Урок истории Средних веков "Возникновение ислама и объединение арабов"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • Рассмотреть особенности жизни арабских племен и проследить пути возникновения государства у арабов.
  • Сформировать у учеников представление о новой мировой религии, зародившейся в VII в., – исламе, рассмотреть ислам как одну из мировых религий.
  • Познакомить учеников с широким кругом «исламской терминологии», которая активно используется в современном лексиконе и классической литературе.
  • Способствовать развитию хронологических и картографических умений школьников.

Оборудование: учебник Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского «История Средних веков», карта « Арабский халифат в VII-XI веках вв.». Компьютерная презентация «Арабы в VI-VII вв.»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия: Ислам, Аллах, Мухаммед, Коран, шариат, арабы, бедуины, Медина, Кааба, кади, намаз, закят, шахада, мечеть, мулла, муэдзин, минарет.

ХОД УРОКА (Слайд 1)

I. Изучение нового материала

План изучения нового материала:

  1. Древняя Аравия. (природа, образ жизни и занятия населения).
  2. Разложение родового строя у арабов.
  3. Возникновение ислама.
  4. Основы мусульманского вероучения.
  5. «Пять столпов» ислама.
  6. Мораль и право. (Слайд 2).
  7. Закрепление изученного на уроке.

II. Постановка целей и темы урока

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В 7-8 вв на этой огромной территории существовало могущественное государство – Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать ,как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.
На Востоке граница Византии тесно соприкасалась с территориями, где издавна проживали арабские племена. В VII веке незаметные раньше кочевники объединяются в мощное государство и становятся реальной угрозой для других держав. Чем же можно объяснить внезапные успехи пустынных кочевников, какие внешние и внутренние факторы повлияли на организацию арабского государства? Вот именно на этот вопрос мы и попытаемся с вами ответить на нашем уроке.

Древняя Аравия (природа, образ жизни и занятия населения)

III. Работа с картой (Слайд 3)

  • Найдите на карте Аравийский полуостров. В какой части света он находится? (В Юго-Западной Азии). (Слайд 4)
  • Какими морями омывается Аравийский полуостров? (Средиземным, Красным и Аравийским морями).
  • Проследите по карте, с какими народами соседствовали арабы.(Византия, Франкское государство, Хазарское царство).
  • Назовите знаменитые торговые пути, проходящие через Аравийский полуостров.
  • От характеристики географического положения Аравийского полуострова переходим к характеристики природных условий и подумаем:” Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения?” (учащиеся слушают учителя и затем отвечают на поставленный вопрос)

IV. Рассказ учителя

Климат Аравии сухой и жаркий. На большей территории существуют степи и пустыни. Земли пригодной для земледелия немного. (Слайд 5)
Основным занятием населения было кочевое скотоводство. Кочевые арабы – бедуины передвигались со своими стадами по степям. Они разводили верблюдов, овец, лошадей. Верблюд был неразлучным спутником бедуина. Верблюды давали им почти все нужное для жизни. Их молоко и мясо идут в пищу, из шерсти изготовляли ткани и веревки, из шкур – кожу для бурдюков и другой утвари, навоз шёл на топливо, и даже моча при недостатке воды использовалась для умывания.
Верблюд лучшее в условиях пустыни транспортное средство. В арабском языке слова "верблюд" и "красота" происходят от одного корня. (Слайд 6)
Для земледелия была пригодна лишь небольшая часть Аравийского полуострова. Осёдлые арабы в оазисах на юге и западе Аравии. Они выращивали хлопчатник ,возделывали сады, виноградники, выращивали финиковые пальмы, сахарный тростник и хлеб.
Кочевые арабы – степняки, или бедуины – занимались кочевым земледелием. Они занимались кочевым скотоводством. Они разводили овец, лошадей, верблюдов. (Слайд 7)
Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торговый путь из Византии в Африку и Индию. В оазисах на этом пути возникали торговые поселения и города с базарами, постоялыми дворами (караван-сараями) и святилищами местных божеств. (Слайд 8)
Итак, – Как природа и географическое положение Аравии повлияли на занятия её населения? (учащиеся отвечают на вопрос).

1. Самым крупным городом была Мекка.

Опережающее задание. (Заранее одному из учеников даётся задание подготовить мини-доклад о городе Мекке).

Выступление ученика о городе Мекке (5-6 мин.). (Слайды 9-11)

2. Разложение родового строя у арабов

Бедуины жили племенами и родами. Во главе племен стояли вожди. Они руководили воинами во время набегов, выбирали места для кочевий, разбирали споры между соплеменниками. Обычно вождя выбирали из богатого рода, чтобы он при нужде мог кормить бедняков и выкупать пленников. (Слайды 12-14).
Племена росли численно, и им становилось тесно на прежних пастбищах. Появилось немало бедняков и людей, изгнанных из племени за какие-либо проступки. Племена начинали воевать между собой. И эти войны длились иногда десятилетиями.

Из-за чего воевали племена?

  • Из-за лучших пастбищ.
  • Обычай кровной мести.
  • Каждое племя поклонялось своим божествам.

