Урок обществознания по теме "Экономический ринг "Про деньги"

Разделы: История и обществознание


- Деньги!
Всегда, во всякий возраст нам пригодны,
Но юноша в них ищет слуг проворных
И, не жалея, шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока.
(А.С.Пушкин «Скупой рыцарь»)

Цели урока:

  1. Познавательные: обобщить базовые экономические понятия по теме «Деньги»;
  2. Развивающие: вырабатывать умения принимать решения, анализировать информацию, излагать свою точку зрения и вести дискуссию.
  3. Воспитательные: формировать способность коллективного обсуждения информации в условиях ограниченного времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других людей, способность слышать окружающих.

Подготовительная работа:

    • распределить студентов в группы по 5 человек;
    • дать опережающее задание для выполнения заданий игры;
    • распечатать задания для групп (по их количеству);
    • группы должны заранее продумать название, девиз, можно и визитку на 3 минуты (по желанию руководителя ринга);
    • Определить состав экспертной комиссии.

Оборудование, материалы: на доске плакат: ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИНГ «Про деньги»; Листы с заданиями; Табло для фиксации результатов.

Ход занятия

Организация курса. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые студенты и гости!

Сегодня у нас состоится экономический ринг.

Что означает слово «ринг»? (ринг – место состязания, соревнования)

Вы будете соревноваться в экономических знаниях. Мы изучаем экономику как раздел обществознания , вы уже знаете значение многих экономических понятий: «товар, деньги, обмен, спрос, предложение, цена, профессия» и др.

Сегодня нам предстоит повторить изученный материал по теме «Деньги»: историю появления денег, виды денег, пословицы и поговорки о деньгах. Каждая группа будет выполнять задания, и в конце урока мы определим победителей ринга. Оцениваться будет не только правильность ответов, но и умение работать в группе: сплоченность и взаимовыручка.

Экономический ринг «Про деньги» объявляю открытым.

Экспертная комиссия будет оказывать мне помощь в процессе игры и поможет определить победителя.

Презентация команд.

Каждая команда по очереди представляет свое название, девиз.

(например, наша команда «Копейка», наш девиз: «Копейка рубль бережет!») Если организаторы заранее дали установку на презентацию команды по длительности 3 минуты, то помимо названия, девиза, команда может подготовить песню о своей группе .Экспертная комиссия оценивает оригинальность выступления – макс. 5 баллов и выдает выигравшей команде жетоны- «покемончики». Выиграет та команда, у которой окажется больше всего «покемончиков».

1 гейм: «Из истории денег…»

1.Определите, что не являлось старинными «деньгами»?
Корова, листья, ракушки, соль.

2. Какие предметы использовались в качестве денег?.
Животные, мех, ракушки, соль.

3. Что означает слово «монета» в переводе с латинского языка?
«Золотая лепешечка»

4. Какие виды денег вам известны?
Наличные, безналичные, электронные

5. Какие функции выполняют деньги?
Деньги выступают в качестве:

  • меры стоимости;
  • средства обращения;
  • средства платежа;
  • средства накопления,
  • мировых денег

6. Назовите виды денег, которые использовались в различные периоды российской истории.
Копейка, рубль, алтын, полушка, полтина, гривна.

7.Что такое инфляция? Как это слово переводится с итальянского языка?
Инфляция-процесс обесценивания денег в результате увеличения денежной массы, не обеспеченной товарами и услугами. С итальянского переводится как «вздутие».

2 гейм: «Чьи это деньги?» (Приложение 1)

Указанные в приложении названия денежных единиц и их описания разрезать на 2 части и предложить каждой команде по 5 наименований для того, чтобы они могли соотнести название денежной единицы и ее описание. За каждый правильный ответ – 1 «покемон». Время выполнения- 1 минута.

3 гейм: «Поймай вопрос!»

Домашнее задание каждой группе включало и составление вопросов соперникам по теме игры. Команды задают вопросы друг другу по часовой стрелке, передавая ход следующей команде. За каждый правильный ответ – 1 «покемон».

4 гейм : «Деньги в пословицах и поговорках» (Приложение 2)

По аналогии с предыдущим заданием, студентам предлагается соотнести разделенные части пословиц и поговорок в течение 1 минуты. Объяснить смысл одной из пословиц и поговорок. За каждый правильный ответ – 1 «покемон».

5 гейм: «В чем смысл высказывания?»

Участникам предлагаются афоризмы и высказывания о деньгах. Согласно жребию, каждая команда выбирает тот или иной афоризм и высказывает свои суждения по его сути в течение 1 минуты(на обдумывание ответа- 1 минута).За правильную интерпретацию-2 «покемона».

  1. «Деньги как навоз, если их не разбрасывать, то от них будет мало толку»
    Ф.Бэкон
  2. «Деньги либо господствуют над своим обладателем, либо служат ему»
    Гораций
  3. «Уничтожить деньги - уничтожить войны»
    Квинтилиан
  4. «Деньгами надо управлять, а не служить им»
    Сенека
  5. «За деньги мы вынуждены платить свободой»
    Стивенсон Р.
  6. «Деньги суть артерия войны»
    Петр Первый
  7. «Что делать законам там, где царствуют деньги?»
    Петроний
  8. «Деньги для умных людей составляют средство, для глупцов – цель»
    Декурсель А.
  9. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться»
    Франклин Б.
  10. «Имеющий деньги не может быть наказан».
    Цицерон

6 гейм: “Валюта”.

Все участвующие в игре команды получают листы с названием 15 разных государств. Задача: за одну минуту записать напротив каждого государства наименование денежной единицы, которая используется в настоящее время.

  • Азербайджан – манат
  • Алжир- динар
  • Аргентина- аустраль
  • Армения- драм
  • Болгария- лев
  • Бразилия- риал
  • Великобритания- фунт стерлингов
  • Вьетнам-донг
  • Гвинея-франк
  • Грузия-лари
  • Индия-рупия
  • Казахстан-тенге
  • Куба-песо
  • Китай-юань
  • Латвия-лат

По желанию преподавателя можно использовать названия других государств.

Завершение игры. Экспертная группа подводит итоги и фиксирует их на табло.

Преподаватель: Мир денег всегда привлекал людей, о чем свидетельствует большое количество исследований по проблеме денег и денежного обращения. Нельзя преувеличивать роль денег, но не следует и пренебрегать ими. Как отметил Ф. Бэкон:

«Деньги - очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Пусть они служат вам, повышают ваше благосостояние, но не мешают оставаться людьми, слышащими и чувствующими других людей.

Поздравляю победителей: они оказались первыми среди равных!

Преподаватель сообщает оценки и отмечает наиболее активных студентов.

Литература:

  1. И.В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности», М., «ВИТА-Пресс»,2005г.
  2. Обществознание (учебное пособие под. ред. проф.В.В. Барабанова, проф. В.Г. Зарубина) М., «Астрель»,2002г.;
  3. В.И.Курбатов «Обществознание», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2005г.;
  4. Обществознание (пособие-репетитор), Ростов-на-Дону, «Феникс»,2009г.;
  5. Б.Баландин «10 000 вопросов для самых умных», М., «РИПОЛ классик»,2005г.