Взаимодействие преподавателя и студента как субъектов образовательного процесса в учебном заведении среднего профессионального образования

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Знаменитый педагог В.Ф.Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа педагога была эффективной, должен сработать «эффект соленого огурца». Главное – создать рассол, и тогда какой бы огурец ни был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как создать такой «рассол»? Что взять за его основу?

Что же представляют собой равноправные субъекты образовательного процесса – преподаватель и студент? И где они – точки соприкосновения между ними?

По мнению ученых-экспертов и студентов, преподаватель должен обладать следующими качествами:

  • Интеллект выше среднего уровня
  • Психическая уравновешенность
  • Способность обеспечить целенаправленную познавательную деятельность студентов
  • Повышенный уровень активности
  • Искусство устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения со студентами и коллегами
  • Педагогическая прозорливость
  • Готовность идти на риск

Студент, обучающийся в системе среднего профессионального образования, претерпевает некоторые психологические изменения, ведущие к изменению его эмоциональной жизни. Вот три рычага, которые меняют эмоциональную жизнь студента:

  • изменение жизненной позиции (был школьником, стал студентом);
  • перестройка его уровня притязаний и формирование адекватной самооценки (получив первую стипендию, считает себя независимым от родителей. Растратив ее за 1-2 дня, понимает свое место в жизни);
  • изменение жизненной перспективы.

В ФГОУ СПО «Волжский политехнический техникум» учатся и те, кто закончил 9 классов, и те, кто закончил 11 классов. Если разобраться со всей серьезностью в тех, кто поступил в среднее учебное заведение, то найдется совсем немного студентов, целенаправленно и осознанно избравших для себя именно данное образовательное учреждение. Значительно больше окажется тех, кто скорее решил покинуть школу, чем поступить в техникум. Тех, кто в школе чувствовал себя не совсем уютно, даже ущербных в каком-то смысле. Их в школе либо не замечали, либо ставили «тройки», чтобы не портить картину общей успеваемости, либо считали «невыразительными».

Если в техникум поступают после 11-го класса, то это чаще всего люди, не поступившие в вуз или не рискнувшие туда поступать, т.к. знания слабоваты. Значит, опять-таки это люди, чувствующие себя в чем-то ущербными. У них доминирует отрицательная «Я-концепция»: я не умею, я не могу и т.д. Перед преподавателем встает огромная задача: суметь возродить чувство собственного достоинства в этих учащихся. Возрождение человека начинается с самоуважения. Это – первое, что необходимо пробудить в студентах техникума. Для этого им постоянно надо видеть рядом с собой человека, который их уважает, который сделает для них все. А чтобы самого себя уважать, надо хорошо делать дело, следовательно, начинать с самоподготовки сразу же, не откладывая на завтра.

В техникуме учатся 15 – 19-летние. Их психика имеет ряд особенностей. Подростки – уже не дети, но еще не взрослые. От детей у них осталось стремление подмечать недостатки взрослых и радоваться тому, что их обнаружили. Этот возраст характеризует прежде всего неприятие всякой казенщины, лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком, уважение к такту педагога, к его душевной деликатности. Этот возраст – состояние, когда все на излом, когда любая соломинка может оказаться либо спасительной, либо губительной. Надо любить этих ребят, иначе никакого положительного результата не выйдет.

Как же складываются отношения между преподавателями и студентами, что это: сотрудничество или противостояние? Судя по результатам диагностики, проведенной в нашем техникуме в 2005 году, самое лучшее, что удавалось преподавателям – это взаимоотношения со студентами. Что же по этому поводу думают сами студенты?

В 2008-2009 учебном году было проведено исследование студентов 1 – 3 курсов различных специальностей. Им были предложены две анкеты. В задании к первой анкете требовалось прочитать и оценить степень согласия со следующими утверждениями по шкале от 0 («совершенно не согласен») до 4 («совершенно согласен»):

  1. Я иду в техникум с радостью.
  2. В техникуме у меня обычно хорошее настроение.
  3. В нашей группе хороший классный руководитель.
  4. К нашим преподавателям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.
  5. У меня есть любимый преподаватель.
  6. В группе я всегда могу высказать свободно свое мнение.
  7. Я считаю, что в нашем техникуме созданы все условия для развития моих способностей.
  8. У меня есть любимые предметы.
  9. Я считаю, что техникум по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
  10. На каникулах я скучаю по техникуму.

