Уроки географии в экспериментальном лицее

Разделы: География


География – учебный курс, дающий целостное представление о Земле – планете людей. В экспериментальном лицее разработан и апробирован весь учебно-методический комплекс по географии – это программы, комплексные рабочие тетради со всеми рекомендациями и задачами, учебные пособия, в которых сконцентрирован весь информационный материал по темам.

Одной из главных причин создания учебно-методического комплекса является актуальность проблемы преподавания в соответствии с требованиями сегодняшнего дня в системе развивающего обучения, постоянное увеличение информации, раздробленность тем по школьным курсам и потеря интереса к изучению предмета, различный индивидуальный темп обучения у каждого ребенка.

Изучение Земли, как планеты людей, необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому вначале даются основы и базовые знания физической и социально-экономической географии. Темы охватывают содержание от образования планеты Земля до современной физической карты мира, от появления человека до современной политической карты мира, глобальных проблем человечества. В основе научной картины мира лежат законы и закономерности, изучению которых отведено особое место в географии. Например, при изучении темы «Внутренние и внешние процессы» рассматривается закон созидания и разрушения. Например, закономерность: чем горы моложе, тем сильнее внутренние процессы; чем горы выше, тем быстрей они разрушаются.

При изучении темы «Платформы и складчатости» рассматривается следующая закономерность: платформам в рельефе соответствуют равнины и полезные ископаемые осадочного происхождения; складчатостям в рельефе соответствуют горы и полезные ископаемые магматического происхождения.

Рассматриваются и научные теории – это теория взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда.

Научные гипотезы изучаются с первых уроков. Это гипотезы происхождения Земли, гипотезы изменения климата, Мирового океана, растительного и животного мира во времени и пространстве, гипотеза «парникового эффекта», численности населения Земли в ХХ1 веке.

Рисунок 1

Животные, которые, по мнению Д.Диксона, будут населять нашу планету через 50 млн. лет: а – уакки, б – сталкер.

Особое место уделяется изучению общих научных понятий, фактов, представлений (картографических, количественных, временных).

Применяются различные методы в соответствии с темой занятий: словесный (лекции, семинары, беседа, разъяснение), практический (более самостоятельная работа учащихся), проблемно – поисковый (проблемный урок, исследовательский метод), самостоятельная работа учащихся (самостоятельное добывание новых знаний в процессе решения поставленных проблем, задач).

В начале изучения ведущей темы проводится вводная лекция по всей теме. Определяется место и важность изучения данной конкретной темы. Урок завершается постановкой учебной задачи. Для примера можно привести общие и частные задачи. При изучении Всемирного хозяйства: общая – представить Всемирное хозяйство через исторический процесс формирования региональной и отраслевой экономической интеграции и совершенствования всех видов внешнеэкономических связей. Частная – создать образ крупных регионов Зарубежной Европы и Зарубежной Азии, Африки и Латинской Америки, стран мира: США, Японии, ФРГ, Канады, Австралии, Индии, Бразилии.

При изучении России сформированы следующие задачи: общие – создать образ каждого экономического района через природные составляющие экономик, уметь видеть территориальные различия экономических районов, иметь представление о единой России, состоящей из экономических районов, видеть проблемы каждого экономического района. Учебные задачи – уметь составлять экономико – географическую характеристику экономических районов, уметь давать сравнительную экономико – географическую характеристику экономических районов России, учиться работать со статистическими данными и другими источниками информации.

При изучении темы «Экономическое пространство микрогосударств мира» перед учащимися ставятся следующие задачи: общая – представить микрогосударства через их исторический процесс развития, внешнеэкономические и культурные связи. Частная задача – создать образ микрогосударства. Познакомиться с особенностями ведения хозяйства, обычаями, традициями народов каждой из стран. Учебные задачи (умения) – показывать на карте все микрогосударства, выделять наибольшие и наименьшие величины, сравнивать особенности географического положения, природы, населения (количественные показатели). Учебные задачи (знания) – знать столицы и местоположение государств, знать особенности ведения хозяйства.

По ведущим, основным вопросам темы учащиеся работают в малых группах.

