Исследовательский принцип организации самостоятельных работ на уроках биологии

Разделы: Биология


Закономерным продолжением организации обучения биологии являются поисковые и творческие работы для самостоятельного выполнения. Данная форма работы используется на основе индивидуально-дифференцированного принципа. Увлеченные ребята получают более сложные задания: подготовка доклада, составление реферата, выполнение таблицы, серии иллюстрации и т. д. Менее активные ребята задействуются на работу с конкретным текстом, подготовку сообщения, исследование немых рисунков. Анализ подобных работ позволяет сделать вывод только о положительном эффекте для общего отношения к изучаемому материалу. Подобные виды учебной работы способствуют формированию внутренней мотивации процесса познания. Причем чаще всего дети демонстрируют самые продуктивные виды мотивации: мотивацию по результату, а так же по самому процессу, реже мотивацией служит оценка. В этом случае особое значение приобретает принцип добровольности при распределении такого рода заданий. Кстати, этот принцип помогает определить степень заинтересованности уч-ся к изучаемой теме, обобщение своих наблюдений позволяет сделать более глубокий анализ учебной деятельности.

Например, при изучении раздела “Основы цитологии” даю задание – выполнить таблицу для сравнительной или последовательной характеристики, а так же краткого обзора 2-х, 3-х тем из пройденного материала по курсам предыдущих классов.

Выполняя таблицу “Строение клетки” ученица не просто рисует картинку , а изучает дополнительную литературу, составляет немую схему разнопланового использования. В работе подчеркнута объемная целостность клетки, сложность ее строения и есть намек на функциональную характеристику клеточных структур.

Другая работа характеризует функциональное, анатомическое разнообразие клеток. Выступление по этой таблице помогает вспомнить и обобщить практически все изученные курсы биологии по данному вопросу. Были использованы в основном учебники, но преимущественно те, по которым не изучаем материал. Это так же способствует анализу и обобщению изучаемых вопросов. Еще один аспект в пользу подобных заданий – можно хорошо проработать сложный вопрос, например, “Синтез белков”, “Фотосинтез”. Стадии фотосинтеза”. Кроме того, участие в подготовке наглядного пособия вселяет в ребят особое отношение к своей работе, они рассматривают ее как помощь, руководство к работе своих товарищей . Но такие задания не следует давать без особого на то желания детей более 1–2 раз в год, т. к. трудоемкость процесса очевидна и ничего кроме отрицательных эмоций, ущерба для здоровья не принесет. Так же по тем же причинам не следует ограничивать время на выполнение этой работы, даже если она не будет выполнена.

Для менее подготовленных ребят даю задание в более узком диапазоне: рисунок органоида клетки, рисунок (1–2) животных местного региона, составление экологического плаката, и др.

Более широко и плодотворно можно использовать, по моему мнению, доклады на уроках – конференциях, сообщения на уроках – семинарах. Эта форма самостоятельной работы может выполняться уч-ся в зависимости от объема и ситуации в рабочих тетрадях, на отдельных листах, в виде мини-рефератов. В основу таких работ могут быть положены наблюдения, анализ изученных литературных источников, просмотренных телепередач и др. Так, например, при изучении темы “Класс Пресмыкающиеся” в 8 классе в форме проблемной лекции даю основной материал, а затем рассматриваем вопросы многообразия и значения рептилий на уроке – семинаре.

Для проведения необходим, безусловно, круг вопросов, которые предстоит обсудить и раскрыть. Вопросы стараюсь предложить в формулировке, которая бы заставила ребят обратиться к дополнительной литературе. Например, “Рептилии нашей местности”, “Современники динозавров – наши современники”, “Рептилии – обитатели водоемов”, и др. По желанию дети готовят небольшие сообщения для видовой характеристики представителей класса пресмыкающихся. В этот момент свободного выбора, они особенно чувствуют ответственность и мобилизуют свои творческие способности, иллюстративность работы, третьи – необычно систематизировали материал и т. д. Не беда, что не все отзовутся на такое задание, но те кто возьмется за это дело, почувствуют интерес к процессу такого познания. Главное здесь – мотивация к самому познавательному стимулу – узнать больше чем в учебнике, удивиться самому и удивить других. Объем, содержание подобных работ зависит от вида урока, от подготовленности класса, от способности аудитории воспринимать запланированный материал. В этом плане особое место занимает на уроке организация детей, они не должны быть пассивными. Перед классом ставится задача, задание, цель, которые они должны в ходе прослушивания выполнить.

