Урок природоведения "Облака и их виды. Осадки"

Разделы: Биология


Цель: Сформировать представление об облаках, их видах, условиях образования, значении и осадках.

Задачи:

  • Ознакомление с видами облаков и видами осадков.
  • Развитие умений анализировать, классифицировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять различные явления и их причины.
  • Воспитание чувства красоты, заботы о целостности и уязвимости природы

Оборудование: мультемедийный проектор, таблицы "Круговорот воды в природе", строение "Атмосферы".

Ход урока

1. Организационный момент.

Постановка цели урока.

Тема нашего сегодняшнего урока Облака и их виды. Осадки.

Цель: Сформировать представление об облаках, их видах, условиях образования, значении и осадках.

Презентация.

Записать в тетрадь число и тему урока. (слайд 1)

Но прежде чем начать изучение новой темы, давайте актуализируем знаний, полученные на предыдущих уроках.

2. Фронтальный опрос.

1 вопрос: Что такое атмосфера? (Воздушная оболочка Земли). Из каких слоёв состоит атмосфера? (Экзосфера, термосфера, мезо, страто, тропо) Тропосфера - самый ближний к Земле слой. (слайд 2)

2) Отгадайте: Такой большой, что занимает весь мир, такой маленький, что в любую щель пролёзет. (воздух). Помимо того, что это воздух о чём ещё идёт речь в загадке? ( о свойствах воздуха). (слайд 3)

3) Перечислите все свойства воздуха, какие вы знаете? Прозрачен, упруг, имеет вес, занимает место, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается (слайд 4).

4) Почему мячи отскакивают и подпрыгивают? (Наполнены сжатым воздухом)

5) Рассказать о составе воздуха. (азот, кислород, углекислый газ, примеси) (слайд 5)

6) Какое значение имеет углекислый газ и кислород? Всегда ли был такой состав атмосферы?

7) Верно ли выражение: "Без нас атмосфера, да и вся природа в целом как-нибудь проживут, а вот мы без атмосферы не протянем и несколько минут". (слайд 6)

"Без пищи - 5 недель, без воды - 5 суток, без воздуха - 5 минут"

8) Хочу привести вам интересный случай из жизни:

"Более 300 лет назад один английский корабль вез из Африки чернокожих рабов. Однажды разыгрался сильный шторм. Опасаясь, что невольников смоет с палубы, капитан приказал поместить рабов в трюм. Когда шторм успокоился и матросы открыли люки - они обнаружили, что невольники мертвы". (слайд 7)

Почему? (Смерть произошла от недостатка чистого воздуха).

Еще какое значение?

  • предохраняет от ультрафиолетового излучения;
  • необходим для жизни растений и животных.

Вывод по данной теме: Таким образом, мы с вами на прошлом уроке и дома углубили знания о строении, свойствах атмосферы, а именно о воздухе. а сегодня продолжим знакомство с этой такой близкой и в тоже время до конца не изученной темой.

3. Изучение нового материала.

А теперь переходим к нашей теме.

  1. В каких состояниях находится вода в атмосфере? (жидком, твёрдом и газообразном) (слайд 8)
  2. А откуда взялась вода в атмосфере? (Образовалась в результате испарения с поверхности земли и образуется в воздухе водяной пар)

Работа по таблице "круговорот" (слайд 9)

Ребята, перед вами таблица. Как вы её назовёте? (круговорот воды в природе). В начальной школе вы уже изучали эту тему. Сегодня давайте её вспомним. Круговорот воды в природе начинается с испарения. Под воздействием солнечных лучей вода испаряется с поверхности земли, водоемов, растений. Пар поднимается вверх и, достигнув более холодных слоев атмосферы, на небе появляются облака. О них и поговорим сейчас.

Ребёнок читает стих. (слайд 10)

Облака - веселые картинки,
Строят рожицы и машут с высоты,
Капают на головы дождинкой,
Чтоб в ответ им улыбнулся ты.

Все вы видели облака, давайте вспомним, как они выглядят и чем отличаются друг от друга. (слайд 11)

Схему в тетрадь.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо все ниже, ниже

Давайте охарактеризуем облака. Для этого начертим таблицу (слайд 12)

Кучевые Слоистые Перистые
Напоминают интересные формы животных и человека, сооружений.

Предвестники хорошей погоды.

Покрывают все небо, через них даже солнца не видно.

Обычно приносят дожди.

Находятся выше всех. Похожи на перья.

Осадков не приносят

Дети делают доклады.

Кучевые облака - плотные, днём ярко-белые облака. Верхние части кучевых облаков имеют вид куполов или башен с округлыми очертаниями. Могут быть в виде отдельных редких облаков или в виде значительного скопления, закрывающего все небо. Состоят из капель. Осадки не дают, но изредка могут выпадать отдельные капли дождя.

