Креативность как новый принцип проектирования образования

Разделы: Администрирование школы


В концепции модернизации Российского образования значимую роль играют стандарты второго поколения. Принципиальная новизна образовательных стандартов второго поколения выводят на первый план те проблемы, которые раньше лишь частично входили в сферу ответственности школы и учителя. Стандарты сейчас, это не столько новая ситуация для образования, сколько совершенно логическое и органическое продолжение той картинки, которая складывалась уже десятилетия. В связи с этим хотелось бы сказать, что развивающее обучение доказало свою необходимость.. И если система Л.В.Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В.Давыдова являются государственными развивающими системами с 1995 года, то сейчас стандарты второго поколения закрепляют отношение к развивающему обучению, как к такому обучению, которое востребовано государством и обществом, т.к. именно парадигма развивающего обучения готовит такого человека, который может ответить на запросы современного общества, свободно владеть информацией, быть гибким, коммуникативным владеть различными навыками обращения с информацией.

Для системы Л.В.Занкова вхождение в стандарты второго поколения достаточно органичный процесс.

Сегодня государственная образовательная политика во главу угла ставит развитие личности - цель современного образования, что абсолютно совпадает с целью обучения, сформулированной Л.В.Занковым: достижение оптимального общего развития каждого ребенка при сохранении его психического и физического здоровья. В этом смысле система Л.В.Занкова чувствует себя достаточно уверено спокойно отстаивая общую позицию УМК в отношении федерального государственного стандарта второго поколения.

Сегодня, когда разработка ФГОС завершена и педагогическое сообщество готовятся к его внедрению, с особой остротой встает вопрос о том, от кого в первую очередь будет зависеть успех реализации. Безусловно, самая большая ответственность возлагается на учителя, его профессионализм, высокий уровень педагогической культуры, мотивация к постоянному совершенствованию образовательного процесса и общественного мастерства являются залогом решения тех задач, которые поставлены перед системой образования. … Для системы Л.В.Занкова ,главное, что мы для себя вычленили на что нужно обратить внимание при работе над стандартами второго поколения это – во первых подход к стандартам как к общественному договору; во вторых - ориентация на системно – деятельностный подход; в третьих - ориентация на результат образования.

Подход к стандартам как общественному договору для нас необычайно важен, потому что развивающее обучение всегда стояло на педагогическом сотрудничестве, которое предполагало субъект-субъектное отношение в образовании, т.е. когда ученик сотрудничает с учителем, учащиеся сотрудничают между собой, учитель находится в контакте с родителями. Перед учительством и родителями встает вопрос: «А какое будет образование?». Естественно современное образование остается вариативным, только потому, что вариативное образование может отвечать на различные запросы общества, государства и родителей, отвечать на запросы ученика различного уровня развития. Только вариативное образование может быть дифференцированным и индивидуальным.

Очень важно, что стандарты второго поколения работают на результат. Новое понимание результатов образования предполагает и новую систему их оценивания. Это потребует от педагогов овладения дополнительными компетенциями. Характер компетенций делает невозможным их распределение по предметам. Он требует согласованной работы всего педагогического коллектива, переоценки ценностей профессиональной деятельности. Знание перестает быть целью, оно становится средством обеспечивающим выполнение гораздо более сложных задач развития личности. Портрет выпускника школы, хотя и носит рамочно-контурный характер, возвращает нас к миссии образования – творению личности.

Это возможно только в том случае, если учитель не только сам наделен всеми перечисленными качествами, но и способен к непрерывному личностно-профессиональному совершенствованию, обладает рефлексивным опытом.

Учитель должен уметь структурировать содержание так, чтобы оно позволяло достигать поставленных целей. Особенности ФГОС второго поколения позволяют создать не только портрет выпускника школы, но и портрет учителя, способного подготовить такого выпускника:

  • патриот, осознающий свою сопричастность к судьбам Родины, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
  • носитель традиционных ценностей России и гражданского общества пример образцового поведения в обществе;
  • личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций;
  • профессионал, владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в образовательной деятельности;
  • педагог способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде;
  • личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями;
  • квалифицированно использовать ИКТ.