Например, составить схему взаимоотношений объекта рассказа (сообщения, доклада) с окружающей средой. Или составить перечень биологических особенностей вида, семейства, отряда и т.д. Таким образом, ребята становятся активными слушателями в обсуждении, обобщении проявят себя, выскажут свои соображения, критические замечания или дополнения. Это обеспечивает целостность восприятия и усвоения темы.

С точки зрения классификации творческих и поисковых методологических приемов учебной работы уч-ся можно выделить добровольные творческие работы или по выбору уч-ся и обязательные творческие работы. Первые предполагают индивидуализацию учебного процесса, а вторые – коллективные формы работы. Эти две основы не должны быть параллелями, а в ходе учебной работы логично дополняют друг друга, обеспечивая взаимную связь личности и коллектива.

Если учебный процесс представлен традиционной формой урока, состоящей из компонентов повторения, изучения новой темы и закрепления, это вовсе не значит, что его нельзя организовать, используя творческий поиск. Участие детей в изучении новой темы, использование опережающего обучения, наблюдений и дидактических приемов активизации дают больше возможностей для развития навыков самостоятельной работы, для сотрудничества учителя и ученика.

На комбинированных уроках по частичкам идет кропотливая подготовка детей к необычным формам урока, к поисковой, творческой работе.

Подробнее хочется остановиться на использовании дидактических приемов на уроках. Само содержание курса биологии обязывает к активному обучению детей, организация лабораторных уроков, экскурсий, обобщающих уроков не возможны без него.

Все используемые задания можно систематизировать таким образом, что значимость каждого вида в познавательной деятельности детей, последовательность их использования, соответствие форм и методам каждого урока будут взаимно дополнять друг друга.

1) Задания с натуральными объектами формируют практические навыки и умения, которые необходимы для практических, лабораторных и исследовательских работ. Живые растения, гербарии, коллекции и др. являются фактически обязательным элементом учебного процесса. Такие задания очень активизируют деятельность ребят на уроке, т. к. они предполагают практическое применение знаний, сопоставление теоретических представлении с настоящими примерами. Эти задания чрезвычайно важны на всех этапах изучения, они помогают выявить способности детей к полевым исследованиям. Тематика использования очень разнообразна, особенно в курсах биологии растений и биологии животных. Самодельные наглядные пособия такого типа могут быть выполнены с участием детей. В этом плане широко использую отчетные экскурсионные материалы. Собранные и гербаризированные материалы, коллекции тщательно разбираю, привлекая по возможности детей. Обычно такие возможности предоставляют занятия на кружке. Результатом такой аналитической работы является комплекс дидактических материалов для выполнения лабораторных работ по биологии растений. В него входят:

1) Цикл “Разнообразие листьев и листорасположение”.

2) “Соцветия”.

3) “Зимние побеги растений, и расположение почек на побегах” и др.

2) Задания с изобразительными средствами.

Самое обычное задание, записанное на карточке и дополненное при этом иллюстрацией, фотографией, картой, схемой будет выполнено учащимися более качественно, подробно и основательно. В случаях работы с детьми ЗПР аналогичные задания обеспечивают элементарный уровень отдачи, обратной связи в учебной деятельности с ними.

Такие задания можно применять при изучении практически всех разделов биологии они становятся при изучении животного мира, когда по имеющимся наглядным средствам можно облегчить последовательность изложения или представить себе, что именно имеются в виду. Очень важное значение имеет обучающая сторона таких заданий.

а) Биологическое лото подразумевает расположение на игровом поле из 12–16 клеток либо вопрос по теме, (предполагающих большего напряжения интеллекта) либо ответов на вопросы.

