Валеологическое воспитание детей дошкольного возраста

Разделы: Общепедагогические технологии


Наш детский сад осуществляет всестороннее воспитание и обучение детей с приоритетным направлением физического развития.  Для реализации задач по оздоровлению детей в ДОУ проводиться разноплановая работа по физическому воспитанию. В основе укрепления здоровья и формирования предпосылок здорового образа жизни лежат задачи, которые включают в себя:

– организацию рационального режима дня, обеспечение необходимой  продолжительностью сна в соответствии с возрастными потребностями;
– создание условий для оптимального двигательного режима;
– осуществление оздоровительных и закаливающих мероприятий;
– полноценное питание;
– обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
– создание атмосферы психологического комфорта.

В МДОУ разработаны:

– план летней оздоровительной работы;
план работы с родителями, в которых отражена работа по валеологии;
– комплекс здоровьесберегающих педагогических технологий для каждой возрастной группы;
– экологический паспорт, в котором отражена: экологическая ситуация района, состояние здоровья населения, характеристика территории детского сада, зонирование и загрязнение территории, характеристика здания и помещений, влияние ДОУ на окружающую среду, программы и методики, основные направления работы ДОУ.

В ДОУ создан хорошо оснащенный спортивный зал с физкультурным оборудованием и инвентарем.  В группах с учетом возрастных особенностей оборудованы физкультурные уголки и оснащены физинвентарем, атрибутами к подвижным и спортивным играм и т.п. На территории детского сада имеется спортивная площадка, для проведения спортивных и подвижных игр, оздоровительного бега приспособлены тротуары вокруг ДОУ и свободные места. На  веранде групповых площадок нарисованы разнообразные «следы», змейки, круги-«домики» и т.п, для занятий физическими упражнениями.

Режим дня для детей предусматривает разнообразную деятельность в течение дня с учетом состояния здоровья и возраста, что способствует полноценному развитию детей.

Ежедневно во всех группах проводятся разные формы физического воспитания детей: утренняя гимнастика в спортивном, музыкальном залах или на улице, подвижные и спортивные игры в течение всего дня, занятия физкультурой, оздоровительный бег, дыхательные и другие корригирующие упражнения. Кроме того, устраиваются дни здоровья, зимние и летние спартакиады. В то же время воспитатели, специалисты ДОУ постоянно обеспечивают своевременную смену видов деятельности и не допускают переутомления у детей, одновременно обеспечивая их высокий уровень двигательной активности в течение дня.

Особое внимание в режиме дня детского сада уделяется закаливаниюорганизма ребенка. Как известно, оно способствует укреплению его здоровья и снижению заболеваемости, созданию условий и привычек здорового образа жизни.

Нами используется щадящий метод закаливания:  босохождение по массажным коврикам, дорожкам из гальки, ребристой доске. В результате проводимой работы у детей происходит не только закаливание кожи стоп к влиянию пониженных температур, но и осуществляется массаж стопы. А он стимулирует биологически активные точки, улучшая адаптацию и повышая устойчивость всего организма. В летний период босохождение используется во время прогулок в отведенных местах на детских площадках при соблюдении температурного и временного режима соответственно возрасту. В осенне-весенний период проводиться  точечный массаж   медсестрой.  Важным закаливающим средством являются прогулки. Они проходят с оптимальным двигательным режимом с обязательным использованием подвижных игр, упражнений циклического характера (прыжки, бег, пробежки с предметами и другое). Во время прогулок воспитатели не допускают перегрева или переохлаждения детей, дозируя игры большой и малой подвижности, обеспечивают своевременную смену видов деятельности для каждого ребенка.

Особое значение в воспитании ребенка придаем  развитию движений на занятиях по физкультуре, которые проводит инструктор по физической культуре.  Исходя из возраста, времени года, места проведения (помещение, улица) нами используются  разные варианты по физической культуре: по традиционной схеме; состоящие из подбора подвижных игр разной интенсивности; занятия – тренировки основных движений; занятия – соревнования; ритмическая гимнастика – занятия и др.

С целью формирования у детей здорового образа жизни разработаны конспекты занятий с детьми по валеологии.  На  занятиях воспитатели дают детям представление о строении собственного тела, назначении органов, что полезно и вредно для организма, прививают элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи.  В детском саду  бесплатно организованы и систематически  проводятся:

– кружок по формированию у детей здорового образа жизни;
– кружок «Зеленый огонек здоровья» направленный на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата и повышение сопротивляемости организма различным повреждающим факторам внешней среды;
–  работает  кружок ритмической гимнастики;
– для детей с  нарушением осанки, плоскостопия, организован коррекционный кружок  лечебной гимнастики, который проходит под контролем медсестры.

Во время вспышки ОРВИ и гриппа используется аэрофитотерапия: пары чеснока, веточек сосны. Они помогают очищать воздух,  убивать микробы, вирусы.

Одна из проблем, которая решается в нашем ДОУ – проблема адаптации.   Воспитатель заранее знакомиться с детьми и родителями,  проводится собрание для вновь поступающих детей, даются рекомендации для родителей для успешной адаптации детей к ДОУ, раздаются памятки и т.п. На вновь поступающих детей заводятся листы адаптации, проводится анализ адаптации.

Сотрудничество с семьей включает в себя: целенаправленную санпосветработу, индивидуальные беседы, обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления ( дыхательная гимнастика, самомассаж и т.д). В этих целях используется: информация для родителей в папках-передвижках,  консультации,  родительские собрания с приглашением мед.персонала,  «день открытых дверей», статьи, которые публикуются в газете «Радуга», (газету выпускают педагоги ДОУ), физкультурные досуги  и праздники с участием родителей и т.д. В результате проведенной оздоровительной работы отмечено снижение в течение года процента часто болеющих детей с 2,5% до 2,1%, уменьшение общего количества заболеваний с 53,8% до 32,8%, пропуска по болезни детей с 7,3 до 6,3.