Приложение 1

Группы создаются в зависимости от проблемы, которую надо рассмотреть, решить и сделать выводы. В этих группах ведущая роль принадлежит тем ребятам, которые участвуют в олимпиадах, конференция, викторинах. Если поставлена задача представить регион, защитить функции своего города и т.д., важно, чтобы выступал каждый член группы.

Учащиеся могут попробовать себя в роли «учителя», если потом создаются новые группы путем перехода «мозаикой». Все работают в группах нового состава, и каждый имеет возможность выступить в роли «учителя», объясняя «свою» тему с использованием тематических карт атласа. Происходит процесс взаимообучения, взаимопомощи.

Еще одна из форм организации занятий наиболее эффективна при изучении географии - устного предмета. Учащиеся организуют замкнутый круг. Идет обсуждение вопроса с множеством дополнений по кругу. Внутри образуется информационное поле. Каждый из учащихся делает сообщение для всех: для тех, кто его слушает, кто на него смотрит, кто от него ждет результата его работы или просто сообщения.

Приложение 2

Эффективны и нетрадиционные занятия. Это встречи с архитекторами, поэтами (красота природы нашего города), с геологами (богатство края и показ коллекции минералов), с главным педиатром города (демографическая ситуация в городе, здоровье детей).

Приложение 3

Всегда очень интересны, увлекательны встречи с людьми, посетившими другие страны.

Приложение 4

«Глазами очевидца» – Индия.

Приложение 5

В программу изучения была включена новая тема «Истоки народного творчества и зодчества». Общая задача – ознакомиться с истоками народного творчества и зодчества, проникнуться уважением к мастерам и восхищением и любовью к их работе, творению. Учебные задачи: через дополнительную литературу, фотоснимки познакомиться с Объектами Всемирного Наследия, историческим зодчеством. Используя краеведческий материал, познакомиться с народным творчеством, художественными промыслами, школой народных ремесел. По особенностям используемого сырья и технологии производства изделий народные промыслы подразделены более чем на 15 видов. После рассмотрения темы проводится экскурсия в школу народных ремесел, в которой экскурсовод в увлекательной форме ведет свою лекцию.

Интересно проходят занятия по проектированию городов при изучении новой темы «География городов». Общие задачи: создать представление о типах городов, выявить отличительные черты городов в разных странах мира; уметь прогнозировать создание городов, выявлять проблемы больших и малых городов. Учебные задачи: познакомиться с функциями городов, их ролью в жизни людей; с архитектурным обликом городов мира, творением рук человеческих; научиться создавать гипотетический город, уметь защитить его проект.

После рассмотрения всей темы создаются малые группы, которые получают задание – создать и защитить проект гипотетического города. Это город – порт, город – курорт, город – промышленный центр и т. д. При защите необходимо рассмотреть, как решаются в данном городе проблемы больших и малых городов. Важно, чтобы в защите участвовал каждый учащийся малой группы. На уроках географии используются комплексные рабочие тетради, составленные в соответствии с программой.

Приложение 6

Тетради решают многие проблемы при изучении устного предмета – это минимум записей, последовательность изложения, учащимися найден свой индивидуальный темп работы, не тратится время на записи заданий – время используется для мыслительной деятельности.

Фрагменты заданий из рабочих тетрадей по географии.

1. Практическая работа.

- Переведите численный масштаб в именованный:

1 : 1000000 ____________ 1 : 2500000 ____________

- Переведите именованный масштаб в численный:

В 1 см : 5 км ____________ в 1 см : 100 м ____________

2. Определите страны и их столицы:

- Здесь находится крупнейший морской порт Зарубежной Европы – Роттердам ____________

- Столица этой страны находится на острове Зеландия ____________

- Эта страна – великое стальное герцогство ____________

3. Определите местоположение города относительно другого (определите сторону горизонта).

Новосибирск относительно Кемерово находится на западе

Санкт – Петербург относительно Москвы – на ____________

Волгоград относительно Пензы – на ____________

Астрахань относительно Волгограда – на ____________

Саранск относительно Пензы – на ____________

4.

Рисунок 2

5. Найдите соответствие:

  1. Катар.
  2. Лихтенштейн.
  3. Люксембург.
  4. Оман.
  5. Тонга.
  6. Япония.
  1. Герцогство.
  2. Империя.
  3. Княжество.
  4. Королевство.
  5. Султанат.
  6. Эмират.

