Профилактика вредных привычек через клубную деятельность в рамках детского дома

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня трудно не согласиться, что злоупотребление алкоголем, пристрастие к курению и другим вредным привычкам приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных, вызванное различными пристрастиями к вредным веществам, таким как табак и алкоголь, составляет более 500 млн. человек. Забота о здоровье детей в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.

Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому и роль взрослого в этом процессе трудно переоценить. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблем ЗОЖ является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения детей. Достучаться до сердца подростка, добиться того, чтобы разговор о здоровье стал для него личностно значимым – не простая задача для педагога. Не сговорчивые и ершистые современные дети относятся к советам взрослого с недоверием и опаской, со скептицизмом. Поэтому и в нашем учреждении так же в целях профилактики вредных привычек у воспитанников в условиях специального (коррекционного) детского дома назрела необходимость создание системы работы против табакокурения, сквернословия, проб алкоголя.

Исследования Н.А.Гусевой показывают, что основной возраст знакомства с вредными для организма веществами – 11-17 лет. Были отмечены ситуации и с 8-10 лет. Установлено, что чем раньше произошло приобщение, тем быстрее формируется зависимость, например никотиновая, тем тяжелее лечение последствий. Поэтому профилактическую работу необходимо проводить до наступления критического возраста, т.е. не позднее чем в младшем школьном возрасте. Наиболее распространенными причинами потребления вредных веществ являются: зависимость подростковой компании, любопытство, стремление получить положительные эмоции.

Т.М.Жирова считает, что необходимо проводить профилактическую работу среди детей школ, детских домов, а реальная устойчивость к вредным привычкам может быть сформирована лишь в том случае, если и детей развиты механизмы эффективной социальной адаптации.

Профилактическая работа будет эффективной, если применять как традиционные, так и современные подходы

В детском доме разработана система мероприятий, направленных на решение задачи по формированию позитивного отношения к собственному здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ, помочь в усвоении социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию.

I. Цель: формирование у воспитанников стойкой негативной установки по отношению к вредным привычкам через осознание здоровья как ценности.

II. Задачи для педагогов:

  1. Разработка и внедрение комплекса мероприятий по профилактике вредных привычек, охране и укреплению здоровья среди воспитанников детского дома.
  2. Объединение усилий и координация работы педагогов и специалистов детского дома в решении проблем по профилактике вредных привычек.
  3. Создание адаптивной воспитательной и образовательной среды для детей детского дома с ограниченными возможностями здоровья, для приобретения ими полезных привычек.
  4. Создание системы общественной поддержки проекта, разработка механизмов реализации и оценка результатов.

Работа с воспитанниками направлена на решение следующих задач:

  1. Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
  2. Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения в обществе.
  3. Закрепление полезных навыков и привычек.
  4. Приобщение воспитанников к разумной физической активности.
  5. Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Система работы предполагает 3 этапа (см. Приложение 1), представляет собой блочно-модульную структуру и реализацию профилактических мер по 3 блокам:

1. Информационный, направлен на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ, способствует усвоению социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков обеспечивающих ребёнку эффективную социальную адаптацию. Важнейшим условием информационного блока по профилактике вредных привычек, является формирование представлений о здоровье, как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости укреплять его и заботиться о нём.

2. Стимулирующий блок предполагает проведение воспитательной работы, повышение культурного уровня, организацию разумного использования свободного времени. Стимулирующий блок так же предполагает совместные выходы с детьми за пределы детского дома, проведение мероприятий за пределами детского дома.

3. Коррекционный блок направлен на развитие навыков обучения в социальной адаптации, поиск средств для решения проблем взросления, регулирования стрессов, осознание положительных свойств личности и формирование жизненных идей для достижения ЗОЖ. Коррекционная работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, социальным педагогом.

В основе педагогической деятельности по реализации проекта используются три группы принципов:

1. Системно-структурная группа принципов:

а) непрерывность формирования навыков ЗОЖ на протяжении всех лет обучения;
б) повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек, полового и безопасного поведения, при этом привычная информация должна быть элементарной, а в дальнейшем не каждом возрастном этапе расширяться за счет введения новых понятий, факто, сведений;
в) оптимизация задач означает, что обучение здоровому образу жизни должно соотноситься с целями и задачами подрастающего поколения;
г) конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться ясно и понятно;
д) системность включает разработку программ на основе системного анализа актуальной ситуации в стране и состоянии здоровья детей, подростков и молодежи;
е) стратегическая ценность определяет единую, целостную стратегию оздоровительно-профилактической деятельности, обуславливающую основные направления и конкретные мероприятия для образовательного учреждения;
ж) многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности, и прежде всего, адекватной самооценки, целенаправленное формирование прочных навыков и стратегий стресс-преодолевающего поведения, активное формирование систем социальной поддержки (социально-психологический центр, психологическая служба).