Слоистые облака - облака нижнего яруса атмосферы. Представляют собой однородный слой серого цвета, сходный с туманом, приподнятым над поверхностью земли. Обычно они закрывают всё небо, но иногда могут наблюдаться в виде разорванных облачных масс. Слоистые облака состоят из мельчайших капелек, при отрицательных температурах - переохлаждённых.В них могут находиться и мелкие ледяные кристаллы. Из этих облаков может выпадать морось, а зимой - снежные зёрна и ледяные иглы.

Перистые облака - раздельные, тонкие, нитеобразные облака, часто имеющие вид бородки пера, обыкновенно белого цвета; иногда располагаются полосами, пересекающими небесный свод подобно меридианам. В атмосфере находятся выше других облаков. осадков из них как правило не выпадает.

Заполняем таблицу.

А теперь попробуем отличить друг от друга облака. Перед вами картины художников. Ваша задача определить какие облака изображены на картине. (слайды 13-17)

1 - Левитан Исаак Ильич - кучевые

2. Ван гог - слоистые

3. Айвазовский - слоистые

4. Джон Констебл- перистые

5. Владимир Волосов - кучевые

В сказках облака бывают яблочные, малиновые. А есть ли кислотные облака? (слайд 18)

Учащиеся отвечают на вопрос.

А теперь я вам хочу задать вопрос: Почему облака не падают на Землю? (слайд 19)

  • легче воздуха - не правильно
  • вода всегда тяжелее воздуха, а облака это сложение водяной пыли. Они находятся на большой высоте, их поддерживает восходящий поток воздуха.

Наблюдая за облаками, можно заметить, что они то исчезают, то возникают вновь.

Почему это бывает если на той высоте, где образовались облака, воздух становится все теплее, то облака могут исчезнуть, т.к. капельки воды испаряются и становятся невидимыми.

Если же воздух становится холоднее, то капельки сливаются. Такие капли становятся слишком тяжелыми, и они падают на землю в виде дождя. (слайд 20)

А может ли быть такое в природе? (слайд 21)

Один путешественник писал: Мы двигались по открытой местности. Внезапно подул сильный ветер, и туча закрыла солнце. Мой спутник радостно закричал: "Наконец-то дождь !", но проводник покачал головой. Вскоре мы услышали шум дождя. Он доносился сверху, но ни одна капля не упала на Землю. Все недоумевали.

Где это могло произойти и почему?

(Такое наблюдается в пустыне. Земля сильно нагревается, а от Земли нагревается воздух, поэтому капли воды испаряются в расплавленном воздухе, не достигнув земли) (слайд 22)

Если же температура внутри облака ниже точки замерзания (0° С), то образуются не капельки воды, а снежинки. (слайд 23)

Зарядка для глаз (на доске плакат, на котором нарисована улитка. Глазами раскручиваем линию по её раковине. В одну и другую сторону.)

Ребята, как вы думаете, есть ли на земном шаре места, где люди никогда не видели снега? (слайд 24). Учащиеся предполагают, что в тропиках, в районе экватора.

А почему тут нет снега? Здесь круглый год тепло.

А жалко ли вам детей этих районов? (они никогда не катались на санках, лыжах, коньках) (слайд 25).

Известно, что полярники не заботятся о пресной воде, необходимой для приготовления пищи, питья. Они используют лед.

Почему растаявший лед становится пресным, если он образовался из морской горько соленой воды? (он образовался не из воды, а из снега, а снег пресный)

А какие ещё виды осадков вы можете назвать? (Слайды 26-28)

Туман, роса, град. (Записывают схему в тетрадь) (слайд 29)

А какие типы осадков характерны для нашего Хабаровского края? (слайд 30)

Лето, осень. Весна - дождь, туман. иней.

Зима - снег.

Какой летний месяц самый дождливый? (август). Это связано с особенностями различных типов климата. Та, у нас в крае муссонный климат. Но с этим более подробно вы будете знакомиться на уроках географии в 6 классе.

4. Закрепление материала (слайд 31)

Эти облака указывают на установление хорошей погоды. Они белые и пушистые.(кучевые)

Эти облака представляют собой тонкий бледно-серый слой, который закрывает все небо. Они несут мелкий моросящий дождь.(слоистые)

Эти облака тоненькие, почти прозрачные. Они являются признаком ветреной погоды, плывут высоко в небе.(перистые)

Так существует ли связь между видами облаков и осадками?

Какие бывают облака?

Какие виды осадков бывают?

7. Задание на дом (слайд 32)

Учить записи в тетради. Опережающее задание по группам.

1 группа - особенности летней погоды хабаровского края

2 - зимней погоды края

3 - осень

4 - весна

6. Итог урока

Итак, о чём мы сегодня говорили на уроке? Итог урока?

Оценки за урок.

(слайд 33)