Интегрированный урок (природоведение + биология + география) "Путешествие по родному краю"

Разделы: Биология, География, Начальная школа


Тип урока:

  1. по основной дидактической цели: изучение нового материала.
  2. по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
  3. по форме проведения: интегрированный урок - путешествие.

Цели урока:

  1. образовательные:
  • познакомить учащихся с географическим положением родного края, его
  • растительным и животным миром. Дать понятие о средах обитания
  • живых организмов.

2. развивающие:

  • расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно-коммуникативные и проектную технологии

3. общеучебные:

  • а) учебно-организационные: составлять таблицы.
  • б) учебно-интеллектуальные: умения анализировать, логически мыслить.
  • в) учебно-информационные: пользоваться компьютером.
  • г) учебно-коммуникативные: слушать, владеть устной речью

4. воспитательная:

  • воспитание бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.

Методы урока:

  • по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые: проекты учащихся.
  • по виду источника знаний: словесно-наглядные
  • по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа

Средства обучения: мультимедийная презентация, таблицы, рисунки, выставка книг о природе родного края: В. П. Чащин "Природопользование и охрана природы на территории Омской области" часть 1 и 2, С.А. Молис "Книга для чтения по зоологии", Д.И. Трайтак "Книга для чтения по ботанике", атлас Омской области, энциклопедия Аванта + "Биология" и т.д.

Контроль результатов обучения:

  • а) по способу организации: индивидуальный, фронтальный
  • б) по способу подачи информации: компьютерный

Предварительное домашнее задание:

проекты: нарисовать по 1 животному и 1 растению своего края

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Учитель: Известно ли вам, что входит в понятие "Родной край"? Чем он отличается от других мест? Для того чтобы ответить на данный вопрос, давайте совершим Путешествие по Родному краю.

Презентация.

2. Изучение нового материала [1]

Рис. 1

Учитель: Сначала давайте определимся, а где находится наш Родной край .Вместе с Дашей-следопытом посмотрите внимательно на карту. Здесь показана территория России. Омская область находится на юге Западно-Сибирской равнины. Нашими соседями являются Тюменская, Томская, Новосибирская области и Северный Казахстан. По территории нашего края протекает крупнейшая река - Иртыш. Очень много в нашей области красивейших озёр-Данилово, Щучье, Салтаим, Ик, Теннис. [2] <Рис 1>

А теперь вместе с Домовенком Кузей узнаем о истории заселения края. Дикой и необжитой была Тюкалинская земля во второй половине 18 века, лишь изредка забредали с берегов Иртыша татары для зверового и рыбного лова. Постепенно территория обрастала поселениями. Наша Тюкалинская слобода образовалась в1762 году, а первые поселенцы на территории нашего села появились в 1768 году .Обустроившись на новом месте, переселенцы занимались хлебопашеством. В свободное время ткали холсты, изготавливали домашнюю утварь, катали валенки, гнали дёготь и смолу, изготавливали рыжиковое масло. Домовёнок приготовил несколько предметов быта того времени (демонстрация экспонатов из школьного музея). Отправляемся дальше в путь. [3]

Рис. 2

Долго ли коротко шли мы, и попали в гости к дедушке Лесовичку.

Рис. 3

Лесовичок: Добрый день, ребята. Кто догадался, о чём я вам сейчас расскажу?

Учащиеся: О лесе, о растениях и животных.

Лесовичок: Правильно. Начинаем наше путешествие с растений нашего края. Отгадайте загадку: Стоит красавица на поляне: в белом сарафане, в зеленом полушалке.

Учащиеся: Береза.

Лесовичок: Для русского человека нет роднее и любимее дерева, чем белоствольная береза. О ней поют песни, складывают сказки, пишут стихи...

Поэт Сергей Есенин написал: " Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром". Русская народная песня "Во поле берёза стояла". А картины художников: Исаак Левитан. "Золотая осень.", Аркадий Рылов  "Зелёный шум". Берёза изображается на гербах государств (Германия) и городов. Герб города Берёзова в Тюменской области: три стоящие рядом на одном уровне берёзки в серебряном поле.

Ой, посмотрите, кто там из листвы у березы выглядывает?

Учащиеся: подберезовик. [4]

4.jpg (11586 bytes)

Рис. 4

Лесовичок: Верно, ребята. Он хочет нам рассказать о дереве, под которым растет.

