Проект "На водных просторах"

Разделы: Работа с дошкольниками


Умение плавать – жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Огромное количество несчастных случаев на воде ежегодно происходит на воде из-за того, что:

  • люди не умеют плавать;
  • пренебрегают элементарными правилами поведения на воде во время купания, катания на лодке или каком-либо плавательном средстве;
  • неправильно ведут себя в экстренных ситуациях и во время стихийных бедствий.

Каждый, не умеющий плавать или хотя бы держаться на поверхности воды, оказавшись на берегу любого водоема и добравшийся до воды, подвергает свою жизнь опасности.

Целью проекта «На водных просторах» является подготовка детей к разным жизненным обстоятельствам, связанными с водной средой (правильное поведение на пляже, помощь тонущему, действия во время наводнений, кораблекрушений, действиям на льду и т.д.)

Воплощение проекта в жизнь предполагает наличие заинтересованного, осознанного, творческого отношения к данной теме детей и взрослых,  интеграцию в работе инструкторов по плаванию,  физкультуре, музыкальных  руководителей, воспитателей, родителей.

Характеристика проекта

Тема проекта: «На водных просторах».

Тип: информационно-физкультурный.

Доминирующая деятельность: смешанная (присутствуют элементы информационной, исследовательской, практически – игровой).

Участники: дети старших и подготовительных групп детского сада, воспитатели, инструкторы по плаванию, физкультуре, музыкальные руководители, родители.

Срок реализации: 2 года.

Цель: формирование навыков правильного поведения на воде в различных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • расширение знаний детей в области основ безопасной жизнедеятельности, в частности в ситуациях, связанных с водной средой;
  • закрепление имеющихся у детей плавательных умений и навыков, формирование новых;
  • воспитание  смелости, выдержки,  сострадания к окружающим, коммуникабельности;
  • развитие познавательных и творческих способностей;
  • укрепление сотворчества детей и взрослых.

Направления реализации проекта

Интеллектуально-развивающее Физкультурно-оздоровительное Художественно-эстетическое Музыкально-тематическое Материально-техническое
1. Беседы;
2. Чтение художественной литературы;
3. Опыты;
4. Дидактические игры;
5. Сюжетно-   ролевые игры;
6. Экскурсии;
7. Встречи
с работниками МЧС, спортсменами;
8. Просмотр видеороликов, мультфильмов;
9. Командные конкурсы
1. Занятия в спортзале и бассейне;
2. Физкультурные праздники и развлечения в спортзале и бассейне;
3. Подвижные игры;
4. Посещения городского бассейна.
1. Рассматривание картин;
2. Выставки детских рисунков, поделок;
3. Выпуск стенгазет;
4. Выпуск альбомов;
5. Разучивание стихов.
1. Разучивание песен;
2. Постановка танцев;
3. Прослушивание музыкальных произведений;
4. Интегрированные праздники.
1. Изготовление атрибутов к играм, опытам;
2. Подбор иллюстраций,
художественной литературы, аудио- и видеоматериалов;
3. Оформление таблиц-знаков.

Перспективный план реализации проекта

1 этап. Предварительная подготовка

Старшая группа

Подготовительная группа

 Беседы:
1. Вода в природе. Значение воды для жизни.                                       
2. Вода – друг или враг. Правила поведения на пляже.
3. Наводнение. Что делать?
4. Служба спасения. Специфика профессии. Встреча с работниками МЧС.
5.  Знакомимся с первыми кораблями: бревна, плоты, надувные шкуры, ладьи, челны.
1. Обитатели рек, озер и морей.
2. Бережем природу. Как помочь реке.
3. Как действовать в опасной ситуации на воде (запутались в водорослях, попали в водоворот).
4. Правила поведения на льду.
5. Советы морского волка. Правила эвакуации с тонущего судна.
6. Спасение утопающего.
7. Современные  пассажирские, транспортные, спортивные, военные суда.
8. Великая Отечественная война. Переправа через Ладожское озеро в блокадный Ленинград, битва за Днепр, северные транспортные морские пути.
 Рассматривание  иллюстраций картин:
И.Левитан «Большая вода» И.Айвазовский «Девятый вал»
Чтение художественной литературы
Б.Житков «Помощь идет» Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы»
Л.Толстой «Акула»
Былина о Садко
 Просмотр, обсуждение мультфильмов:
«В порту», «Мореплавание Солнышкина», «Спанч Боб» «Приключения Мюнхаузена»,
«Шесть Иванов – шесть капитанов»,
«Садко», «Катерок», «Немо»
Изготовление атрибутов к тематическим занятиям, досугам, играм по данной тематике:бинокли, бескозырки, швартовые, разнообразные плавательные средства (деревянные, пенопластовые, пластмассовые, резиновые и т.д.)
Оформление таблиц-знаков:
«Купаться запрещено» «Опасные ситуации на воде»,
«Не загрязняйте водоемы».

2 этап. Практическая часть

Старшая группа

Подготовительная группа

Тематические занятия в бассейне:
«Человек за бортом», «Шторм»,  «Наводнение» «Поиск затонувших сокровищ», «Подводный мир», «Кораблекрушение».
Дидактические игры – опыты:
«Знакомимся со свойствами воды» «Тонет – не тонет».
«Три состояния воды»
Организация сюжетно-ролевых игр в группе «На корабле».
Разучивание (прослушивание) песен, музыкальных отрывков:
«Чунга-чанга»
«Дружба крепкая не разрушится»,
«Морские волки»
«Ты слышишь, море»
«Жил отважный капитан»
«Крейсер Аврора»
«Мы пришли сегодня в порт»
Постановка танцев:
«Чунга-чанга» «Яблочко»
Экскурсии:
в музей города,
в дельфинарий.
в городской яхт-клуб,
на выставку аквариумных рыб и других водных обитателей
Интеллектуальные турниры:
«КВН» «Знатоки» – конкурс кроссвордов.
Изготовление альбомов:
«Пословицы и поговорки о дружбе, смелости». «Запомним эти правила»
Выпуск стенных газет для родителей:  «Это важно знать», «Советы Нептуна».
Консультации для взрослых: «Не зная броду, не суйся в воду», «Чем занять ребенка на море».

3 этап. Результаты проектной деятельности

1. Выставка детских картин «Запомним эти правила».
2. Выставка выполненных детьми совместно с родителями поделок «Плывем по волнам».
3. Физкультурный праздник в бассейне для детей подготовительных групп и родителей «Спасатели, вперед».
4. Физкультурный праздник в спортивном зале для детей старших групп и родителей «Бравые моряки».
5. Интегрированный праздник для детей старших и подготовительных групп «В царстве Воды».
6. Оформление альбома детских рисунков и рассказов «Мы уходим в плаванье».
7. Презентация проекта «На водных просторах».

Приложение 1