Урок окружающего мира "Россия – наша Родина". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 1


Цель урока: познакомить с народами, живущими в России; символикой России (флаг, герб, гимн)

Планируемые результаты:  знать общий вид карты России, герба и флага, выучить гимн.

Умения, характеризующие достижение результата:

  • знать внешний вид карты России, герб и флаг;
  • знать текст гимна России;
  • понимать то, что всё, что любит и знает вокруг себя ребёнок, — это Россия.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Эмоциональное погружение в тему.

Звучит песня “С чего начинается Родина”

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что в поле,
Под ветром, склоняясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно с конца.
С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали.
Со старой отцовской буденовки,
Что где-то в шкафу мы нашли.
А может она начинается
Со стука вагонных колёс,
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своём сердце принёс.

III. Сообщение темы.

– Как называется наша с вами Родина? (Россия)

– Откуда же начинается Родина?

– Сегодня на уроке мы поближе познакомимся с символами нашей страны, попытаемся выяснить: зачем каждому государству нужны символы?

IV. Наша Родина – Россия

На доске карта России

– Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь.

– Рассмотрите внимательно карту в своём учебнике и найдите города, с которыми вы познакомились на страницах учебника.

– Найдите города, в которых вам удалось побывать.

– Разные народы живут в России. Знаете ли вы, кто вы по национальности? (ответы детей)

– Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Все народы отличаются друг от друга, а вот чем поможет ответить схема и иллюстрации.

(Рисунок 1)

  • У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках)
  • А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

  • У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями)
  • У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах)
  • У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов)
  • Отличаются народы и национальной кухней (выслушать ответы детей)

V. О гербе, флаге, гимне

Каждый человек обязан знать символы своей страны. Тот, кто, хорошо знает символы государства, может не только представить как жила и развивалась его страна, чем занимались люди в далёком прошлом, но и какие изменения в разное время происходили.

Сегодня каждое государство имеет три символа. Как вы думаете какие?

Это герб, флаг и гимн.

Знакомство с гербом

1)Рассмотрите герб России.

Гербы создаются по чётким правилам. Прежде всего – это форма. Обычно гербы имеют форму щита. Герб России четырёхугольный с заострением внизу.

– Какого цвета Российский герб? Красный цвет обозначает храбрость и мужество.

– Что ещё изображено на гербе?

– На гербе изображён Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьём змея. Георгий Победоносец считается защитником от всякого зла.

– Двуглавый орёл держит в лапах скипетр и державу. Скипетр и держава – символы власти, независимости и мощи. А орёл выбран потому, что его облик был наиболее распространён в национальных орнаментах.

2) Рассмотрите герб Айхала

Image4885.jpg (6608 bytes)

(Рисунок 2)

– Знаете ли вы, что изображено на гербе нашего города?

Композицию герба составляет обрамленный круг содержащий изображение фигуры, состоящей из вертикальных полос, переходящих в верхней части этой фигуры симметрично вправо и влево в элементы, которые повторяют форму ромба (стилизация алмаза), расположенного в центре композиции герба. Внутренние полосы символизируют кимберлитовую трубку, внешние полосы символизируют карьер.

Знакомство с флагом

1) Рассматривание флага.

– Флаг России трёхцветный. Назовите его цвета.

– Белый цвет символизирует мир, чистоту, благородство.

– Синий – небо, верность, веру.

– Красный – героизм, отвагу, самопожертвование.

Прослушивание песни “Три цвета” (сл. Н.Соловьёва, муз. Р.Гуцалюк)

Родина моя прекрасна,
Флаг наш бело-синий-красный.
С детства знаем мы про это,
Знаем три волшебных цвета:
Белый, синий, красный!
Родина моя прекрасна!
Белый – зима, снеги и морозы.
Белые в поле стоят берёзы.
Белые печки в деревне нашей,
В печках пекут и варят кашу.
Синие реки под чистым небом.
Синие дали, что пахнут хлебом.
Синие ленты вплету в косички,
Ленты вплету своей сестричке.
Красная площадь в солице нашей,
Красная кладка Кремлёвских башен.
Красные звёзды на них сияют,
Звёзды для нас – все это знают.

– Почему авторы говорят о том, что “белый, синий, красный” – это “главные” цвета?

– Как объясняют наличие белого цвета на флаге? Синего? Красного? (ответы детей)

2) Знакомство с флагом Айхала

(Рисунок 3)

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, в центре которого изображена фигура белого цвета, повторяющая главный элемент герба

Знакомство с гимном

– И, наконец, третий символ государства – гимн. Что это такое?

– Гимн – это торжественная песня, которая исполняется в особых случаях. Когда вам приходилось слушать гимн?

– Слова гимна России написал известный детский поэт С. Михалков.

– Гимн принято слушать стоя. Поэтому я попрошу вас всех встать и прослушать гимн России.

Дети стоя слушают гимн.

– Какие чувства вас посетили, когда вы слушали гимн нашей Родины?

– Прочтите отрывок гимна России в учебнике на с. 43. Что хотел сказать автор?

Разучивание гимна России (1-2 куплет)

VI. Итог урока.

– Какие символы имеет государство?

– Почему у каждого государства свои символы?

– Объясните поговорку: На родной стороне весна красна.