Физический бой

Разделы: Физика, Внеклассная работа


Игра проводилась во время зимних каникул. Игра командная. В состав команды входят по 3 человека из 8-го и 9-го классов, а в состав жюри – учащиеся 11-го класса. Члены жюри оценивают работу команд, а по окончании каждого этапа проводят разбор и анализ решения задач и ответов на вопросы. Сначала каждый член команды получает маршрутные листы с указанием последовательности прохождения станций, а на каждой станции- задание, которое надо выполнить за определенное время. после прохождения станций все участники собираются для обсуждения пройденного мероприятия. Итоги проводится как командные, так и личные. Лучшие игроки и члены жюри награждаются дипломами и именными призами учителя физики.

Маршрутный лист

Состав команды Кто с нами Биология Астрономия История Химия Литература Физкультура Математика
1                
2                
3                
4                
5                
6                
Итого                

Цель мероприятия: дать возможность учащимся в игровой форме сравнить уровень своих знаний, показать свои интеллектуальные способности в области физики и ее истории, связи с другими предметами, продемонстрировать умение решать задачи, общую эрудированность, активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету.

Станция «Кто с нами?»

  1. Кто изобрел и построил первую паровую машину в России, прозванную «огнедействующей»? (Ползунов)
  2. Где был построен первый советский автомобиль? ( в Москве)
  3. Чем приводился в движение первый автомобиль – «самобеглая коляска»? (мускульной силой человека)
  4. В каком году был построен первый советский автомобиль? (1924г.)
  5. В каких единицах измеряют скорость автомобильного транспорта? (км / ч.)
  6. Одинаковые ли пути проходят правые и левые колеса автомобиля при поворотах? (при правом повороте больший путь проходит правое колесо, при левом - левое).
  7. Для чего на покрышках шин автомобилей и колесных тракторов сделан глубокий рельефный рисунок? (Чтобы увеличить силу трения и избежать проскальзывания колес по дороге)
  8. Почему надо беречь смазочные материалы от попадания в них песка и пыли? (песок и пыль увеличивают трение между деталями, и значит ,ускоряют их износ)
  9. Автомобиль ЛАЗ-4202 изготовлен на заводе в каком городе? (Львове)
  10. Единица измерения мощности двигателя машины? (киловатт)

Станция «Биология»

  1. Глубоководные рыбы при подъеме на поверхность воды гибнут: их внутренние органы разрываются. В чем причина этого явления? (При подъеме рыбы внешнее давление на нее уменьшается, а давление внутри остается большим; оно и разрывает органы).
  2. Перед дождем ласточки – береговушки летают низко над водой, а мелкие мошки, сбившись в кучки, находятся у самой воды. Объясните этот факт. (Мошки сосредоточи-ваются у воды, т.к. не могут подняться из-за того, что перед дождем воздух становится влажным, а их намокшие крылышки - тяжелыми. Ласточки питаются этими мошками, поэтому они и летают низко над водой.)
  3. Кит, попавший на мель, погибает. В чем причина его гибели в такой ситуации? (На мели на кита действует очень малая архимедова сила, поэтому ему нужны огромные усилия, чтобы сдвинуть с места свою тушу; кроме того, его вжимает в землю и раздавливает собственная сила тяжести).
  4. Кальмар – обитатель морей время от времени набирает воду в специальную полость, а затем выбрасывает ее в виде тонкой струи. Зачем ему это нужно? (Для передвижения; он движется за счет реакции струи - в противоположную от направления выброса сторону. Кальмар – это живая ракета.)
  5. В самые сухие и жаркие дни на верхних стенах в улье развешивают капельки воды. Каково их назначение? (При испарении воды температура в улье понижается, а влажность воздуха повышается).
  6. Все птицы – теплокровные животное. Температура тела у них постоянна и выше, чем у млекопитающих (примерно 42°С, а у некоторых видов до 45,5°С ).Тело покрыто перьями, а передние конечности превратились в орган полета – крылья. Какую роль играет сезонное изменение длины и густоты оперения (Таким образом регулируется температура тела).

