Безударные гласные в корне слова. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели и задачи

  1. Познакомить и изучить случаи правописания слов с двумя безударными гласными в корне;
  2. Развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слов;
  3. Развитие умения подбирать однокоренные слова для проверки правописания каждой безударной гласной;
  4. Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, выделять её графически;
  5. Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и с учителем;
  6. Учить детей уметь делать выводы, обобщения, аргументировать свои ответы.

Оборудование:

  1. Словарные слова (в картинках и загадках)
  2. Индивидуальные карточки с заданием определить и подсчитать количество изученных орфограмм в напечатанном тексте
  3. Таблицы(учебное пособие по русскому языку для класса)
  4. Распечатанный алгоритм нахождения и выделения орфограммы безударная гласная в корне
  5. Распечатанный вывод урока в стихотворной форме
  6. Распечатанные ребусы(занимательный материал)
  7. Сборник "Дидактические материалы" к учебнику "Русский язык"3 класс(автор Л.Ю.Комиссарова)

Ход урока.

I. Самоопределение к учебной деятельности.

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация.

-На нашу минутку чистописания, ребята, сегодня пришли к нам в гости вот такие буквы

аоиея

В течение урока нам необходимо ответить на вопрос "Почему именно эти гласные мы сегодня пишем в минутке чистописания?"

А помочь в поиске ответа на поставленный вопрос нас сможет следующий этап работы.

Словарь.

Учитель показывает картинки фруктов и овощей (апельсина, абрикоса, персика, помидора ,яблока) и читает загадку на каждое слово. Вместе с учителем ребята записывают словарные слова в тетради, ставят ударение и выделяют опасные места-

непроверяемые безударные гласные в корне.

Учитель на доске записывает слово "абрикос".

-Запишите однокоренные слова к этому слову, обозначьте орфограммы.

Задание всему классу: придумайте и запишите с одним из словарных слов предложение,

подчеркните в нём главные члены предложения.

В это время раздаются карточки для индивидуальной работы трём учащимся из класса.

Всему классу:

-Продумайте, ребята, чем эти словарные слова похожи?

-Почему мы их сегодня записываем в словарик?

Дети(потому что в корнях слов есть непроверяемые безударные гласные)

-Что это значит, ребята?

Дети( это значит, что в правописании этих слов можно ошибиться)

-Как мы называем такие места в словах, в правописании которых мы можем ошибиться?

Дети(такие места мы называем опасными)

-Что же мы можем/должны сделать, чтобы избежать таких ошибок?

Дети(запомнить правописание таких словарных слов, ведь проверочные слова подобрать к ним невозможно- их нет)

-Молодцы, ребята. Подберите устно однокоренные слова к названиям фруктов

(задания по рядам)

  • 1-му ряду: апельсин (апельсиновый, апельсинчик)
  • 2-му ряду: персик (персиковый, персики)
  • 3-му ряду: яблоко (яблочный, яблочко)

-Отлично справились.

III. Постановка учебной задачи.

-А теперь ребята, внимание на доску. Прочитайте записанное на доске предложение.

(В лесу на краю озера, ребята нашли абрикосовое деревце.) И подсчитайте сколько в нём известных вам орфограмм. Какой орфограммы больше?

Дети(всего 13 орфограмм, больше всего орфограмм с безударной гласной в корне, их 10: 6 непроверяемых и 4- проверяемых ударением)

-Спишите это предложение в тетради, выделите в нём орфограммы и главные члены предложения.

- Догадались вы уже над изучением какой темы мы будем работать сегодня на уроке? На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня?
Дети( над изучением темы правописание безударных гласных в слове, проверяемых ударением и непроверяемых ударением)

IV. Проверяем то, что знаем.

-Верно, ребята. Но новая ли это тема для вас?

Дети( нет, во втором классе мы уже её изучали)

-Какое же правило осталось в вашей памяти после изучения темы о правописании безударных гласных во втором классе? Как надо проверять правописание слов с безударной гласной в корне?

