Урок информатики в 1-м классе по теме "Порядок действий. Повторение" по курсу А.В. Горячева "Информатика в играх и задачах"

Разделы: Информатика


Информатика – наука сравнительно молодая и интенсивно развивающаяся. Ее содержание активно обновляется. В то же время у информатики, как и у любой другой науки, есть фундаментальные основы. Изучение этих основ, пропедевтика информатики – одна из основных задач курса “Информатика в играх и задачах” для начальной школы.

Как в детском саду готовят пальчики к школе, так и голову надо готовить к восприятию новых информационных технологий. Если навык работы с конкретной техникой можно приобрести в достаточно короткий промежуток времени в любом возрасте, то мышление, не развитое в определенные природой сроки, может остаться незавершенным. Здесь надо формировать особый навык мышления. Оптимальный для формирования мышления возраст – 5 _ 11 лет. Занятия по развитию этих навыков у 6 _ 7-летних детей также естественны, как занятия плаванием у грудных детей. Они удовлетворяют возрастные интеллектуальные потребности детей, развивают их способности. Опоздание с развитием мышления – это опоздание навсегда. В связи с этим была разработана концепция сквозного образования, предполагающая развитие у учащихся, начиная с младших классов, мышления готового к восприятию новых идей в областях, связанных с информационными технологиями. В рамках этой концепции и был разработан курс “Информатика в играх и задачах”. Поэтому помимо изучения основ информатики, как науки, курс решает еще одну из важнейших проблем в школе – проблему развивающего обучения. Ведь информатика всепроникающа, она может иметь дело с любыми объектами окружающей реальности или фантазии, точнее не с самими объектами, а с их информационно-логическими моделями (ИЛМ), которые человек строит, когда объясняет словами другому человеку значения каких-либо понятий. Построение курса на основе изучения информационно-логических моделей из других учебных дисциплин, окружающей действительности, фантазии поможет формированию у детей целостной картины мира. Для того, чтобы построить ИЛМ дети должны научится отвечать на три вопроса:

1. Что это такое?

2. Как это делается?

3. Почему так бывает?

Первый вопрос “Что это такое?” предполагает:

- умение сравнивать, группировать объекты;

- давать точные названия характеристикам объектов, классам объектов;

- отвечать на вопросы:

  • Что у них общего?
  • Чем они могут отличаться?
  • Что у них может изменяться?
  • Из чего они состоят?
  • Как назвать их одним словом?

Умение отвечать на этот вопрос приводит к формированию у детей системного мышления.

 Второй вопрос “Как это делается?” предполагает:

- умение записывать пошаговые описания действиям (строить алгоритмы);

- отвечать на вопросы:

  • Как это делается?
  • Из каких шагов состоит действие?
  • В какой последовательности они выполняются?
  • При каких условиях выполняются или пропускаются отдельные шаги?

При ответе на этот вопрос происходит формирование алгоритмического мышления.

Третий вопрос “Почему так бывает?” предполагает:

- умения записывать логические суждения;

- оценивать их истинность-ложность;

- записывать умозаключения, цепочки умозаключений;

- описывать последовательность умозаключений.

Таким образом, происходит формирование логического мышления.

У авторов курса совершенно конкретная идея: научить детей строить информационно-логические модели задачи. При построении ИЛМ учащиеся сталкиваются с необходимостью анализировать свойства различных объектов, их состояния, отношения, состав, поведение, причинно-следственные связи между различными фактами, делать обобщения, находить оптимальные методы решения и т.д. И вот это умение понадобится в жизни, какую бы профессию они не выбрали. Это пригодится им для освоения любой новой предметной области (при освоении новой профессии, нового предмета в школе).