Станция «Астрономия»

  1. Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Из ковша «Большая Медведица»)
  2. Сколько минут был в космосе первый космонавт? (108мин)
  3. О ком говорят, что он «остановил Солнце и сдвинул Землю»? Он изложил гелиоцентрическую систему мира. (Н.Коперник)
  4. Среднее расстояние от Земли до Солнца (Астрономическая единица).
  5. Самый распространенный химический элемент в космическом пространстве (водород)
  6. Закончите пословицу: «Мир освещается солнцем, а голова…» (знанием)

Станция «История»

  • О каком русском ученом наш великий поэт А.С.Пушкин сказал, что он создал первый в России университет, что «он, лучше сказать, сам был первым русским университетом»? (О М.В.Ломоносове).
  • Назовите имя и фамилию выдающего датского физика, приложившего огромные усилия для предотвращения применения атомной бомбы во второй мировой войне. (Нильс Бор)
  • Он изобрел первую лампу накаливания (А.Н.Лодыгин)
  • Это изобретатель предохранителя, электросчетчика, поворотного выключателя. У него более трехсот патентов на самые известные изобретения в электричестве. (Томас Альва Эдисон)
  • Какой физик дважды стал лауреатом Нобелевской премии6 один раз по физике, другой - по химии (Мария Склодовская - Кюри .Нобелевская премия по физике-1903г. и Нобелевская премия по химии-1911г.)
  • Какой известный физик был прекрасным цирковым артистом? (Английский физик – оптик Томас Юнг. Он выступал инкогнито в цирке Эдинбурга.)

Станция « Химия»

  • К какому классу веществ относится медь по своим магнитным свойствам? Какие особенности этого класса? (Медь- диамагнетик: во внешнем магнитном поле она намагничивается в направлении, противоположном напряженности поля).
  • Какую элементарную частицу иногда записывают химическим символом элемента гелия? Чем она отличается от атома гелия? (α-частицу, т.к. она имеет положительный заряд, равный 2, и массу 4, но она не идентична атому гелия, поскольку у нее нет электронов. По сути , это атом гелия, потерявший свои электроны , т.е. ядро атома).
  • Для чего используют кремний в металлургии? (Применяют в металлургии как легирующие (т.е. способствующие приданию определенных физических, например механических, химических и иных свойств) добавки при производстве сталей и сплавов цветных металлов).
  • Каково агрегатное состояние природного урана? (Твердое)
  • Для чего бром применяют в медицине? (Бром - легкое снотворное, его препараты обладают способностью концентрировать и усиливать процессы торможения в коре головного мозга, восстанавливать равновесие между процессами возбуждения и торможения, поэтому его считают успокаивающим средством).
  • Где и для чего используют гелий-газ? (Применяют в криогенной технике для получения глубокого охлаждения, для создания инертных сред при плавке и сварке металлов, для заполнения стратостатов и других воздушных шаров).

Станция «Литература»

  • Из финской сказки «Чудесная береза»

Получила девушка от матери в подарок платье расшитое и горячего коня, у которого один волос в грозе золотой, другой серебряный, а третьему и названия нет. Вскочила девушка на коня и помчались в королевский замок, только искры из-под копыт жеребца посыпались.

? Что представляют собой искры, вылетающие «из-под копыт жеребца»? Почему они образовались?

(Искры, вылетающие из-под копыт жеребца, - это раскаленные частички камня, выбитые ударами металлических подков.)

  • Из сказки Г.-Х.Андерсена «Снежная королева»

Герда начала читать «Отче наш». Было так холодно, что дыхание девочки превращалось в туман.

?Как на физическом языке объяснить, что дыхание девочки превращалось в туман? Возможно ли это летом?

(Температура выдыхаемого воздуха равна ~36°С. Когда вокруг холодно, содержащийся в нем водяной пар охлаждается ниже точки росы и частично конденсируется в виде капелек тумана. Если же температура окружающего воздуха выше точки росы, туман не образуется.)

  • Из китайской сказки «Как пытали каменную плиту»

У мальчика, торговавшего пончиками, украли монеты. Для разоблачения вора судья Бао-гун приказал срочно притащить большой чан с водой. И каждому присутствующему велел монету в чан бросать. Сам рядом сидит, смотрит. Вот подошел какой-то человек, монету в чан опустил. Смотрит Бао-гун по воде, сразу поплыли жирные круги. Как закричит судья: «Это ты, пес, у ребенка деньги украл! Признавайся!» Испугался вор.

