Урок по окружающему миру "Будь природе другом". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • получение основ экологических знаний;
  • расширение и углубление знаний о животных, растениях, о взаимоотношениях человека с окружающей средой, правилах поведения в природе;
  • развитие познавательных и творческих способностей, мышления, памяти, коммуникативных навыков; формирование основ исследовательской деятельности;
  • воспитание бережного отношения к природе, любви к животным, растениям.

Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютерная презентация по теме урока, карточки с заданиями, учебник, “Атлас – определитель” Плешакова А.А. творческие работы учащихся, исследовательский фартук. 

Ход урока

I. Организационный момент

- Поздороваемся с нашими гостями.

- Что означает слово “здравствуйте”?

- Верно, пожелание здоровья, здравия.

- Я желаю здоровья всем присутствующим.

- А нам с вами хочется пожелать успешной работы.

II. Введение в тему урока

- Начинаем урок по окружающему миру. (Приложение 1. Слайд 1)

- А теперь все внимание на экран, прочитайте.

- Доброе утро, меньшие наши друзья! (Слайд 2)

- Здравствуйте, реки, озера, моря, (Слайд 3) Луга, леса, равнины и горы!

- Доброе утро, родные просторы! (Слайд 4)

- Кого подразумеваем под словами “друзья наши меньшие”?

- Давайте посмотрим, что означает слово “друг” в словаре Ожегова.

- Друг – сторонник, защитник кого-нибудь или чего-нибудь. (Слайд 5)

- Как вы понимаете такое толкование?

- Используя его, продолжите мысль: “Дружить с растениями, обитателями лесов, полей и рек – это значит… (защищать их)”.

- Объектами какой природы являются растения и животные?

- Докажите.

- Вспомните, о чем мы с вами говорили сейчас и попробуйте определить тему урока.

- Будь природе другом. (Слайд 6)

- Если бы человек вот так же здоровался со всем тем, что его окружает и защищал бы все это, наверняка, были бы живы многие животные и растения на Земле, которые мы, к сожалению, уже не можем увидеть.

III. Работа над пройденным материалом

1. Работа в группах

- Нам предстоит выяснить, что значит “Быть природе другом”?

- Что же нужно для этого делать?

1) В этом нам поможет кроссворд. (Слайд 7)

- Какое ключевое слово? (Береги)

- Кого нужно беречь?

- Почему нужно их беречь?

- Верно, они стали редкими и занесены в Красную книгу.

2) Работа с Красной книгой.

- Давайте вспомним, что знаем о Красной книге. (Слайд 8)

3) Работа с тестами.

1 группа:

- В нашей стране первая Красная книга была издана в: 1849; 1948; 1978; 1984 (Слайд 9)

2 группа:

- Сколькими цветами обозначены страницы Красной книги?

7; 6; 10; 8 (Слайд 10)

3 группа:

- На каких страницах Красной книги указывается о восстановленных видах и находящихся вне опасности?

- Желтых, красных, зеленых, белых? (Слайд 11)

4 группа:

- О каком цветке говорится в легенде? (Слайд 12)

“Во время соревнований диск случайно угодил в юношу и он погиб, из его крови, вылившейся на землю вырос цветок”? - Лилия, венерин башмачок, шафран двухцветковый? - Молодцы, вы очень хорошо поработали!

4) Создание Красной книги Ивановской области. (Слайд 13,14, 15, 16)

- Мы начнем с вами создавать Красную книгу Ивановской области.

- Какие же растения и животные мы в ней разместим? (Рассказы детей из каждой группы по одному человеку о выхохуле, филине, аполлоне, любке двулистной)

- Красная книга – это боль и тревога, но в то же время это наша надежда и программа спасения всего живого на Земле. Так, давайте бережно относиться к природе!

Физкультминутка. (Слайд 17)

- А сейчас вам предлагаю немного отдохнуть. Эй, ребята, с мест вставайте, И со мною поиграйте. Вы словам не доверяйте, То за мной лишь повторяйте, Что не повредит природе, А не то, что нынче в моде! Кто там снес в гнезде яичко? Птичка, птичка! (Взмахи руками) Что ж нагнемся, поглядим, (Приседают) Мы семейству навредим! (Грозят пальцем) Кто забрался под кусточек? Кто свернулся там в клубочек? (Приседают) Нет ни головы, ни ножек, Кто, ребята, это? Ежик! Забирай его, ребята! (Грозят пальцем) Брать зверей домой не надо! Лес его родимый дом, Жить ему полезней в нем! Шубка рыжая на ней, Кто там скачет меж ветвей? (Прыжки) Иль играет в погорелки? Кто это, ребята? Белка! А давайте для потехи, Заберем ее орехи! (Грозят пальцем) Вижу впереди поляну, Мимо проходить не стану. К солнцу повернув листочки, Распрямивши стебелечки, Небывалой красоты распустились здесь… Цветы (Повороты туловища, вправо, влево). Краше в целом свете нет, Собирайте их в букет! (Грозят пальцем) Мы такого не позволим, Лучше им цвести на воле!

IV. Работа над новым материалом

- Ребята, еще раз напомните мне тему нашего урока.

- А какой урок вам дала эта игра?

- Верно, главный принцип – не навреди! (Нельзя разорять птичьи гнезда, брать зверей домой, забирать запасы зверей, рвать цветы)

1. Работа в группах

- Сейчас мы продолжим работу по охране природы, но вначале решим, какая группа с каким видом живой природы будет работать. Работаем в группах по карточкам.

1) Отгадывание загадок (Слайд 18)

1 группа: “Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет”.

2 группа: “Пестрая крякушка ловит лягушек”.

3 группа: “Не птица, а с крыльями”.

4 группа: “Стоит красавица на поляне в белом сарафане, в зеленом полушалке”.

2) Исследовательская работа

- Мы будем заполнять наш экологический исследовательский фартук (макет фартука с карманами вывешивается на доске), но вначале вспомним, что такое экология? (Слайд 19)

- Работаем в группах по карточкам с теми видами животных или растений, о которых шла речь в загадке по плану:

1-3 группы работают по плану:

1. Название:

2. К какой группе животных относится?

3. Место обитания:

4. Чем питается?

5. По каким причинам может исчезнуть это животное?

6. Какие меры нужно принимать, чтобы этого не произошло?

4 группа:

1. Название:

2. К какой группе растений относится?

3. Место обитания:

4.Чем интересно?

5. Причины возможного исчезновения этого растения.

6. Какие меры нужно принимать, чтобы этого не произошло?

После обсуждения ответов в группах заполняется исследовательский фартук.

3) Работа со схемой. (Слайд 20)

- Рассмотрите схему. Сделаем вывод, почему многие виды растений и животных исчезают.

4) Рисование экологических знаков.

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы быть природе другом?

- Нарисуйте к ним экологические знаки.

- Расскажите, как должны вести себя в природе экологически грамотные люди.

5) Работа со стихотворением Б. Заходера “Про всех на свете” на с.56-57 учебника.

V. Итог урока.

- Как мы можем дружить с природой?

- Что мы делаем, чтобы быть природе другом?

- С какими словами вы хотели бы обратиться друг к другу?

- Какое пожелание хотите сделать? (Береги природу, будь природе другом)

V. Домашнее задание.

- Прочитать статью в учебнике, выполнить рисунок на тему: “Мир глазами кузнечика”.