Дыхание животных

Разделы: Биология


Цель урока: показать разнообразие органов дыхания у животных. Выяснить значимость дыхания.

Задачи урока.

  • Продолжить формирование умений узнавать органы, системы органов животных на рисунках и таблицах.
  • Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний.
  • Продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией.
  • Создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение.

Оборудование.

Таблицы: “Тип простейшие”, “Тип кишечнополостные”, “Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс паукообразные. Класс ракообразные (внутреннее строение рака)”, “Тип Хордовые. Внутреннее строение рыбы. Внутреннее строение лягушки. Внутреннее строение птицы. Внутреннее строение собаки”. Рисунки учебника (стр. 68-71).

Дидактический материал: Дидактический материал “Биологические лабиринты”, ключ правильных ответов.

Основные понятия и термины. Дыхальца, трахеи, наружные жабры, внутренние жабры, лёгкие, лёгочные мешки. Клеточное дыхание, дыхание всей поверхностью тела, кожное дыхание, лёгочное дыхание.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент (5 минут)

- Здравствуйте, дорогие ребята. Вначале урока мы, как всегда, записываем домашнее задание. (Запись с доски в дневник). Стр. 68–71. Стр. 73 (проверь свои знания). Вопросы 1-6.

Мы продолжаем изучать тему “Дыхание”. На прошлом уроке мы выясняли значение этого процесса для растений. Сегодня мы будем говорить о животных.

- Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и растения, то есть поглощают кислород, а выделяют углекислый газ?

Учащиеся предполагают свои варианты ответа.

- Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.

Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”.

II. Изучение нового материала

1. Учащиеся делятся на группы для работы с информационными листами. (Деление можно проводить по партам, по выбору листков с определённым цветом и т.д.)

Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и таблицу “Тип Простейшие”, Тип “Кишечнополостные”.

Информационный лист 1. (Стр. учебника 68)

Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания: Одноклеточные организмы и некоторые многоклеточные (тип Кишечнополостные, тип Кольчатые черви…) поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.

Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.

Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Ответ спикера по плану.

  1. Тип дыхания.
  2. Для каких организмов характерно.
  3. Как происходит процесс дыхания?

Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и таблицей “Тип Членистоногие. Класс Насекомые”.

Информационный лист 2. (Стр. учебника 68)

Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи).

Механизм дыхания.

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Ответ спикера по плану.

  1. Тип дыхания.
  2. Для каких организмов характерно.
  3. Как происходит процесс дыхания?

Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и таблицей “Тип Хордовые. Класс Рыбы. Внутреннее строение рыбы”, “Тип Членистоногие. Внутреннее строение рака”

Информационный лист 3. (Стр. учебника 70)

Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски).

Механизм дыхания.

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Ответ спикера по плану.

  1. Тип дыхания.
  2. Для каких организмов характерно.
  3. Как происходит процесс дыхания?

Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и таблицу “Тип Хордовые. Класс Земноводные”

Информационный лист 4.

Тип дыхания: кожное.

Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …).

Механизм дыхания.

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.

Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.

Ответ спикера по плану.

  1. Тип дыхания.
  2. Для каких организмов характерно.
  3. Как происходит процесс дыхания?

Пятая микрогруппа получает информационный лист 4 и таблицы “Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Класс птицы. Класс Млекопитающие.

Информационный лист 5. (Стр. учебника 71)

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие, человек)

Механизм дыхания.

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Ответ спикера по плану.

  1. Тип дыхания.
  2. Для каких организмов характерно.
  3. Как происходит процесс дыхания?

2. Защита групповой работы

Информацию докладывает спикер группы по плану, используя наглядное пособие. Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы) После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.

Таблица

Дыхание у животных

Тип дыхания Органы дахания Организмы, для которых это характерно
1. Клеточное Вся поверхность тела Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви
2. Трахейное Дыхальца, трахеи Насекомые
3. Жаберное Жабры Рыбы, ракообразные, моллюски
4. Кожное Кожа Земноводные
5. Лёгочное Лёгкие Наземные позвоночные животные

III. Физкультурная минутка

Упражнения на расслабление мышц конечностей, гимнастика для глаз.

IV. Закрепление изученного материала

1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (Не более 1 мин.)

2. Выполнение задания: Пройди лабиринт. (Учащиеся знакомы с такой формой работы. Для каждого ребёнка лежит на столе свой вариант лабиринта и инструктивная карточка к нему. (Приложение 1, Приложение 2)

Верные ответы по лабиринту:

1 вариант

1-6-11-12-13-8-9-15-20

2 вариант

икчивечеч (чечевички)

  • 1 ошибка – оценка “4”;
  • 2–3 ошибки – оценка “3”;
  • 4 и более – оценка “2”.

Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.

V. Итог урока

- Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

- Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.

- А кто скажет, что же такое дыхание?

- Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

- Каждый из вас за выполнение тестового задания получил оценку. Также за работу на уроке оценки получают ... (оцениваются наиболее активные ребята).

VI. Рефлексия

Учащиеся говорят, что им понравилось в уроке, что было самым интересным. При выходе из кабинета они прикрепляют на лист ватмана с нарисованным деревом листочки, выражающие их настроение.

Красный лист – настроение отличное, всё понравилось.

Зелёный лист – настроение так себе, неплохое.

Жёлтый лист – настроение плохое, урок не понравился.

Данная информация для размышления учителя над проведённым уроком.

Литература

  1. Сонин Н. И. Биология. Живой организм 6 класс. – М.: Дрофа, 2004.
  2. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков 6 класс. – С-Пт.: Паритет, 2001.
  3. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник. – М.: Дрофа, 1999.
  4. Морзунова Инна Борисовна. Книга для учителя к учебнику Н.И.Сонина Биология. Живой организм 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.