Подгрупповое занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи с элементами логогимнастики для детей подготовительной группы с ОНР III ур.: "Дикие животные зимой"

Разделы: Логопедия


Цель урока: закреплять и расширить знания детей по лексической теме: “Дикие животные”.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательная:

  • Расширить и уточнить словарь по теме “Дикие животные”;
  • Развитие общей и мелкой моторики рук, согласование речи сдвижением;

2. Коррекционно-развивающая:

  • Развивать внимание, память, воображение;
  • Развить грамматический строй речи;

3. Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать самоконтроль за речью;
  • Воспитывать любовь к “братьям нашим меньшим”.

Оборудование:

  1. Демонстративный материал: картинки с животными (лиса, волк, медведь, белка, заяц), письмо
  2. Раздаточный материал: сюжетные картинки с животными, карандаши.
  3. Магнитофон.

Ход занятия

1. Организационный момент: Диск Железновой “Музыка с мамой”

Музыка, готовность к занятию:
Мы все уже в сборе, пора начинать,
Садитесь прямее, чур не отставать,
Закрыли глаза и тихонько сидим.
Пусть мамы поверят, что мы уже спим.
Все глазки моргают вот – так и вот – так,
Головки кивают вот – так и вот – так,
Все носиком водят вот – так и вот – так,
И носик находят вот – так и вот – так.
Теперь поднимитесь вот – так и вот – так,
Теперь покружитесь вот – так и вот – так,
Теперь потянитесь вот – так и вот – так,
На место садитесь вот – так и вот – так.
Закрыли глаза и тихонько сидим,
Пусть мамы поверят, что мы уже спим,
Глаза открываем, теперь можно встать.
Пора заниматься и в игры играть. (Движения по тексту)

Л.: Ребята, мне в руки попало письмо. Прочитаем?

В лесу зима, в лесу бело.
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Леса одеты снегом.
Помогите, помогите
Помогите – поскорей,
Нам найти своих детей.
Ждем вас в лесу. Лесные жители.

2. Введение в тему:

Л.: Видно в лесу беда. Поможем?

Д.: Да.

Л.: Су – су – су – мы находимся в лесу. (Волшебные слова)

Д.: Повторяют.

3. Двигательное упражнение:

Л.: Как же здесь холодно. Будем согреваться под музыку. (Диск “Музыка с мамой”)

Вот так холод, вот мороз,
Больно щиплет нос. Больно щиплет нос.
Чтоб согреть его скорей,
Надо потереть сильней. (2 раза)
Будем ножки согревать,
Прыгать и скакать. Прыгать и скакать.
Очень холодно стоять, стали ножки замерзать. (2 раза)
Крепче стал мороз никак,
Мерзнем стоя так,
Нам пора бежать бегом. Нам нельзя идти пешком. (2 раза)
Чтобы ручки согревать,
Будем их махать. Будем их махать.
И в ладоши будем бить. И локтями шевелить. (2 раза)
Мы на месте не стоим,
Мы бежим, бежим,
Чтоб согреться поскорей,
Надо побежать быстрей. (2 раза) (Движения по тексту)

Л.: Что же нас никто не встречает? Где же звери?

4. Загадки:

– Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка?

Шелушит орехи мелко. Ну конечно это (белка). – Выставляем картинку белки.

– Хитрая плутовка, рыжая головка,

Пышный хвост – краса, кто это? (лиса) – картинка

– Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

Шуба серая для лета, для зимы – другого цвета. (заяц) – картинка

Серый, страшный и зубастый произвел переполох.

Все зверята разбежались. Напугал зверят тех (волк). – картинка

– Бурый, косолапый по лесу бредет, любит “одолжить” он у лесных пчел мед.(медведь) – картинка

Л: Что случилось у вас звери? Звери объясняют, что девочка по имени Таня рисовала животных в зимнем лесу и сделала много ошибок. Теперь в лесу путаница. Звери просят помощи детей.

5. Индивидуальная работа: (работа на внимание).

Перед вами рисунок Тани, поможем мамам найти своих детенышей.

6. “Кто кем был?”:

Л.: Родители и дети рады. Кем был медведь, когда был маленьким – медвежонком. Лиса – лисенком. Волк – волчонком. Белка – бельчонком. Заяц – зайчонком. Лось – лосенком. Ёжик – ежонком.

7. Л.: Новый материал: (развитие мыслительной деятельности). (Смотрим на рисунок Тани)

А чем питаются животные зимой?

Д.: Лиса – зайцами. Волк – охотится на молодых ягнят, зайцев. Заяц – питается корой деревьев, ветками кустарников. Белка – ест свои запасы: орехи, грибы, ягоды. Медведь? – Медведь спит зимой. Он расходует свой жир, который накопил летом.

8. Физ. минутка: “Поиграем с зайчиками” – под музыку. Диск “Музыка с мамой”

Зайка прыгал, прыгал, прыгал, прыгал и устал.

Хвостиком пошевелил, ушки вверх поднял. (2 раза)

И услышал зайка тихий, очень тихий звук.

Посмотрел по сторонам, в норку прыгнул вдруг.

9. “Кто где спит?”: (Таня захотела нарисовать картину, но где спят животные, она не знает)

Д.: Медведь в берлоге. Лиса в норе. Белка в дупле. Волк в логове. Заяц под кустиком.

10. “О чем думают животные?”: (спрашивают животные у ребят)

Медведь в берлоге думает о (меде).
Еж в норе думает о (яблоке).
Белка в дупле думает о (грибе).
Лиса в норе думает о (курочке).
Волк в логове думает о (козленке).
Заяц под кустом думает о (морковке).
Лось под деревом думает о (траве).

11. “Скажи наоборот”: Таня рассматривала свою картинку и думала о том, что

Лось большой, а заяц– (маленький). У волка хвост длинный, а у медведя – (короткий). Медведь медлительный, а заяц – (быстрый). Лиса пушистая, а барсук – (гладкий).

12. Итог занятия: звери благодарят детей за помощь.

Л.: Кому мы сегодня помогали? Хвалим себя.

Д.: Говорим до свидания.