На дополнительных карточках подбираются аналогично ответы или записываются вопросы. Затем в процессе работы эти карточки размещаются по соответствующим клеткам картинкой вниз. Проверка осуществляется путем переворота набора карточек и целостность картины подтверждает правильность выполнения работы. Такие задания повышают интерес к предмету.

б) Кроссворды. Не меньшую роль в развитии общей эрудиции играют, применяемые на обобщающих уроках, учебных встречах, уроках – КВН, внеклассных мероприятиях. Составление кроссвордов уч-ся придает такому виду заданий особый аналитический характер, стимулирует использование дополнительной литературы. Доступность такого рода заданий обеспечивает выработку важных навыков учебного труда: самостоятельность, настойчивость, самоанализ и др.

Это тот случай, когда можно наблюдать мотивацию учебной деятельности уч-ся к процессу познания.

в) Интегрированные задания.

Неожиданно для ребят звучит просьба написать мини-сочинение по теме “Сельскохозяйственные растения”. Для выбора детям предлагается ряд тем и тема на выбор.

Например, “Золотое зернышко”, “Маленькое солнышко”, “Путешествие горошинки”, “Ах, картошка…” и др. Особенно детям нравится сочинять сказки, а еще больше на следующий урок слушать лучшие сочинения и анализировать их.

Другое задание интегрированного характера диктанты по биологии имеют довольно широкий диапазон применения в учебном процессе (контроль знаний, изучение отдельных вопросов, индивидуальные задания). Эта работа может выполняться по диктовку учителя , а так же возможна работа в парах, группах. При анализе работ обязательным является учет грамматических ошибок. Это вносит свои коррективы в восприятие терминов. Такие диктанты не должны включать в себя более 5–6предложений. Оцениваются двумя оценками. В этих предложениях пропущены основополагающие термины и их по ходу письма необходимо подобрать по памяти, либо из предложенного перечня.

4) Контрольно-измерительные материалы (КИМ)

Подготовка и выбор КИМ для контроля знаний имеет важное значение на завершающем этапе познания – подведении итогов. На этой стадии эффективно применение тестовых заданий с разнообразными требованиями. Главное требование – посильные задания в пределах стандарта образования и в пределах учебника – как главного руководства к действию. С одной стороны дети должны научиться пользоваться КИМ, это должно стать для них привычным и узнаваемым в плане “что от меня требуется?”. Как следствие, стремиться как можно больше разнообразить задания для проверки знаний, но вместе с тем чередовать их, обеспечивая систему закрепления навыков учебной работы с аналитическими материалами.

Особенностью последнего вида заданий является их обязательность в отличии от других, но именно это качество нужно использовать для выработки чувства ответственности к учебному процессу. Единство требований во время контроля знаний – определяющий стимул. Дети должны стремиться к свободному и точному применению знаний. Это обеспечивает в случае успеха – уверенность детей в своих действиях. Серьезной коррекции учебной работы требует другой случай – неудача в освоении учебного материала. У учащихся должны быть возможность исправить свои ошибки, а следовательно мотивация к восполнению пробелов в знаниях.

Литература

1. И.Д. Корцева, Л.С. Шубкина. Хрестоматия по методике преподавания биологии. – М.: Просвещение, 1984 г.

2. А.Н. Мягкова, В.А. Орлов. Дифференциация обучения биологии в школе. – С. 22. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1990 г.

3. Н.В. Ерхова. Интегрированные уроки в малочисленной школе. – С. 27. Журнал “Биология в школе”. № 8, 2001 г.

4. В.В. Пасечник. Компьютерная поддержка урока биологии. – С. 30. Журнал “Биология в школе”. № 2, 2002 г.

5. Т.И. Шамова. Урок. Как его конструировать. – С. 20. Журнал “Биология в школе”. № 4. 1988 г.

6. Л.В. Ерошенко. Систематизация знаний основа эффективности обучения. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1988 г., с. 29.

7. Т.В. Афанасьева, Е.А. Куликова, Л.Н. Сухорукова. Обобщающие уроки: работа в группах. Журнал “Биология в школе”. № 4, 1997 г., с. 36.