2. Социальная группа принципов:

а) деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам;
б) активная инициатива и опережение – воспитанников трудно оградить от негативных воздействий социума, поэтому лишь своевременные оздоровительно-профилактические программы способны исключить или, по крайней мере, смягчить их влияние;
в) готовность личности к обучению ЗОЖ – любая программа обучения ЗОЖ должна предусматривать работу с личностью, это достигается через систему тренинговых занятий;
г) выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно, чтобы воспитанники понимали, что здоровый образ жизни является проявлением межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности.

3. Психологическая группа принципов:

а) правдивость – уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия, нарушают контакт с педагогом;
б) доверие – недоверие, подозрение и выспрашивания, как правило, провоцируют у воспитанников закрытость, обострение интереса к партнерам, алкоголю, курению, личностно-интимным сторонам жизни человека;
в) поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познании себя и других;
г) адресность – навыки ЗОЖ могут быть сформированы только с учетом пола, психологического и физического развития, преобразованности и актуализации проблемы для воспитанников;
д) скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через игры, интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы в условиях похода, участие самих учащихся в организации оздоровительно-профилактических программ.

Многолетний опыт работы с воспитанниками детского дома, показал, что наиболее эффективными формами работы являются такие формы, в основе которых лежат интересы детей. Одной из таких форм является клуб.

Клуб – это объединение воспитанников и педагогов с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга, с целью всестороннего развития личности детей. Клубная деятельность носит коллективно-образующий характер и удовлетворяет следующим условиям:

  • нужна самим детям и увлекает их;
  • невозможна без совместного преодоления трудностей, без совместных действий в одном месте и в одно и тоже время;
  • требует объединения, сплочения, централизации, переплетения интересов;
  • регулярно повторяется, воспроизводится, закрепляя при этом и делая привычными установленные связи;
  • порождает обмен мнениями, мыслями, настроениями, укрепляет коллективные взгляды, их единство.

Воспитательная значимость клубной деятельности связана с тем, что допускает более свободное общение детей, большую самостоятельность и самоуправление, приобретение позитивного опыта здорового образа жизни, учит взаимопомощи, взаимовыручке.

Клубные объединения выполняют три функции:

  • компенсаторная – расширение знаний, формирование умений, навыков ЗОЖ при заинтересованности детей
  • стимулирующая – вносит новизну, оригинальность, нестандартность различных форм работы с воспитанником, активизирует формирование основ здорового образа жизни
  • интегрирующая – усиливает познавательный компонент.

Как показывает наш опыт, эффективность реализации цели повышается, когда профилактические мероприятия проводятся в комплексе. Ценность этой формы заключается в ее открытости, в расширении возможности содержательного компонента, возможности привлечения специалистов не только детского дома, но и других организаций, объединений, социальных институтов и просто интересных людей.

Алгоритм деятельности клуба:

  1. Изучение проблем у воспитанников по формированию здорового образа жизни.
  2. Привлечение детей: наглядность, просмотр фильмов по данной тематике, чтение литературы, приглашение объединиться в клуб.
  3. Организация работы клуба (где, в какое время, периодичность).
  4. Совместная работа с детьми по определению названия клуба, выработке правил взаимодействия и поведения участников клуба, выбору актива клуба, оформлению информации (газета, дневник).
  5. Разработка содержания работы по проблемам воспитанников.
  6. Подведение итогов работы клуба за год и планирование работы на следующий учебный год.

Для успешной работы клуба необходимо выполнять ряд условий:

  1. Начинать работу с разбора простых ситуаций общего характера, постепенно, по мере раскрытия детей осуществлять переход на конкретные проблемы данного воспитанника, усложняя сложность практических советов при применении на практике.
  2. После взаимного доверия возможно приглашение «интересных людей» не из числа работников детского дома, компетентных в вопросах ЗОЖ
  3. На каждом занятии клуба привлекать детей к самоанализу своей деятельности других.

Для оценки эффективности деятельности клуба и профилактической работы разработана мониторинговая программа, которая предполагает исследование когнитивного, деятельностно-практического и мотивационного компонентов. Анализ эффективности показывает положительную динамику в области знаний и представлений о здоровом образе жизни. Участники клуба принимают активное участие в оздоровительных мероприятиях, большее внимание уделяют занятиям в спортивных секциях. Важным показателем эффективности является увеличение количества воспитанников посещающих клуб и успешно реализующих поставленную перед собой цель: отказаться от никотиновой зависимости.

Таким образом деятельность направленная на устранение и профилактику вредных привычек у воспитанников детского дома можно считать результативной, а представленная форма работа наиболее удачной и привлекательной для воспитанников в отличии от назидательных форм, а поэтому более эффективной.

Приложение 2

Приложение 3