Преподавание русского языка в начальной школе с применением ИКТ

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: повторить характеристику звуков, совершенствовать умения слышать звуки в словах, придумывать предложения и называть слова;
  • продолжить обучение чтению;
  • развивать речь детей;
  • обогащать словарь;
  • научить разгадывать ребусы; развивать память, внимание.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

III. Закрепление пройденного

Учитель. Сегодня  мы с вами отправимся в далекое путешествие, которое совершим на воздушном шаре. Он доставит нас на другую планету. Мы должны показать всем, что знаем и умеем. Готовы к полету? (Приложение 1. Слайд 1)

Дети. Да.

Учитель. Но что это? Шар не взлетает. Оказывается, нам нужно ответить на вопросы и выполнить некоторые задания.

1. Загадки.

В пути не смолкает, вдаль увлекает,
Сам не шагает – шагать помогает. Что это?

– Барабан. (Приложение 1. Слайд 2)
– Какая буква на письме заканчивает загадку?
– Буква н.
– Какие два звука обозначает буква н?
– Звуки [н '][н]
– Какие оба эти звука?
– Звонкие согласные.
– Делаем вывод .Что мы сегодня будем изучать на уроке?
– Буква Н,  н; звуки [н '][н]  (Приложение 1. Слайд 3)
– Я  прочту ещё две загадки, а вы назовите отгадки, спрятавшиеся в схемах, определив твердость и мягкость последнего звука.

Стройный, быстрый, рога ветвисты.
Пасётся весь день. Кто это?

– Олень.

Клюв широкий с тонкой снизу перепонкой,
Клюв – великан .Кто это?

– Пеликан. (Приложение 1. Слайд 4)
– Какой схеме какой ответ принадлежит?
– К первой схеме подходит слово пеликан, ко второй – олень.
– О чём могут рассказать эти схемы? (Приложение 1. Слайд 5)
– Сколько слогов в слове, звуков, букв…
– В чём сходство и различие звуков [н], [н’]
– Сходство в том, что звуки [н], [н’] – согласные, звонкие.
– Различие: [н] – твёрдый, [н’] – мягкий.
– Молодцы! Вы слышите гул. Мы взлетаем. Итак, мы на другой планете.

2. Чтение слияний

– Наши гостеприимные хозяева предлагают вам и нашей букве н, которая любит путешествовать, побывать на островах, где живут гласные буквы! (Приложение 1. Слайд 6)

На   ну   но  ны                    ни 

– На всех островах побывала буква н.
– Как вы узнаете, где букву Н надо читать твёрдым звуком, а где – мягким?
– Посмотрим на букву гласного звука справа от буквы н, если справа стоят буквы а, о, у, э, то н читаем твёрдо. Если справа стоит и, то букву н будем читать мягко.

3. Упражнение в составлении и чтении слов

– Послушайте стихи и скажите, что это за буквы?

В этом букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.

– Это буква о.

Вот буква вроде шалаша.
Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит.

– Это буква а.

Сядут они рядком и получаются новые слова. Кто знает, какие?
Составление из букв разрезной азбуки слов: они, она, оно.
А как можно сказать про три буквы сразу?

– Они.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

4. Упражнение в соотнесении слов и картинок. (Приложение 1. Слайды 7, 8)

Мальчик, папа, дедушка – он; девочка, мама, бабушка – она 

Игра «Отгадай» (Приложение 1. Слайды 9, 10)

Петух, кот, гусь – …
Коза, корова, курица, утка – …

5. Дети работают с Азбукой.

6. Отгадывание ребусов. (Приложение 1. Слайд 11)

Чтобы догадаться, какое слово зашифровано, нужно:
– прочитать напечатанное слово;
– посмотреть на цифры над буквами ( они показывают, в каком порядке надо поставить буквы);
– поставить буквы в порядке, указанном цифрами;
– прочитать получившееся слово.

С о н           н о с     о н о      о н о
3 2 1            1 2 3     1 2 1      1 2 1

7. – Почему в азбуке напечатаны две буквы Н, н?
– Большая буква пишется в начале предложений, в названиях городов, именах, кличках.

8. Для заучивания наизусть.

Тише, мыши! Тише, мыши!..
Кот сидит на крыше.
Старый кот, толстый кот
Громко песенку поёт.

9. Обогащение словаря.

– Ребята, в какое время суток вы идёте в школу?
– Утром
– Какое бывает утро на нашей планете, расскажите.
– Утро осеннее, солнечное, пасмурное, холодное, дождливое, весеннее ,летнее, зимнее, морозное, теплое, прохладное, прекрасное.

Составьте предложение об утре.

IV. Рефлексия

– Что нового вы узнали? Что вас порадовало, а что огорчило? В чем вы испытали затруднения?

– Наше путешествие подходит к концу. Пора домой. Наши друзья остались очень довольны вашими знаниями. Они всегда будут рады видеть вас и скоро приедут к вам в гости. Они просят приготовить для них различные задания. И еще вы обязательно должны дома рассказать об этом путешествии.