно ли, что; надо ли; должен ли; что? где? почему?).

На втором этапе - организация коллективной работы, где необходимо заинтересовать детей и мотивировать их к исследовательской деятельности. Совместно с учениками разрабатывается маршрут исследования (план) по выбранной теме, формулируется цель, задачи, выдвигается гипотеза, затем ведется самостоятельная исследовательская работа по группам.

При организации работы по развитию научно - исследовательской деятельности младших школьников необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

- интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

- возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

- научно-исследовательская деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

- сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

- педагог не просто передаёт определённый объём информации, а формирует развивающую среду.

В своей работе сочетаю традиционные и новые педагогические технологии, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность детей. Нестандартные методы и приемы обучения позволяют формировать у школьников личную ответственность, веру в возможности, преодолевать трудности, увлекают учащихся познавательной деятельностью, ускоряют развитие сильных учеников и дают возможность слабым освоить наиболее трудные места программы.

Для достижения учебной самостоятельности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная система. Поэтому в своей работе использую современный метод фиксации и оценивания учебных достижений учащихся, как компьютерный тест (программно-методический комплекс "Семейный наставник" и авторские электронные тесты). Для тематического и итогового контроля создаются разноуровневые контрольно-измерительные материалы, тестовые формы, само- и взаимопроверки, опорные схемы, рейтинговые таблицы. Использование в работе собственных КИМов и авторских методик контроля: "Светофор", "Тренировочная контрольная работа", "Взаимоопрос" помогают решать как психологические (снятие стресса), так и дидактическеи задачи (повышение учебной мотивации, формирование навыка самооценки, развитие психических процессов личности). Применение современных технологий способствует систематическому развитию интеллекта и творческого мышления учащихся, позволяет не только разнообразить учебную деятельность, но и добиваться позитивной динамики в образовательном процессе.

Для достижения поставленных целей использую различные средства обучения. При этом выбор необходимых средств осуществляю с учётом доступности, наглядности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как материалы учебника, справочной, энциклопедической литературы, и современные данные компьютерной сети Internet. Широко в работе использую наглядность, разнообразный раздаточный материал, ТСО (создана фонотека и фильмотека), что отвечает возрастным особенностям учащихся начальной школы.

В современных условиях образовательного процесса не обойтись без применения информационно - коммуникационных технологий обучения. В кабинете имеется стационарная интерактивная доска, возможности которой используются в полной мере: работа с электронными интегрированными образовательными средами "1С: Образование", электронными учебными пособиями "Природа.Человек, Общество", "Математика и конструирование", интерактивной детской энциклопедией "Кирилла и Мефодия".

Информационно-коммуникационная компетентность позволяет создавать авторские интерактивные учебные медиа продукты для каждого урока, использовать ресурсы Интернета как на уроках, так и для самореализации и профессионального роста. Самостоятельно разрабатываю компьютерные презентации.

Исходя из собственного опыта работы можно сделать следующие выводы:

1. Для вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность необходимо: общий интерес как со стороны учащихся, так и педагога к проблеме; актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость; необходимость разработки темы в связи с местными условиями, учитывая при этом приоритетные направления в системе Российского образования.

2. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на урока, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь.

3. Организация исследовательской деятельности позволяет учителю обеспечить самостоятельную отработку пропущенного учебного материала.

4. Для активизации исследовательской деятельности у младших школьников и формирования мотивации, целесообразно их знакомство с исследовательскими работами старшеклассников. Данная система поэтапного приобщения учащихся к исследовательской деятельности содействует развитию у них интереса к знаниям, а так же выявлению талантливых и одаренных школьников.

Таким образом, для приобщения школьников к исследовательской деятельности создана система дидактических средств по формированию исследовательской позиции учащихся, на уроках создается исследовательско-творческая среда, развивается творческая активность детей через обучение научным методам познания, технологиям решения исследовательских задач и проблем, через развитие эффективного мышления.

Вовлечение младших школьников в научно-исследовательскую работу помогает им не только ответить на вопрос: "Что мне интересно? Могу ли я, хочу ли я это учить, заниматься этим в дальнейшем?", но и сделать выбор на будущее и оценить свой потенциал.

Результаты, полученные от работы в данном направлении, позволяют сделать вывод о формировании первоначальных навыков и умений научно-исследовательской деятельности у школьников 2 класса. Фактор успешности детей привёл к изменению отношения родителей к нововведению. Безразличных к специально организованному обучению детей умениям и навыкам исследовательского поиска нет. Школьники с уверенностью могут сказать: "Я это делать умею, мне это интересно!"

Данные работы доказывают и подтверждают необходимость занятий с младшими школьниками научно-исследовательской деятельностью.

Приложение.