В связи с этим сегодня возникает вопрос о перестройке системы повышения квалификации учителей в рамках работы над реализацией новых стандартов сегодня. В последнее время педагоги живо обсуждают рекомендации по развитию у учащихся личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных умений, критерии и уровни оценивания сформированности универсальных действий, задания для выявления особенностей мышления, внимания, учебной мотивации, самоконтроля, общения. Понятно, что это важная и нужная работа. Вместе с тем, нужно заметить, что нельзя ставить учителей в позицию пассивных обучаемых, которым необходимо усвоить «спущенные сверху» указания. От творчества и уровня креативности каждого конкретного педагога зависит реальный результат той новой работы, которая сегодня разворачивается в сфере образования.

Работая с учителями Кабардино-Балкарии, мы пошли по пути объединения разных способов и форм повышения квалификации педагогов. На базе института повышения квалификации и переподготовки работников образования мы разработали проект «Формирование креативности как способности личности к культуротворчеству в условиях постиндустриального общества». Вот основные идеи содержания проектной деятельности:

  • в условиях развития поистиндустриального общества все большую значимость приобретают способности личности занимать проактивную позицию и быть автором (творцом) своей собственной жизни;
  • культуротворчество есть деятельность по созданию новых форм культуры, имеющих ценность для других, в условиях диалога культур;
  • творческая деятельность личности предполагает, в первую очередь, ее позицию творца (автора);
  • креативность как чувствительность ко всему новому, спонтанному, непредсказуемому, как способность к восприятию многосторонности явлений, к поиску множественных вариантов решения задач является важной составляющей содержания образования;
  • креативность учителя проявляется как способность отходить от шаблонного, ритуального поведения и выстраивать образовательный процесс с учетом живых динамических связей между участниками образовательного процесса.

В системе проектной деятельности нами разработаны семинары по развитию у учителей кративности и формированию у них позиции автора своей творческой педагогической системы. Содержание работы с учителями многообразно. Оно включает в себя опыт самопознания, опыт исследовательской и проектной деятельности, новые знания о человеке, новые подходы к решению педагогических проблем, изучение гуманитарно-антропологического подхода в образовании. Методы работы тоже разные: лекции, семинары, психологические практикумы, мастер-классы, консультации, самостоятельная работа.

Приведем пример одного из семинарских занятий, посвященных изучению основных положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. На семинаре анализировались примеры работы с учащимися по формированию у них универсальных учебных действий, обсуждались разные виды заданий и методик. В частности, рассматривались задания и методики, взятые из пособия «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Перед учителями ставилась задача не только их освоения, но анализа и креатирования совершенно новых типов заданий.

Пример. Обсуждение методики «Кто прав?», разработанной Г.А. Цукерман и другими. Ее целью является выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). Оцениваются коммуникативные действия. Данная методика предназначена для детей 8-9 лет. Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком. Описание задания: ребенку дают по очереди текст трех заданий и задают вопросы.

Текст 1. Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!» А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!»

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что ответит Петя каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?

Текст 2. После школы три подруги решили готовить уроки вместе.

- Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа.

- Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя.

- А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить?

Текст 3. Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения.

- Давай купим вот это лото, - предложила Лена.

- Нет, лучше подарить самокат, - возразила Аня.

Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объяснила свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? Что бы ты предложила подарить? Почему?

Критерии оценивания:

  • понимание возможностей различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других, отличие от собственной;
  • понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок и подходов к выбору;
  • учет разных мнений и умение обосновать собственное;
  • учет разных потребностей и интересов.

Уровни оценивания:

  • Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в задании 1) или выбора (задания 2 и 3), соответственно исключает возможность разных точек зрения; ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.
  • Средний уровень: частично правильный ответ – ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что разные мнения по-своему справедливы или ошибочны, но не может обосновать свои ответы.
  • Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое мнение.

