Разработка урока русского языка

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Класс: 4.

Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Учебно-методическое обеспечение: Р.Н. Бунеев «Русский язык» 4 класс, часть 2.

Время реализации урока: 45 минут.

Авторский медиапродукт:

  • вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала Microsoft PowerPoint, 25 слайдов,
  • структура медиапродукта: последовательная модель.

Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран, карточки с разноуровневым заданием, рабочие тетради по русскому языку.

Цель урока:

  • знакомство с новой орфограммой  «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода», овладение алгоритмом написания слов с данной орфограммой;
  • развитие речи, творческих способностей, расширение кругозора;
  • формирование познавательного интереса, учебной мотивации и активности.

Стенограмма урока

1. Оргмомент, приветствие (Слайд 2)

– Здравствуйте, ребята.

– Кто готов к новым открытиям?

– Надеюсь на продуктивную работу.

2. Минутка красивого письма. Словарная работа, актуализация (Слайд 3)

Отгадайте загадку:

Эта буква – хитрый знак,
Не сказать её никак.
Она не произносится,
Но в слово часто просится. 

Эта буквамягкий знак.

– Напишите строчку букв «ь» (показ учителя).

– Что вы знаете про эту букву?

Может обозначать мягкость согласных звуков.

– Бывает разделительным, в этом случае стоит между согласным и гласными е, ё, ю, я, и.

– Выполните задание: если вы считаете, что в слове разделительный мягкий знак, то вы обводите его в кружочек, а если он является показателем мягкости, то – подчёркиваете:   вьюга, деньки, мальчик, перья, коньки, пальто, воскресенье, письмо, деньги.

– Кто заметил закономерность?

– Это значит, что вы правильно выполнили задание.

3. Определение темы урока (Слайд 4)

– Сегодня мы узнаем ещё об одной особенности мягкого знака.

– Кто может определить,  каких слов не хватает в названии темы урока? (Дети не могут дать ответ)

– Если  сумеем определить недостающие слова, то мы сможем ещё и сформулировать правило о написании новой орфограммы.

4. Работа с группой картинок (Слайд 5)

– Назовите предметы.

Тушь, брошь, мелочь, шалаш, кирпич, гараж, книга, ручка.

– К какой части речи относятся?

Это существительные.

– В каких словах не может быть мягкого знака на конце?

– Книга, ручка.

– Что общего в звучании оставшихся слов? (Какие звуки на конце оставшихся слов?)

– Шипящие.

– Оставшиеся слова разделите на 2 группы.

– Существительные мужского и женского рода.

5. Наблюдение над особенностями написания существительных мужского и женского рода (Слайд 6)

– Посмотрите, как пишутся эти слова.

– Что заметили?

На конце существительных женского рода мягкий знак есть, а на конце существительных  мужского рода – нет.

– Это новая орфограмма.

6. Формулирование темы урока (Слайд 7)

– Кто теперь может назвать пропущенные слова в теме урока?

– «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»

7. Формулирование правила (Слайд 8)

– Уверена, что вы сможете сформулировать правило.

– После шипящих на конце существительных  женского рода пишется мягкий знак.

– Молодцы. Проверьте по учебнику.

– У вас всё получилось.

8. Первичное закрепление новой темы (Слайды 9–12)

– Отгадайте загадку, запишите отгадку с комментированием.

  • Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. (Мяч)
  • По небу лебедь чёрный рассыпал чудо-зёрна. (Ночь)
  • Что за весенняя птица может за плугом ходить и кормиться? (Грач)
  • Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке, потому что дотемна  в норке прячется она (Мышь)

9. Физминутка (Слайд 13)

– Если в слове есть «ь» – выполняете прыжки, если нет – шагаете на месте.

10. Картинный диктант (Слайд 14)

– Итак, что нужно сделать в первую очередь, если встретилось существительное с шипящим на конце?

– Определить род.

– Кто считает, что сможет самостоятельно записать грамотно слова с новой орфограммой?

– Если потребуется помощь – обратитесь к соседу. (Камыш, ключ, врач, стриж, печь, ландыш)

– Сверьте результаты работ в паре.

– Какое слово лишнее?

– Печь, с мягким знаком на конце, остальные существительные мужского рода.

– Какое слово имеет несколько значений?

– Ключ.

11. Работа над многозначным словом «ключ» (Слайд 15)

– Составьте предложение со словом «ключ», чтобы было понятно его значение.

12. Работа с пословицей (Слайд 16)

– Попробуйте «собрать» пословицу.

– Мал ёрш, да колюч.

– В какой ситуации её можно употребить?

13. Беседа о речных рыбах, рыбалке (Слайды 17, 18)

– Кто был на рыбалке? Что запомнилось?  и т.д.

14. Минутка релаксации под звуки природы (Слайд 19)

15. Рассматривание фотографий на тему «Удачная рыбалка» (Слайды 20, 21)

16. Работа по карточкам с текстом «Рыбная ловля»

Разноуровневое задание:

1) Списать, вставив пропущенные буквы.

Дорога шла через густую рож__. Под корнями старой берёзы бьёт холодный ключ__. Мы подошли к реке и поставили шалаш__. Наступила ноч__. Кругом тиш__. Сначала попадалась мелоч__. Но скоро мне попался ёрш__, а у дяди на леске бился жирный лещ__. Вот и полноч__. Ночной пейзаж__ был удивительно красив.

2) Списать, вставив существительные с шипящими на конце.

Дорога шла через густую ___. Под корнями старой берёзы бьёт холодный ___. Мы подошли к реке и поставили ____. Наступила ___. Кругом ___. Сначала попадалась ____. Но скоро мне попался ____, а у дяди на леске бился жирный ____. Вот и _____. Ночной ____был удивительно красив.

Проверка (Слайд 22)

17. Задание-«ловушка» (Слайд 23)

– Какие слова написаны неверно? (Дети выясняют, что все слова написаны правильно, в зависимости от части речи, формы слова)

18. Рефлексия (Слайд 24)

– Продолжите фразу: «Я узнал, что …..», «Мне понравилось…..»

– Кто доволен своей работой?

– Как вы думаете, что ещё необходимо нам сделать, над чем поработать, чтобы не допускать ошибок в словах с новой орфограммой?

– Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.

19. Домашнее задание

– Составить карточку или сочинить сказку на новое правило.

20. Благодарность за работу (Слайд 25)