Свет. Источники света. Прямолинейное распространение света. 8-й класс

Разделы: Физика

Класс: 8


Цели урока:

  1. Сформировать представление о свете, искусственных и естественных источниках света;
  2. На конкретных примерах показать роль света в жизни человека, животных, растений, показать связь физики с поэзией;
  3. Развивать интерес к предмету;
  4. Воспитывать в детях стремление к овладению знаниями, к поиску интересных фактов.

Демонстрации:

  1. Призентация на тему “Источники света”.
  2. Тепловое действие света.
  3. Получение тени и полутени.

Оборудование:

Приложение (фрагменты стихотворений, загадок, поговорок), две стеклянные бутылки, бумага плотная чёрная, белая; две литровые банки с водой; электрическая лампа, свеча, спички.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент (постановка целей урока) (слайд 1)

2. Формирование новых понятий. Объяснение новой темы.

“Солнышко моё, звёздочка моя” говорим мы близким людям.

“Блеснул умом и эрудицией” говорят об очень удачном выступлении ученика. Вот и мы с вами сегодня блеснём своими знаниями.

Мы начинаем изучать раздел “Оптика”.

Оптика раздел физики, изучающий световые явления. В переводе с греческого означает “видимое”.

Ещё в глубокой древности люди интересовались природой света.

Какие природные световые явления вы знаете? (ответы учащихся)

Свет – удивительное, самое замечательное природное явление.

Многие поэты и писатели в своих произведениях описывали это явление, которое в физике обобщено в виде сухих законов, формул, понятий. Попробуйте взглянуть на эти законы с другой, лирической стороны, глазами поэтов.

(Демонстрируются различные источники света, показ сопровождается чтением учителя различных стихов)

1. Горящая лучина. (слайд 2)

2. Горящая свеча. (слайд 3)

Свеча давно стала символом жизни, а также символом бессмертия

3.Спичка. (слайд 4)

4.Электрическая лампа. (слайд 5)

5.Солнце главный источник света на Земле. (слайд 6)

6.Луна. (слайд 7)

7.Звезда. (слайд 8)

8.Молния

9.Светлячок.

А теперь заполним обобщающую таблицу

Источники света.

Естественные Искусственные

Тепловые Люминесцентные

Скорость света

В вакууме - 300000 км/с
В воздухе - 299711 км/с
В воде - 225000 км/с
В стекле - 200000 км/с

Действие света:

  1. Химическое (загар)
  2. Тепловое
  3. Биологическое (фотосинтез)
  4. Механическое

Наблюдение теплового действия света.

Возьмите две стеклянные бутылки, оберните плотной бумагой, одну – белой, другую – чёрной. Установите их в литровые банки с водой. Поместите между банками электрическую лампу.

При освещении светом из бутылки, обёрнутой тёмной бумагой будут выходить пузырьки воздуха (воздух, нагреваясь, расширяется).

Формирование понятия “световой луч” (слайд 9 )

Максим Горький в своих воспоминаниях рассказывал:

“Я видел, как А. Чехов, сидя в саду у себя, ловил шляпой солнечный луч и пытался – совершенно безуспешно – надеть его на голову вместе со шляпой”.

Великие математики древности – Евклид, Птолемей и др. на основе представления о зрительных лучах, исходящих из глаз, создали теорию отражения света и положили начало геометрической оптике, сохранившей значение и для нас. И хотя законы были сформулированы на основе ошибочных представлений о зрительном луче, это не было грубой ошибкой.

Сегодня известно, что можно получить узкие пучки света при помощи экранов с небольшими отверстиями.

Световой луч – это линии, вдоль которой распространяется световая энергия.

Знакомство с особенностями прямолинейного распространения света.

Свет в прозрачной однородной среде распространяется прямолинейно. Доказательством этого закона служит образование тени. Вспомните детскую загадку: “Ты за ней – она от тебя. Ты от неё – она за тобой”.

Тень – это пространство, в которое не попадает световая энергия. В космических масштабах тень можно наблюдать при солнечных и лунных затмениях. (слайд 10 )

Демонстрация образование тени и полутени.

3. Формирование новых умений

Индивидуальная работа. Учащиеся получили задания в виде тестов, в которых учитывался уровень подготовки ребят. После того, как они сдали на проверку свои ответы, были проговорены вслух правильные ответы на вопросы теста. В это время слабоуспевающие дети выполняют задание, где необходимо выбрать правильную классификацию источников света. Их работу проверяет весь класс.

Карточки для заполнения учащимися:

Фамилия……

Вопрос Ответы Вопрос Ответы
1   5  
2   6  
3   7  
4   8  
       

Выбери к каждому вопросу правильные ответы (на один вопрос может быть больше одного ответа). Например, если на первый вопрос считаешь правильными ответы под номером 3 и 5, то записывай так: 1 (3,5), если правильного ответа нет, то 1 (-).

ВОПРОС ОТВЕТ
  1. Раздел науки, изучающий свет и световые явления
1.Свет падал слева, чтобы не

образовывалась тень.

  • Назовите естественные
  • источники света

2. При нагревании происходит процесс испарения жидкости.
  • Назовите искусственные
  • источники света

3.При их освещении источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет своё направление и попадает в глаза.
  • По санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева.
4. Лупа, телескоп, фотоаппарат, перископ.
  • Дуга на электросварке является
5. Источником видимого света
  • На основе исследования световых явлений созданы приборы…
6. Экран компьютера, электрическая лампа, фонарик.
  • Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что
7. Светлячок, гнилушка, молния.
  • Мы видим тела, не являющимися источником света….
8. Называют оптикой
  9. Потому что внимательно смотрим.
  10. Искусственным источником
  11.Плитка, кипятильник, телеграф.
  12.Пламя свечи, дуга при электросварке.

Карточки для слабоуспевающих:

Классифицировать следующие источники света: солнце, молния, свеча, спичка, звезда, полярное сияние, светлячок, лучина, монитор компьютера, бенгальские огни, фонарик.

4. Домашнее задание.

П. 63, составить кроссворд о световых явлениях и источниках света.

5. Итог урока. Выставление оценок. (Слайд 11)

Презентация