Учителя, изучая подобные методики, предлагают свои варианты заданий, ищут возможности их широкого включения в те или иные уроки, рассматривают другие подобные педагогические ситуации. И это, конечно, развивает их творческую позицию. Но, наряду с данными видами работы, нами предлагаются такие формы, которые позволяют выходить за рамки разговора об «объективной предметности». Имеется в виду «креативное восприятие» самого субъекта (ребенка, учителя) и живой ситуации урока. Необходимо, чтобы учитель умел не только составлять «задачки про змеев горынычей», но и видеть скрытые в «подводной» части урока самые разные нюансы, составляющие его ценностно-смысловую сторону. Работа по новым стандартам, с ориентацией на метапредметный и личностный результат, требует от учителя способности по-новому смотреть на своих учеников, видеть его новые контексты и преодолевать рамки традиционного видения ребенка только в его ученической роли.

В процессе творческих встреч с учителями и семинарских занятий мы обращаем внимание на возможности выхода педагогов за рамки привычного восприятия детей и своих уроков. На тренингах креативного мышления учителям предлагается также перестроить отношение к негативным, напрягающим моментам педагогической деятельности. Надо признать, что педагоги не любят непредвиденные «помехи» в своей работе. Но, как известно, творчество рождается из хаоса. Уметь трансформировать беспорядок в порядок, хаос в творчество, негативное переживание в позитивное – это задачи по формированию креативного мышления.

Примеров развития креативности учителей, их творческого отношения к своей работе у нас есть немало. Среди них – учитель начальной школы Баксанского района Кабардино-Балкарии Ирина Хабасовна Каскулова. Ее творчество – творчество особого рода. Оно начинается с «творческого» восприятия детей. Вот отрывок из ее эссе: «Говорят, что дети – цветы жизни. Двадцать четыре года ежедневно оглядывая класс, я все больше и больше убеждаюсь в этом. Сидят мои «гаврики», всматриваются в меня, чувствую на себе их пытливый взгляд. А ведь какие они разные! Один – Тюльпан, ранний и гордый. Это Мухамед. Он быстро реагирует на все мои замечания. Даже сейчас, в свои семь, он знает себе цену. Рядом с ним колючая Роза – Анжана. Она красива, притягивает к себе окружающих, но держит всех на расстоянии. Особо шустрых она останавливает своими колючими «шипами». За ней сидит простодушный Василек – Рахим. Рубаха парень, непривередливый, скромный. Он заметно выделяется ото всех своим хорошим настроением. Его звонкое «Доброе утро!» для меня как заряд бодрости. Открытый и улыбчивый, он влюбил в себя всех ребят. А вот виднеется Ромашка – Алина. Она маленькая, но уже приносит много пользы другим людям. Она лидер в классе. Все бегут к ней за советами, и она щедро их раздает. Рядом красуется Гладиолус – Аскер. Очень капризный, тепличный, нежный. Меланхолик с заниженной самооценкой, он требует постоянного присмотра, «подкормки». Имея высокий рост, но слабую силу воли, часто ищет, на кого бы опереться. Три подружки-хохотушки – это Незабудки: Хаишат, Марина и Оксана. Веселые, простые, открытые. В их глазах горит огонек задоринки. Там, где они, всегда веселье и смех. Необыкновенный шарм нашей «клумбе» придает Заурек – наш Ландыш. Он «ароматный». Он занял первое место в районном конкурсе чтецов. А вот Арина – Лилия. Особенно нежна. Она божественная. Соседние «цветы» стараются оберегать ее и заботиться о ней. Глядя на эту очаровательную «клумбу», я невольно задаю себе вопрос: а кто же я? Может, Садовник, который ухаживает за «цветами», лелеет, поливает, подкармливает их? А может, я Дождик, который умывает и поит водой эти нежные создания? Или я Солнце, встречи с которым дети ждут каждое утро, поворачивая к нему свои цветущие головки? Мне так хочется, чтобы ни один «цветок» в моем классе не перерос в «сорняк». Чтобы каждый сохранил свою индивидуальность, самобытность, непосредственность.»

Креативность ребенка видна невооруженным глазом. Она присуща ему от рождения. Она начинается с его способности манипулировать по-разному с игрушками, с его контакта с любым предметом, попавшим ему в руки, с умения видеть в плывущих облаках «барашков» и «слоников», с его сотен «почему?». По сути, оно начинается с удивления и интереса к миру. И учителю важно помнить: подлинное педагогическое творчество также начинается с момента его удивления и интереса к тому, что связано с его профессией – к детям, уроку, любой нестандартной ситуации, каждому школьному дню, к самому себе.