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

  • Прекращение вражды племён между собой.
  • Борьба с внешними врагами.
  • Упадок торговли.
  • Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.
  • Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.
  • Объединению арабских племен помогло и возникновение новой религии – ислама.

Возникновение ислама

Вопрос о возникновении ислама – важнейший вопрос темы. Рассказ строятся на основе дополнительной литературы. (Слайд 15)
Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда.
Мухаммед родился около 570 года в знатной купеческой семье. Отец Мухаммеда, Абдаллах Абд аль- Мутталиб, умер еще до рождения сына.
В раннем детстве мальчика по традиции отдали на воспитание в одно из бедуинских племен. В 6 лет он осиротел, умерла его мать Амина. Сироту взял на попечение дед по отцу Абд аль- Мутталиб. А после его смерти растил Мухаммеда дядя Абу Талиб, бравший его с собой в поездки по торговым делам.
В юности он занимался караванной торговлей. Затем поступил на службу к вдове богатого купца. Женившись на Хадидже, Мухаммед стал богатым человеком. Когда Мухаммеду было 40 лет, в месяце рамадане(по лунному арабскому календарю) произошло важное событие. (610г.)
Ночью на горе Хире около Мекки Мухаммед общался с Аллахом, после чего начал публично проповедовать открывшие ему истины – Коран. Слайд 16.
Согласно преданию, однажды, когда Мухаммед находился в пещере, он услышал голос ангела Джабраила, который повелел ему: «Читай! Во имя Бога, который сотворил человека из сгустка крови». (Слайды 17-18)
Джабраил является с завёрнутой в покрывало книгой и приказывает Мухаммаду читать её, но тот, сославшись на неграмотность, отказывается выполнить приказание. В конце концов, он приступил к чтению и, проснувшись, обнаружил, что запомнил наизусть прочитанное. Произошедшее Мухаммад воспринял так, что Бог избрал его в качестве посланника и возложил на него обязанность сообщать людям божественную волю, быть увещателем, светильником освещающим.

Главные ценности новой религии:

  • покорность богу;
  • частная собственность;
  • нравственные заповеди.

Имя Мухаммеда встало в один ряд с именами Будды, Моисея, Иисуса Христа. Мусульманство оказалось последней по времени возникновения мировой религией, а Мухаммед – последним пророком и, по мнению мусульман, самым «правильным».
Ислам – единая религия, средство объединения арабов. Мухаммед призывал богатых помогать сиротам, бедным, вдовам, освобождать рабов.Мухаммед призывает арабов прекратить враждовать и объединиться, приняв одну веру – ислам.
В самых первых проповедях Мухаммед говорил о приближении Страшного суда и наказании грешников – муках геены, ада, а также о воздаянии праведникам – в раю, с водой и садами(мечта всех кочевников)

У Мухаммеда появились сторонники, которые увидели в нём посланника небес. Но многие не воспринимали Мухаммеда всерьёз. Его начали преследовать купцы. Опасаясь за свою жизнь, Мухаммед в 622 году вместе со своими сторонниками переселился в ближайший оазис, позже названной Мединой, или «городом Пророка».Этот год, называемый Хиджра(от арабского «переселение»), стал началом мусульманской эры. (Слайды 19-21)

В Медину стекались много последователей Мухаммеда. Началась борьба Медины с Меккой. В борьбе с Меккой последователи Мухаммеда одержали верх. Нападение мекканцев на Медину было отбито.

В 630 году знать подписала с Мухаммедом соглашение, ворота Мекки были открыты для Мухаммеда. Арабские племена приняли ислам и подчинились власти Мухаммеда. Мекка превратилась в священный город всех мусульман. Мухаммед стал главой арабского государства и мусульманской церкви. (Слайд 22)

Вопросы классу:

  • Насколько позже возникло государство у арабов, чем у франков? (На 130 лет)
  • Сколько лет прошло от образования Арабского государства до провозглашения империи Карла Великого? (170 лет.)

Учениками делается вывод:

  • В руках Мухаммеда сосредоточилась вся власть над мусульманами: он стал верховным правителем, судьей военачальником.
  • На Аравийском полуострове образовалось арабское государство. (Слайд 23)

Основы мусульманского вероучения

Мысли, пророчества Мухаммеда были записаны в священную книгу мусульман – Коран. (Слайд 24) Запись в тетради новых слов:

1) Коран – (от арабского. «ар-куран» – чтение вслух наизусть) проповедь от имени Аллаха. Слайд 25.
2) Ислам – «покорный Аллаху».
3) Мусульманин – (от арабского. « муслин») – уверовавший.