?Как объяснить с точки зрения физики, произошедшее?

(На монетах, побывавших в руках мальчика, торговавшего пончиками, был жир. Когда вор бросил его монету в воду, жир поднялся вверх, поскольку он имеет меньшую плотность, чем вода, и не растворяется в ней.)

  • Из финской сказки «Ольховая Чурка, или Синий крест»

Никак не хотели хозяева дочь замуж отдавать пришедшему гостю. Разные отговорки придумывали. Вот и говорят: «Не отдадим дочку, пока воды в решете не наносите». Соседи шепчутся: Да разве ж вода в решете удержится!» Но жених с товарищами согласились: «Давайте решето, наносим!»

?Что нужно сделать, чтобы выполнить требование и вода в решете могла удержаться?

(Например, сетку решета окунуть в расплавленный парафин.)

  • Из словенской сказки «Почему у муравьев кривые ноги»

«Стояла холодная зима. Деревья трещали от лютого мороза, а снег под ногами так хрустел, словно земля была усыпана битым стеклом. До костей пробирал мороз бедных зверей»

? Почему трещали деревья? Почему хрустел снег?

(Треск деревьев обусловлен тем, что влага, находящаяся в древесине, под действием мороза кристаллизуется - замерзает, увеличиваясь при этом в объеме и разрывая древесные волокна. Хруст снега вызван разрушением под ногами снежных кристаллов.)

  • Из чукотской сказки «Морская радуга»

«В мире у самого берега, там, где малая волна начинается, увидел радугу. Посмотрел и пошел домой. Остановился у дома и снова увидел радугу. Любопытно ему стало, пошел туда. Ступил на то место, где радуга начинается, и увидел женщину, которая огонь в воде разжигает. Очень красивая женщина, все пальцы в перстнях».

?Можно ли увидеть радугу, находясь у одного ее конца?

(Нет: чтобы видеть радугу, ее ось, солнце и глаз наблюдателя должны находиться на одной прямой.)

Станция «Физкультура»

  • Почему нельзя перебегать улицу перед близко идущим автомобилем?

( Из-за инерции автомобиль нельзя остановить мгновенно; после выключения двигателя он определенное время свою скорость сохраняет, поэтому можно попасть под его колеса.)

  • Мяч, спокойно лежащий на полу салона автомобиля при его равномерном движении, неожиданно покатился: 1)вперед - по направлению движения автомобиля, 2)назад - против движения, 3)в правую сторону. На какое изменение в движении автомобиля указывает каждая ситуация? (Скорость автомобиля стала 1) уменьшаться, 2)увеличиваться, 3) автомобиль повернул влево).
  • На транспортере движется ящик с грузом (без скольжения). Куда направлена сила трения покоя между лентой транспортера и ящиком?(В направлении движении ящика)
  • Если в камеру волейбольного мяча добавить немного воздуха, давление в ней увеличивается. Почему? (С увеличением число молекул воздуха в камере увеличивается число их ударов в стенки камеры)
  • Может ли человек , сидящий в лодке , привести ее в движение, упираясь в мачту?

(Нет, т.к. отсутствует взаимодействие с другим телом)

  • Почему при повороте хоккеист уменьшает скорость? (Чтобы вследствие инерции не «улетел» по касательной к траектории поворота). 

Станция «Математика»

  • Эйфелева башня имеет высоту 300м и массу 9000т. Какую массу должна иметь точная копия – подарочная модель высотой 30 см? (9 г.)
  • После семи стирок кусок мыло уменьшился вдвое во всех размерах. На сколько стирок его еще хватит? (На одну - последнюю).
  • Вас попросили 5 часов подержать 20 кг кирпичей. Какую работу вы при этом совершите? (Ваша работа с физической точки зрения, хотя вы и устали за эти 5 часов, равна нулю).
  • Что легче: 1 м³ сухого или 1 м³ влажного воздуха? (Влажного, т.к. плотность водяного пара меньше плотности воздуха)
  • На какой глубине давление воды в море равно 412кПа? (40м)
  • Чугунный шар имеет массу 800г при объеме 125см3 .Сплошной или полый этот шар? (Шар полый, 6400кг/м³ ).