Совершенствование процесса патриотического воспитания в учебной группе

Разделы: Внеклассная работа


“Будь гражданином, ибо Родина нужна для твоей безопасности,
для твоих удовольствий, для твоего благополучия”.

К. Гельвеций

Патриотическое воспитание - это формирование у человека важнейших духовных ценностей, отражающих специфику развития общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу страны.

Любовь к Родине воспитывается с рождения, формируются у студентов под влиянием окружающей среды, коллектива, обстановки.

Решающим фактором становления патриотических чувств является семья, в которой закладываются основы мировоззрения, гражданская ответственность.

В семье формируются личность, характер, трудовые навыки, нормы поведения и ценности. Семья передает социальный опыт, традиции и обычаи предков, уважения к старшим. Патриотическое воспитание, является составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

Коренные преобразования в стране конца ХХ начала ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются

изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании ее граждан.

Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма.

Будущее республики во многом определяется уровнем образования и профессиональной подготовки современного молодого поколения его мировоззренческой позицией, желанием и умением активно участвовать в возрождении страны. Сегодня одной из важнейших задач становится организация воспитательного процесса, способствующего формированию у личности чувств гражданственности, патриотизма, высокой культуры, уважения к историческому прошлому. Это обуславливает необходимость усиления воспитательной работы с молодежью, повышения ее эффективности.

Воспитательная работа в Якутском технологическом колледже сервиса проводится по следующим направлениям:

  1. Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание студентов.
  2. Студенческое самоуправление.
  3. Оздоровительная работа.
  4. Пропаганда здорового образа жизни.
  5. Психолого-педагогическое сопровождение студентов.
  6. Правовое воспитание и профилактика правонарушений.

Патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса в учебной группе.

Главной целью патриотического воспитания является формирование положительной динамики роста патриотизма и интернационализма, чувства сопричастности к истории и судьбе своего Отечества, народа, нравственной позиции, привития любви к своему краю, городу, улусу, а в целом – рост духовного и культурного подъема на примере группы КТ-14 “ Коммерция”.

Можно охарактеризовать систему мер усиления патриотической направленности всего комплекса воспитательного процесса в группе. В первую очередь это внедрение новых форм управления процессом воспитания. Здесь проявили себя органы ученического самоуправления. Все сектора работали достаточно ответственно, активно участвовали во всех проводимых мероприятиях групп, колледжа, округа.

В преддверии 65-й годовщины со дня Победы были организованы встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тыла. Неизгладимое впечатление осталось у студентов от встречи с ветераном тыла, труда, отличником торговли РС (Я) Валентиной Ивановной Кузьминой.

Валентина Ивановна трогательно и искренно рассказала о детях войны о своих близких, о том, как в годы войны дети 14-15 лет наряду с взрослыми работали и помогали сделать снаряды для войны, о событиях, мужестве и героизме наших советских людей. Ведь оставшимся в тылу людям и даже подросткам приходилось работать порою круглые сутки не покладая рук, во имя Великой Победы.

При проведении таких открытых мероприятий, классных часов студенты узнают, приобретают более чувственно-эмоциональный, личностно-значимый характер эмоционально реагируют на события тех военных лет. Ведь в 1940 году была создана система “трудовых резервов”, к которой сегодняшняя профессиональная школа имеет прямое отношение. На таких примерах можно воспитывать не только чувство гордости у молодежи, но и чувство сопричастности героическому прошлому тех 40 –х лет как раз на это нацеливает нас концепция гражданско-патриотического воспитания.

Встреча с ветеранами надолго остаются в памяти студентов и играют свою положительную роль в духовном развитии молодежи. Доброй традицией стало ежегодное проведение военно-патриотических мероприятий смотра- конкурса “А ну-ка парни!”, “Смотра строя и песни”, а также “Веселые старты” студенты группы приняли активное участие и завоевали 1 и 2 места (Мохначевский Иван, Дьячковский Вова). Такие целенаправленные мероприятия способствуют воспитанию таких человеческих качеств как решительность выносливость, умение выходить из разных жизненных ситуаций, а самое главное - гордость от победы и за своих товарищей в этом и проявляется их групповой патриотизм и чувство, успешно выполненного гражданского долга. В рамках недели Всемирного дня здоровья студенты чувством высокого гражданского долга приняли активное участие в спортивных соревнованиях: “Лыжня России” (Алексеев Николай, Чирикова Акулина).

В гражданско-патриотическом воспитании особое место занимает целенаправленная работа по пропаганде здорового образа жизни Принимали участие в республиканских мероприятиях “Кросс наций”, “День оздоровительного бега”. Было проведено открытое внеклассное мероприятие, посвященное пропаганде здорового образа жизни “Алкоголь. Пагубное действие алкоголя”, с посещением анатомического музея Якутского медицинского института.

Также проводится работа по развитию художественного и эстетического вкуса у студентов, многие из них с увлечением занимались в танцевальном ансамбле “Эдэр саас” и по традиции, ежегодно, в целях приобщения к духовным и культурным ценностям, участвовали в конкурсах “Мисс колледж”, где успешно проявили себя студентки группы Никитина Наталья- “Мисс зрительских симпатий”, Антонова Анжела – “Мисс интеллект”.

В нашем колледже проводятся месячники по кафедрам, в которых студенты с удовольствием принимают активное участие.

На открытом мероприятии кафедры экономического цикла студентки Павлова Айта завоевала 1 место, Смирникова Люда - 2 место, а также активно участвовали в конкурсе “Коммерсант 2010”.

Таким образом, на мой взгляд, патриотическое воспитание должно быть тем самым стержнем, на котором бы держались все воспитательные мероприятия, проводимые как в группе, так и в колледже в целом.

Поэтому поиск новых, интересных методов и форм практической деятельности в патриотическом воспитании наряду с традиционными должен стать неотъемлемой частью всей воспитательной системы педагогического коллектива колледжа. Только в этом случае можно добиться максимального эффекта в воспитательной работе.