Компетентностный подход на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: Формирование системы универсальных  знаний, умений и навыков и опыта самостоятельной деятельности.

Задачи:

  • Формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации
  • Учиться самостоятельно понимать текст, выделяя ключевые слова
  • Учить анализировать информацию и собирать целый конспект (синтез)

В пустыне вовсе не пусто

В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней.

Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 700, а температура воздуха в тени поднимается выше 400. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за лето не выпадает ни капли дождя!

Корни одного из самых известных растений проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной это растение ярко-зелёное. Корни другого ценного растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра. Такую же «работу» выполняет ещё и кустарник. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки, а его плоды очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния.

Каждое животное пустыни по -своему интересно. Задние ноги одних грызунов длинные и сильные. С их помощью они прыгают в длину до 3 метров. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах. Другие грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами. Есть более крупные животные, которые держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Они могут быстро бегать – со скоростью 80 км/ч.

Приспособленность животных пустыни к условиям жизни заметна не только в их внешности, но и в поведении. Днём многие животные прячутся в норы, другие, в момент опасности мгновенно зарываются в песок, а по ночам ходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днём, обычно держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды, а некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду (оросительные каналы). Неумеренное орошение приводит к тому, что в почве накапливается очень много соли. От этого страдают культурные растения, снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти. Скот подолгу пасут на одних  и тех же пастбищах, и животные полностью съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Именно по этому стало больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные, встречающиеся в пустынях. Много животных погибает от рук браконьеров. Для некоторых  животных непреодолимыми становятся оросительные каналы. В них тоже погибают животные пустынь.

Ознакомление

Прочитайте самостоятельно текст, выделив ключевые слова.

Понимание

Составьте план изучения темы.

Применение

Проведите исследование, используя дополнительную литературу.

  • Подтвердите конкретными фактами особенности климата.
  • Какие растения вы узнали? Как они приспособились к климатическим условиям?
  • Каких животных вы узнали? Как они приспособились к климатическим условиям?

Анализ

Найдите в тексте информацию, которая поможет сформулировать экологические проблемы зоны пустынь.

Синтез

Найдите способ, позволяющий наглядно представить природную зону пустынь. (Сделай макет – объемную модель пустыни; нарисуй как ты представляешь себе пустыню,  схему, таблицу).

Оценка

Определите, какое из решений является наиболее удачным для преодоления экологических проблем.

Методические рекомендации: Урок окружающего мира в 4 классе по теме «В пустыне вовсе не пусто». Форма работы групповая (или фронтальная) по усмотрению учителя. Задания к тексту составлены на основе конструктора Л.С. Илюшина.

Оборудование к уроку:

  • Раздаточный материал (листы с текстом)
  • Энциклопедии.
  • Учебник.

Материал для педагога

В пустыне вовсе не пусто

В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и к востоку от низовьев Волги. Гораздо обширнее полупустыни, которые находятся между степью и настоящей пустыней.

Лето в пустыне очень жаркое. Поверхность земли нагревается днём до 700, а температура воздуха в тени поднимается выше 400. Правда, ночи прохладные, потому что песок и глина быстро остывают. Человек, побывавший в пустыне, начинает особенно ценить воду. Ни в какой другой природной зоне не выпадает так мало осадков, как здесь. Порой за лето не выпадает ни капли дождя!

Корни одного из самых известных растений проникают на глубину почти 20 метров и оттуда добывают воду. Поэтому всё лето, даже в самый сильный зной это растение ярко-зелёное (верблюжья колючка). Корни другого ценного растения хорошо закрепляют пески, не дают им двигаться под действием ветра (колосняк). Такую же «работу» выполняет ещё и кустарник. Интересно, что у этого кустарника роль листьев играют зелёные веточки, а его плоды очень лёгкие и к тому же снабжены особыми выростами. Благодаря этому ветер переносит их по пескам на большие расстояния (джузгун).