Задание второй анкеты относится к методике «Недописанный текст», что предполагает дополнение предложения за ограниченный период времени:

  1. Хороший техникум – это…
  2. Если бы я был (была) директором техникума, то непременно…
  3. Когда я вижу преподавателя, идущего навстречу, то…
  4. Чтобы быть хорошим студентом, надо…
  5. Я не боюсь на занятиях высказывать свою точку зрения, так как…
  6. Техникум нужен, чтобы…
  7. Самое главное в жизни нашей группы – это…
  8. Когда звонит звонок на урок, то я…
  9. Когда звонит звонок с урока, то я…
  10. Когда я беру в руки учебник, то всегда думаю…
  11. Я не согласен с тем, что все говорят, будто…
  12. Мне всегда бывает легко и радостно, когда в техникуме…
  13. В нашем техникуме больше всего ценится…
  14. В нашем техникуме больше всего осуждается…
  15. В нашем техникуме всегда…
  16. Чтобы иметь в техникуме друзей, надо…
  17. Больше всего меня радует…
  18. Больше всего меня огорчает…
  19. Когда в нашей группе возникает конфликт, то мы…

По результатам данного исследования можно сделать довольно противоречивые выводы. Например, большая часть студентов идут в техникум, к сожалению, без радости и пребывают в нем многие не в хорошем настроении. Тем не менее, большинство опрошенных ответили, что у них хороший классный руководитель и в техникуме есть любимый преподаватель.

Студенты считают, что к преподавателям нашего техникума можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. Но далеко не все студенты готовы это сделать. Положительный ответ на данный вопрос дали до 50% (от 4 до 17 человек в разных группах). Чем старше ребята, тем менее они рассчитывают на помощь и совет педагога.

Опрос по методике «Недописанный тезис» дал дополнительную информацию для анализа взаимоотношений между преподавателями и студентами. Обращает на себя внимание следующий предложенный студентам тезис: «Когда я вижу преподавателя, идущего навстречу, то…»

Подавляющее большинство студентов 1 – 3 курсов закончили предложение в общем одинаково: «поздороваюсь», «поприветствую», «поздороваюсь и улыбнусь».

Но, к сожалению, не единичны были следующие фразы: «приходится здороваться», «отвернусь, чтобы не здороваться», «здороваюсь, но не со всеми», «хочется провалиться на месте», «делаю вид, что его не знаю, или делаю вид, что разговариваю по телефону», «меня берет злость», «прячусь», «разворачиваюсь и убегаю», «меня бросает в дрожь» и др.

Этим высказываниям как бы вторят голоса студентов, желающих (на месте директора техникума) уволить половину преподавателей. А позитивные предложения ребят сводятся, как правило, к установлению занятий по 45 минут, длинных перемен, различных послаблений относительно дисциплины.

Не обращать внимания на явно негативные записи студентов невозможно. Ведь если они (хотя и не большинство) так прореагировали, то это означает, что потенциально противостояние существует, и в любой момент может вырваться наружу конфликтом.

Большую роль в предотвращении конфликтов может сыграть стиль общения. Как правило, выделяют три типа стилей общения.

Авторитарный «разящие стрелы» Основные формы: приказ, указание, инструкция, выговор
Либеральный «плывущий плот» Преподаватель самоустраняется от ответственности
Демократический «возвращение бумеранга» Опирается на мнение коллектива, учитывает индивидуальные особенности.
Основные формы
: просьба, совет, информация, включение всех в активную работу

Бунтующий студент заставляет преподавателя как-то анализировать собственные действия, продумывать способы выхода из сложной, часто конфликтной ситуации. А если студент молчит, ушел в себя? Тогда очень плохо. Как работать с «сомневающимися»? Приемов много, у каждого преподавателя – свои. Хотелось бы остановиться на двух из них.

  1. «Эмоциональное поглаживание». Преподаватель с легкостью раздает комплименты: «молодец», «умница». Не грозит ли это девальвацией похвалы? Похвала тогда ценится, когда ее трудно заслужить. Так подсказывает здравый житейский смысл. Но житейский и педагогический смысл не всегда совпадают. Может быть «умница», «молодец» - это не только похвала, а констатация факта? Может студент потому и старается, что поверил преподавателю и стал принимать его реплики как само собой разумеющуюся оценку? Может именно этих слов и хватает студенту, чтобы поверить в собственные силы?
  2. «Ожидание лучших результатов». Сущность его состоит в том, что преподаватель в подходе к слабому, неуспевающему студенту прямо или косвенно, т.е. своим отношением, определенными поступками, выражает уверенность в его возможности заниматься лучше. Об отношении к слабоуспевающим, неудобным студентам. Проявляя доброжелательное отношение к студенту, мы тем самым пробуждаем положительное отношение студента к обучению.

В заключении хотелось бы вернуться к вопросу о хорошем техникуме. По мнению студентов, хороший техникум – это качественное образование, замечательные преподаватели, востребованная специальность и т.п. Но особенно хотелось бы отметить ответ почти четверти всех опрошенных: «Хороший техникум – это наш техникум, Волжский политехнический техникум».

У Марка Твена есть прекрасное выражение, как нельзя более отвечающее нашей теме: «Избегайте тех, кто старается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушит вам чувство, что и вы можете стать великим».