Помимо развития системного, алгоритмического и логического мышления на уроках происходит и общее развитие детей. Авторами курса при разработке заданий ставилась цель: создать для ребенка на уроке ситуацию успеха. Для ребенка зона ближайшего развития должна быть достаточно трудной, но выполнимой. На уроках активно работают до 90% детей. В работу включаются даже самые пассивные дети. Курс учит слушать друг друга, соглашаться или нет, предлагать свое. И очень часто оказывается, что правы все! Курс предполагает многовариантность ответа. Сам процесс обучения способствует общению, а в коллективе развитие идет быстрее. Дети учатся формулировать свои мысли, доказывать свою правоту. Уроки информатики не перегружают детей. Это обусловлено, в том числе, занимательным и игровым характером учебного материала. У курса очень высокий потенциал межпредметных связей. Тетради хорошо адаптированы к другим предметам: русский язык, чтение, математика, окружающий мир. Поэтому, помимо пропедевтики информатики, развития системного, логического и алгоритмического мышления, курс также помогает и лучшему усвоению основных предметов.

Цели:

  • Формирование умения планировать действия.
  • Отработать и закрепить приобретённые навыки и умения.

Задачи:

  • Отработка умения сравнивать группы предметов по количеству;
  • Закрепление понятий “больше” и “меньше”;
  • Обобщение и классификация предметов по их признакам, составным частям и действиям;
  • Отработка умения ориентироваться на бумаге (понятия “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево”;
  • Научить называть последовательность простых знакомых действий;
  • Научить определять порядок действий.
  • Развивать у детей самостоятельность в выборе заданий (По их желанию, возможностям и интересам);
  • Предоставить детям право выбора заданий для выполнения на уроке;
  • Создание своего “продукта” (файла с индивидуальным выполнением заданий) с помощью ИКТ.

Ход урока

Приложение 1

I. Пропедевтическая часть (Приложение 1. Слайд 1)

1. Обобщение и повторение предыдущих уроков.

Разминка (Приложение 1. Слайд 2)

Обобщение и систематизация знаний.

Иногда порядок действий нам не очень важен, иногда совсем не важен, а иногда ОЧЕНЬ важен. Например, когда вы играете на детской площадке, не важно с чего вы начнете качаться на качелях или кататься с горки или поиграть с мячиком. А вот когда вы решите слепить снеговика, вам уже важен порядок действий, сначала лепим большой ком потом средний и уже потом маленький…. Приведите свои примеры (вызвать 1-2 чел)

А когда мы с вами выполняем задания в тетради, нам важен порядок действий?

Сначала мы должны прочитать задание, а уже потом ….

Задание №45 (а,б,в,г) (Приложение 1. Слайд 3)

а) Ученики последовательно подсчитывают количество предметов на очередной картинке и ищут среди оставшихся картинок картинку с таким же количеством предметов.

Пример: 3 розы – 1-ая картинка. Исследуя другие картинки, дети приходят к выводу, что на других картинках такого количества предметов нет. 7 ромашек - 2 –я картинка. Среди оставшихся картинок они находят картинку с семью цыплятами и соединяют эти две картинки линией и т.д. Ещё нужно будет соединить 4 тюльпана и 4 голубя.

б) Ученики дают общее название картинкам каждого ряда : 1-й ряд – растения, 2 – ряд – птицы.

в) Из первого ряда растений дети должны выделить отдельную группу цветов (розы, ромашки и тюльпаны), тогда берёза будет лишней, т.к. она – дерево.

Из второго ряда птиц дети должны выделить летающих птиц ( вороны, воробьи,

голуби) , тогда цыплята будут лишними, т. к. они не летают.

г) Цветы и нелетающие птицы.

Задание №46 в тетради.

Ученики должны подсчитать количество квадратов на среднем рисунке (их 4). Слева они должны нарисовать меньше предметов. “А какие мы знаем числа меньше 4?” (3,2,1) . Справа должно быть квадратов больше, чем в центе, “ А какие числа больше 4?” (5,6,7…и т.д.)

Задание №47 в тетради. (Приложение 1. Слайд 4)

Ученики должны обратить внимание, что все предметы на картинках одинаковые ( по названию, цвету, форме, размеру), “ Тогда чем же отличаются эти картинки ?” Если есть затруднения , посоветуйте детям подсчитать их количество на каждом рисунке. Лишней будет 4-ая картинка, так как ней орехов меньше (3), чем на остальных картинках (по 4).

Задание №48 (а, б) в тетради.