Состоит Коран из 114 разделов \ сур \ разной длины, длина сур уменьшается к концу книги , суры делятся на стихи, и каждый стих называется «айет», т. е. чудо. (Слайд 26)
По жанру это сборник высказываний, проповедей, сказаний и правовых норм.
Язык Корана считается божественным, поэтому долгое время Коран на переводился на другие языки. Первые переводы в Европе относятся к XII веку, в России по указу Петра I напечатан первый русский перевод Корана Постникова с французского в 1716 году «Алкоран о Магомете или закон турецкий». При Екатерине II был издан арабский текст Корана. Первый перевод с арабского на русский язык сделал востоковед Саблуков в 1878 году. (Слайд 27)
В Коране сказано, что Аллах сотворил мир за шесть дней. Создав живые существа, Аллах на шестой день сотворил из глины первого человека – Адама и из его ребра – Еву. А седьмой день– у мусульман это пятница – считается днем отдыха. (Слайд 28)

1. Основные положения

  • Вера в Аллаха. (Слайд 29).Существует один единственный Бог – Аллах. Творец всего сущего. Он вечен, всемогущ и всезнающ, бессмертен, «не родил и не был роджден». Он воздает людям как за добрые, так и за греховные поступки.
  • Вера в ангелов. В исламе ангелы – бестелесные существа, созданные из света, которые беспрекословно выполняют поручения Всевышнего. Их общее количество известно только Богу. Наиболее близкие – Джабраил, Микаил, Исрафил, Азраил.
  • Вера в священные писания. Мусульмане верят, что Аллах через посланников дал людям божественные книги, в которых разъяснены повеления и запреты. Откровения Аллаха запечатлены в ста свитках и четырех книгах: Тора, которая была ниспослана Моисею, Псалтирь – Давиду, Евангелие – Иисусу и Коран – Мухаммаду.
  • Вера в посланников Аллаха (пророков). Пророки – это люди, через которых вещает Аллах. Их точное число неизвестно. Имена 25 из них упомянуты в Коране: Адам, Идрис, Ной, Авраам, Исаак, Иосиф, Моисей, Давид, Соломон, Илия, Иоанн Креститель, Иисус, Мухаммад. В исламе Мухаммад считается последним пророком, обратившимся к человечеству.
  • Вера в Судный день. В определенное Богом время наступит Судный день: тогда все люди предстанут перед Аллахом. Каждый пойдет по мосту Сират, протянутому над адом в рай. Нечестивые упадут с него в ад, а рая достигнут лишь праведные. Слайд 30.
  • Вера в предопределение. Не существует ничего, что не зависит от воли Аллаха. Как добро, так и зло обусловлены волей Всевышнего. Аллах посылает людям испытания, словно, предлагая им выбрать тот или иной поступок.

2. «Пять столпов» ислама (Слайд 31)

Согласно положениям ислама, у мусульманина пять основных обязанностей. Давайте запишем их в тетрадь. (документ в учебнике, с.73).

  • Махадэ (шахада) – верить в то, что существует лишь единый Бог – Аллах, а Мухаммед – пророк его. Преданность исламу подтверждается произнесением краткой формулы: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммад – Посланник Божий». Троекратное произнесение шахады при свидетелях является главной частью ритуала принятия ислама взрослым человеком (не мусульманином от рождения)
  • Намаз – в установленное время совершать молитвы пять раз в день. (утром, около полудня, во второй половине дня, после захода солнца, и перед сном).
  • Ураза – соблюдать главный пост в Рамадан (9 месяц по мусульманскому лунному календарю) течение одного месяца в году.
  • Закят – благотворительность, обязательное религиозное пожертвование.
  • Хадж – хотя бы один раз в жизни совершить паломничество в священные города – Мекку и Медину. (На территории Саудовской Аравии).

Аллах  – имя Бога в исламе.
Мечеть – здание для молитвы у мусульман.
Минарет (от арабского «маяк») – башня для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию.
Мулла (от арабского «владыка») – священник в исламе, знаток религиозных правил, мудрец.
Муэдзин – служитель мечети, с минарета призывающий мусульман на молитву.  (Слайд 32)

Мораль и право:

На основе Корана были разработаны правила поведения – шариат («правильный путь») Судили мусульман знатоки Корана, духовные судьи – кади. (Слайд 33)

Задание: Прочитать 5 п. с.73-74 и ответить на вопросы:

  • Каким должно было быть поведение мусульманина?
  • Какие общественные и семейные порядки закреплял ислам? (Слайды 34-37)

V. Подведение итогов урока

Мы познакомились с религиозной культурой народов Аравийского полуострова, с причинами зарождения нового учения в этом регионе, с его проповедником. Учение нашло последователей и заняло место в ряду мировых религий.

1. Закрепление изученного на уроке

Ислам имел огромное влияние на обычаи и нравы, мораль и право самих арабов, а также оказал сильное культурное воздействие на Западную Европу. (Слайд 38)
До ___ века у арабов не было своего государства. Крупнейшим торговым и культурным центром арабов был город __________. Объединению арабских племен способствовал (о) ____________. Основателем арабского государства стал ____________. Ислам стал для арабов не просто религией, он имел огромное влияние на __________ , ____________ , ___________.
Слова для заполнения пропусков (внимание: некоторые слова лишние!):
мораль, ислам, VII, Мекка, Кааба, Мухаммед, право, культура, VI, мусульманство.

2. Домашнее задание

§13 (пересказ), письменно ответить на вопрос: «Сравнить основные обязанности христиан и мусульман». (Слайд 39)