Сложные слова. 4-й класс, система Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  1. Учить находить обстоятельство и определять, чем оно выражено.
  2. Развивать умение разбирать предложения по членам предложения.
  3. Развивать орфографическую зоркость.
  4. Воспитывать уважение к мнению друг друга.

Ход урока

Презентация

Мотивационно-ориентировочный этап.

Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности:

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу.

- Посмотрите на наших гостей и улыбнитесь им.

- А теперь посмотрите на меня и подарите мне свои улыбки.

- Тихо садитесь, мы начинаем урок русского языка. У нас много разнообразной работы: сегодня мы продолжим работу по формированию орфографической зоркости, поработаем с предложением, продолжим развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Мы будем воспитывать аккуратность, точность и лаконичность в ответах.

План урока.

  1. Чистописание.
  2. Вспомним и закрепим пройденный материал.
  3. Новая тема.
  4. Закрепление новой темы.
  5. Итог урока.
  6. Рефлексия.

Откройте тетради запишите дату и вид работы.

Операционно-исполнительский этап.

Чистописание с орфографическим заданием: чистописание будем выполнять с орфографическим заданием, вам нужно выписывать только буквы пропущенные в словах, называя орфограмму.

На доске написаны слова:

  • Сол...це (пропущена заглавная буква Н, орфограмма на непроизносимую согласную, проверочное слово солнешко).
  • Изредк... (орфограмма правописание суффиксов в наречиях, в наречиях с приставками из на конце пишется А).
  • Перрон (орфограмма в корне слова , на парную согласную, пишется удвоенная буква Р).
  • Т…мнота (орфограмма на безударную гласную в корне слова, чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить или подобрать проверочное слово, чтобы гласная стала ударной, проверочное слово Тёмный пишем букву пишется Е).
  • Чудак (из слова выпишите непарную глухую согласную).
  • Выход...т (орфограмма на безударную гласную в окончании глагола , чтобы проверить безударную гласную в окончаниях глагола, нужно определить спряжение , поставить слово в неопределенную форму Что делать? Ходить , заканчивает на ить, второе спряжение пишем букву И).
  • О полян...(орфограмма на безударную гласную в окончании существительного, чтобы проверить безударную гласную в окончаниях существительных, нужно определить склонение и падеж существительного, поляна 1 склонение, предложенный падеж окончание Е).

- Какое слово у вас получилось? (Получилось слово – наречие.)

- Давайте вспомним, что мы знаем о наречии?

Два ученика работают на компьютере, отвечая на тест.

Тест на доске:

1. Наречие – это ...

  • Часть предложения.
  • Часть речи.
  • Часть слова.

2. Наречие обозначает ...

  • Предмет.
  • Признак предмета.
  • Действие предмета.
  • Какой-то признак.

3. Наречие ...

  • Склоняется и спрягается.
  • Не склоняется и не склоняется.
  • Иногда склоняется.
  • Иногда спрягается.

4. Наречие отвечает на вопросы ...

  • Как? Когда? Где? Откуда?
  • Кто? Что?
  • Что делать? Что сделать?
  • Какой? Какая? Какое?

5. Наречие в предложении бывает ...

  • Подлежащим.
  • Обстоятельством.
  • Сказуемым.
  • Любым членом предложения.

Теперь мы по работам с предложением, а вы все знания примените на практике.

  • Ночью ворвался в город северный ветер.
  1. Запишите предложение.
  2. Разберите по членам предложения.
  3. Разберите по частям речи.

4. Постановка проблемы.

Какой частью речи выражено обстоятельство.
У- Существительными.
У- Наречиями.
У- Наречием и существительным.
- Ночью. На какой вопрос отвечает?
У- Когда?
- Вопрос, какой части речи?
У- Наречия.
- От какой части речи оно произошло?
У- Наречие образовано от существительного – ночь.
- Склоняется или спрягается оно? Докажите?
У- Оно не спрягается и не склоняется.

Вывод: это наречие время действия.

- В город. На какой вопрос отвечает?
У- Куда?
- Вопрос, какой части речи?
У- Наречия.
- Употребляется наречие с предлогом?
- Наречие употребляется без предлога. В городе, есть предлог. Значит, это существительное.
- Склоняется или спрягается оно? Докажите?
У- Оно склоняется. Можно определить падеж. В городе (в чем?) – предложный падеж.
Наречие можно склонять.
- Нет

Вывод: это существительное.

Какими частями речи может быть выражено обстоятельство?

Вывод: обстоятельство может быть выражено именем существительным и наречием.

Групповая работа.

Звёзды ещё сверкали остро и холодно, но небо на востоке уже светлело.

1 группа. Найти и выделить все орфограммы.
2 группа. Подчеркнуть члены предложения.
3 группа. Определить части речи.

Работа с учебником.

№247. Найти и выписать обстоятельство со словом, к которому оно относится. Указать, чем выражено.

Итог урока.

- Давайте обратимся к нашему плану урока, все ли мы с вами сделали. План на доске.

- План урока весь выполнен. Осталась рефлексия.

- Ребята на доске записаны предложения, выберите, то которое больше подходит вам к окончанию урока.

  1. Урок полезен, всё понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Еще придется потрудиться.
  4. Да, трудно всё-таки учиться!

Урок окончен. Всем спасибо!