Дети( безударные гласные в корне проверяются ударением)

-Молодцы. Добавлю лишь, что сегодня мы будем учиться не ошибаться в правописании слов с двумя безударными гласными в корне. Оказывается, в русском языке много таких слов, в которых есть по две безударные гласные в корне, например в слове "ветерок".

V. Физминутка. (проводит ученик)

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише-
Деревцо всё выше, выше.

VI. Первичное закрепление.

-Отдохнули, и снова в путь за знаниями!

Устно: -Сколько безударных гласных в слове "ветерок"?
Дети(две)

-Как проверить первую безударную гласную "е"?

Дети( вЕтер)
-А можно ли проверить вторую безударную гласную?
Дети( нет, не проверяется)

-И таких слов с двумя безударными гласными много, ребята: зОлОтой, лЕбЕдиный, вОлОсок...

Подробнее давайте познакомимся с такими словами в нашем учебнике.

-Что же хочет нового поведать нам, наш молчаливый друг- учебник?

На стр. 76 давайте прочтём название нового учебного раздела

Работа с учебником

Дети читают" Безударные гласные в корне слова"

-Давайте вместе разберём упр.101 на стр. 76.

Выполняется коллективно по заданиям учебника

-Почему так важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать ударные и безударные слоги?

Дети( гласный звук в безударном слоге - это признак, по которому обнаруживаем место орфограммы в слове.

-Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их ( морская - море).

Во время выполнения упражнения идёт вырабатывание и составление (появление поочерёдно "шагами" на распечатанных листах) алгоритма по определению и выделению в словах орфограммы "безударные гласные в корне слов" (проверяемые и не проверяемые ударением)

По окончании выполнения упражнения повторяется (устно) прочитывание всего алгоритма:

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Подчеркни безударные гласные в корне.
  5. Подбери проверочные слова (сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов).
  6. Напиши слово, вставь буквы.
  7. Обозначь орфограмму.

VII. Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне . Развитие умений.

Упр.102. Выполнение по алгоритму. Запись выполняется по образцу, под руководством учителя. Ученики работают на доске, проговаривают все шаги алгоритма.

Упр.103 - самостоятельная работа с взаимопроверкой работ друг у друга.(взаимопроверку дети осуществляют по записи на доске, открываемой учителем).

-Если выполнили задание правильно, ставим "+", если неверно "-". Где были ошибки?

-С какими вы ещё орфограммами встретились?

Дети(называют орфограммы).

Учитель объявляет результаты проверенных заданий по индивидуальным карточкам.

VIII. Физминутка для глаз.

IX. Включение в систему знаний и расширение речевого кругозора.

Устное ознакомление со значением старо-русского слова "КОЛО"( круг): кОльцо,

кОлЕсо, кОлОбок, кОлЕя( след от колеса), кОлбаса и даже окОло, Околица,ОколесИца.

X. Итог урока.

-Вы молодцы, ребята, сегодня вы очень хорошо поработали на уроке, были внимательны и вдумчивы. Что же нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

Дети(сегодня мы на уроке узнали, что в словах бывает и по две безударные гласные, и что иногда, бывает так, что одна из таких безударных гласных ,проверяется ударением, а другая нет, так как её правописание следует запомнить как словарное слово).

- Правильно, а чтобы крепко- накрепко запомнить эту орфограмму, давайте, ребята, прочтём вывод нашего урока( на доске вывешивается распечатанное в стихотворной форме правило):

"Чтоб развеять все сомнения

Гласный ставь под ударение!" (дети хором читают)

-И ещё хочу выявить, есть ли в классе ребята, внимательные как разведчики? Кто догадался, почему именно такие гласные "аоиея" буквы, мы выводили на минутке чистописания? Чем интересны эти гласные?

Дети( если эти гласные в безударном положении в корне, то их можно спутать, они требуют проверки ударением)

-Отлично, молодцы, в подарок вам- ребусы (распечатанные на листах слова в ребусах: ворона, сорока)

Дети отгадывают.

-Отличная работа! А в домашнее задание всем написать на каждую такую гласную букву по два слова, чтобы эта буква была в безударном положении.

-Урок окончен, все молодцы.