а) Ученики находят Степашку, а затем того героя , который стоит слева (Каркуша), и подчеркивают его одной чертой; затем , того, кто стоит справа ( Хрюша) , и подчёркивают его двумя чертами. Если нужно, напомнить детям ориентиры, справа – дверь, слева – окно.

б) Лишней может быть Каркуша, как единственная птица среди остальных зверей, а оставшаяся группа называется “звери”.

Задание №49 в тетради. (Приложение 1. Слайд 5)

Цикл для проговаривания ряда таков: влево, вверх, вправо ( пауза), влево, вверх…

Ответ: вправо. Затем можно продолжить: влево, вверх и т.д.

Задание № 50 в тетради.

Дети должны обвести квадратом предмет, который летает. Ветолёт они выделят сразу, но посоветуйте им посмотреть, может быть, есть ещё предметы, которые

Летают( это гусь, если он дикий). Затем дети обводят кружочком предмет, который плавает ( это – лодка и ещё рыба, но ведь и гусь тоже плавает) И, наконец, они подчёркивают предмет, который едят ( это – огурец, но договориться , что рыбу и гуся тоже едят).

Вопросы классу: “ Какие предметы отмечены несколько раз? Почему так получилось?”

Далее рыба и гусь разбираются отдельно. “Рыба что делает? ( плавает). “А с ней что делают?” (Едят) Т.е. она плавает, и ее едят. Аналогично гусь и летает, и плавает, и его едят.

Задание № 51 в тетради.

Дети раскрашивают предметы естественными цветами. Вопрос классу:

“ А какого цвета бывают попугаи?” ( голубого, белого, зелёного, даже красного).

Задание № 52 в тетради.

а) Диктант по клеточкам.

Дает учитель.

б) Дети должны самостоятельно написать диктант по клеточкам. Напомните детям , что одна стрелочка означает движение на одну клеточку ( вправо, влево , вверх, вниз).

Задание № 53 в тетради. (Приложение 1. Слайд 6)

Перед нами сказка…Как она называется? Кто подскажет? - Конечно, Теремок.

Вам необходимо расставить картинки в правильном порядке, - так, как события происходят в сказке. Вы мне называете, а я на экране проставляю правильно стрелочки. ( Вызвать одного ученика, остальные проверяют и, если надо, помогают). Очень хорошо!

II. Компьютерная часть. (Приложение 1. Слайд 7)

  1. Логомиры. Панель рисования.
  2. Вариативные задания в Логомирах.
  3. Создание своего “продукта” с последующим прикреплением в информационную среду.

Пояснение к выполнению задания.

Перед вами открыта программа “ЛогоМиры”, (Приложение 2. Урок в Логомирах).

На экране вы видите две стрелки красную и синюю вы можете пойти по одному из пути красная стрелка это более сложное задание и синяя это более легкое. У вас есть выбор варианта, полегче или посложнее. Всего вы должны выполнить 3 задания. После выполнения каждого задания вы должны опять выбрать себе следующее задание и так всего каждый должен выполнить 3 задания.

Выбираете уровень задания , внимательно читаете задание и только после этого начинаете выполнять. Когда вы выполните первое задание, вы выбираете себе следующее задание с помощью одной из стрелок (правый нижний угол). Кто выполнит все три задания, поднимает руку. Я подхожу к вам и сохраняю вашу работу.

Итог урока.

Итак, мы сегодня с вами познакомились и проделали упражнения по теме “Порядок действий”. Для чего же нам нужен определенный порядок действий – чтобы получить нужный (хороший результат) …… Вам понравилось? Все задания вы сделали, молодцы.

Ваши работы будут сохранены и выложены в форуме нашего информационного пространства по сегодняшней теме ……..которая напомните мне, как называлась?????.....

……ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ! СПАСИБО ВСЕМ! УРОК ОКОНЧЕН!

Список литературы.

  1. Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О.“Информатика в играх и задачах”, 1 кл., ч.1, М., Баласс.
  2. Информатика в играх и задачах. Методические рекомендации для учителя. 1 кл.,
  3. Горячев А.В. и др., М., Баллас.