Каждое животное пустыни по -своему интересно. Задние ноги одних грызунов длинные и сильные. С их помощью они прыгают в длину до 3 метров. Длинный хвост помогает ему поддерживать равновесие, особенно при резких поворотах (тушканчик). Другие грызуны роют сложные, разветвлённые норы и живут в них группами (песчанки). Есть более крупные животные, которые держатся стадами, кочуя в поисках пищи и воды. Они могут быстро бегать - со скоростью 80 км/ч (сайгаки).

Приспособленность животных пустыни к условиям жизни заметна не только в их внешности, но и в поведении. Днём многие животные прячутся в норы, другие, в момент опасности мгновенно зарываются в песок (ящерица -круглоголовка), а по ночам ходят на поиски пищи. Те животные, которые кормятся днём, обычно держатся в тени растений. Животные пустыни могут подолгу обходиться без воды, а некоторые совсем не пьют. Им достаточно той влаги, которую они получают, поедая растения.

Есть еще животные: ушастый ёж, маленькая лисичка корсак, песчаный удавчик, ящурка быстрая.

Люди с давних пор осваивают полупустыни и пустыни. Построив каналы, во многие районы подвели воду (оросительные каналы). Неумеренное орошение приводит к тому, что в почве накапливается очень много соли. От этого страдают культурные растения, снижается урожай, а в некоторых местах растения совсем не могут расти. Скот подолгу пасут на одних  и тех же пастбищах, и животные полностью съедают и вытаптывают растения, которые закрепляют пески. Именно по этому стало больше стало подвижных песков, которые засыпают дороги, поля, постройки. Под угрозой исчезновения оказались некоторые животные, встречающиеся в пустынях. Много животных погибает от рук браконьеров. Для некоторых  животных непреодолимыми становятся оросительные каналы. В них тоже погибают животные пустынь.

Экологические проблемы:

  • Браконьерство.
  • Неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало накапливаться много соли.
  • Из-за неумеренного выпаса скота больше стало подвижных песков – животные полностью съедают растения на пастбищах.
  • Под угрозой исчезновения оказались сайгаки, созданные человеком оросительные каналы оказались для них непреодолимым препятствием.

Для сохранения природы в 1990г. в республике Калмыкия был создан заповедник «Чёрные земли». В этом заповеднике есть участки пустынь и полупустынь, встречаются все виды животных, а на озере Маныч-Гудило обитают утки, гуси, лебеди.

Ознакомление

Прочитайте самостоятельно текст, выделив ключевые слова. (Какие ключевые слова нашли?)

Понимание

Составьте план изучения темы: (На доску выписать предложения учеников).

  • Особенности климата
  • Географическое положение зоны пустынь относительно других природных зон (показать на карте);
  • Растительный мир. Особенности растений. Индивидуальное приспособление к природным условиям (корень, стебель, лист).
  • Животный мир пустыни. Приспособленность к природным условиям: размеры, окраска, образ жизни, чем питаются (подтверждение иллюстрациями из энциклопедий и т.д.);
  • Деятельность человека. Экологические проблемы зоны пустынь и пути их решения. Охрана редких растений и животных.

Применение

Проведите исследование, используя дополнительную литературу.

  • Подтвердите конкретными фактами особенности климата.
  • Какие растения вы узнали? Как они приспособились к климатическим условиям?
  • Каких животных вы узнали? Как они приспособились к климатическим условиям?

(На доску фиксировать с помощью кластера – «виноградная гроздь»)

рис.1

Анализ

Найди в тексте информацию, которая поможет сформулировать экологические проблемы зоны пустынь.

Синтез

Найдите способ позволяющий наглядно представить природную зону пустынь. (Сделай макет -объемную модель пустыни; нарисуй как ты представляешь себе пустыню,  схему, таблицу).

Оценка

Определите, какое из решений является наиболее удачным для преодоления экологических проблем.

Заранее были подготовлены разные источники информации о природной зоне пустынь.