6.

Рисунок 3

7.

Рисунок 4

Применение тетрадей позволяет избежать проблем фронтальной работы, увеличивает многообразие работы в малых группах, открываются возможности для наибольшего решения географических задач. Практические и тренировочные задания составлены таким образом, чтобы через их выполнение прошло трехкратное повторение и закрепление узловых моментов темы.

В тетрадях собрано много интересных сведений и заданий из художественной, научно – популярной литературы. Они вызывают интерес к изучению географии, желание читать и расширять свой кругозор. Ведь мир так прекрасен!

Фрагменты вставки из рабочих тетрадей по географии.

1. Исполнительная власть Сан-Марино принадлежит правительству – государственному Совету, возглавляемому двумя капитанами – регентами, которые переизбираются каждые полгода. В зале заседаний они восседают на двухместном троне и все свои решения обязаны принимать совместно. Вооруженные силы Сан-Марино насчитывают 80 человек, причем они вооружены ружьями, подаренными республике в 1860 году королевой Великобритании Викторией.

2. Очень часто открыть месторождения геологу помогают растения. Есть очень много растений, которые нуждаются в определенном металле и не могут жить там, где этого металла мало или нет совсем. Так, например, один из видов анютиных глазок хорошо развивается на почвах, богатых цинком, а некоторые виды папоротников и гвоздик растут на почвах, богатых никелем, жимолость любит золото.

3. Пампа-де-Наска. На ней рассеяны гигантские рисунки животных. В одном месте многометровая игуана, в другом – 120 – метровая птица или 200 – метровый ящер, а в третьем – гигантская обезьяна. Мы до сих пор не можем точно объяснить назначение рисунков. М. Райхе, которая знала пустыню Наска как никто другой, писала, что дождь здесь бывает в течение получаса раз в два года. Кроме того, поверхность пампы покрыта темным щебнем, поглощающим огромное количество тепла. Создается горячая воздушная подушка, которая обеспечивает консервацию древних изображений.

Используя на занятиях многообразие технологий, методов, форм, средств обучения, тем самым поддерживается интерес к предмету, мотивация, учение через общение. Убеждена, что хороший результат возможен только при полном методическом обеспечении урока.

Учебно-методический комплекс по географии используется при обучении в экспериментальном лицее в течение 13 лет. За это время УМК постоянно усовершенствовался и дополнялся.

Для определения наиболее эффективного использования учебно-методического комплекса, были использованы различные методы. Было проведено социологическое исследование (Приложение 7, 8, 9, 10) с использованием метода анкетирования, в котором приняли участие 100 человек.

Одним из главных вопросов, который был задан, необходимо было выяснить, насколько важно учащимся иметь такие рабочие тетради, по которым работают в лицее на уроках географии в течение 13 лет. Из 100 человек утвердительно ответили 94 %.

Приложение 7

Второй вопрос: много ли вы пишите на уроках географии? Из 100 человек утвердительно ответили только 9 %. По второму вопросу в перспективе будет проведено сравнение с традиционной школой.

Приложение 8

Много ли Вы пишите на уроках географии?

Третий вопрос очень важен для разгрузки и небольшого отдыха во время уроков: есть ли у вас время на уроках географии самостоятельно или в группах работать с картой? Утвердительно ответили 88 %.

Приложение 9

Есть ли у Вас время на уроках географии самостоятельно или в группах работать с картой

Четвертый вопрос: используются ли на уроках географии ваши творческие работы или работы других учащихся? На этот вопрос утвердительно ответили 100 %. Данное анкетирование показало эффективность использования учебно-методического комплекса в сочетании с различными методами и технологиями преподавания.

Приложение 10

Используются ли на уроках географии ваши творческие работы или работы других учащихся (курсовые работы, презентации, слайды, сообщения)?

Вся опытно-экспериментальная работа была направлена на создание такого учебно-методического комплекса, который помог бы учащимся быть субъектами в своей самостоятельной деятельности, который постоянно поддерживал бы интерес к географии и желание познавать мир.

Современные педагогические технологии предполагают самостоятельный поиск знаний, активную работу с дополнительными источниками информации, индивидуальный темп обучения. Достигается все это наличием учебно-методического комплекса.