Подберёзовик: Березы - это деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 1,50 м., а некоторые виды - кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землёй. Белый цвет коре придает особое вещество - бетуллин. Живет береза 100-120 лет. Верхний слой коры берёзы имеет собственное название - Береста. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти), служила материалом для письма (берестяная грамота). Народности Севера и Дальнего Востока использовали берёсту для изготовления лодок и сооружения жилищ - чумов.

     Это стройное белоствольное дерево - символ России.  "Деревом об четыре дела" испокон называют березу в народе. Она используется для строительства, как топливо, а самое главное - лечила и лечит людей от многих заболеваний. Медицина издревле использует почки березы, листья и сок. Из ее древесины получают медицинский активированный уголь и деготь. Используют и березовый гриб (чагу). С ней связаны народные приметы: Осенью листья берёз начнут желтеть с верхушки - весна ранняя, зажелтеют снизу - поздняя. [5]

Рис. 5

Лесовичок: Спасибо подберезовик. Много интересного мы услышали. А теперь скажите, в этой загадке о каком дереве говорится?

Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Учащиеся: Береза.

Лесовичок: Правильно. А вот эта загадка тоже, наверное, о березе:

Никто не пугает, а вся дрожит.

Учащиеся: Нет, это осина.

Лесовичок: Берёза и осина - самые высокие растения местности и образуют верхний ярус лиственного леса. А у нас гость! Вон видите, стоит под большой осинкой. Может, вы знаете его?

Учащиеся: Да. Это подосиновик. Он растет под осиной. [6]

Рис. 6

Лесовичок: Верно. Это он и явно хочет что-то рассказать.

Подосиновик: Осина- это стройное дерево высотой до 35 метров, диаметром ствола до метра. Кора ствола гладкая, серая (у молодых деревьев зеленоватая). Листья почти округлые, сверху бледно-зеленые, снизу серо-зеленые. Пластинка листа жесткая и плотная, а черешок очень длинный, сплюснут с боков. При таком черешке лист неустойчив, дрожит при легком дуновении ветерка (отсюда поговорка: дрожит, как осиновый лист). Цветки собраны в повисающие сережки. Цветет осина, как и береза рано весной, до появления листьев.

Лесовичок: Ребята, давайте поблагодарим нашего гостя и продолжим путешествие. Сейчас мы познакомимся с растениями, которые растут в подлеске и образуют средний ярус. Отгадайте загадку:

Стоит дерево кудряво, когти волчьи. Кто подойдет, того и обоймет.

Учащиеся: Шиповник.

Лесовичок: Шиповник - многолетнее кустарниковое растение. Растет по опушкам лесов, в оврагах. Цветки крупные, красивые, одиночные, бело-розового цвета, с запахом розы. Цветет в июне-июле, после чего лепестки цветов облетают и постепенно (к августу-сентябрю) созревают оранжево-красные плоды яйцевидной формы кисловатого вкуса.

Лесовичок: Ребята, а вы знаете, чем полезен шиповник?

Учащиеся: В нем много полезных веществ и витаминов.

Лесовичок: Правильно. Плоды шиповника оказывают противомикробное, противовоспалительное, кровоостанавливающее и успокаивающее действие.

Лесовичок: Пойдемте дальше. Этот кустарник всем хорошо известен. Угадайте.

Стоит рядом с нами, смотрит чёрными глазами.

Учащиеся: Смородина

Лесовичок: Вот эта загадка труднее. Как это скучно - сто лет без движенья. В воду глядеть на свое отраженье. Свесила гибкие ветви с обрыва Нежная, тихая, грустная :

Учащиеся: Ива.

Лесовичок: Верно. У неё длинные узкие листочки. Ива тоже лекарственное растение. Лечит простуду. Из неё делают красивые плетёные изделия (посуду, мебель). Я хочу вам показать сейчас ещё одну иву, такую знакомую всем.

Учащиеся: Нет, это же верба. [7]

Рис. 7

Лесовичок: Верно. Это верба, а она разновидность ивы. Вот и подошло к концу наше путешествие. Дальше простираются владения Луговичка. Вон он спешит к вам навстречу.

Учащиеся: До свидания, дедушка Лесовичок! Спасибо за увлекательное путешествие!

Луговичок: Добрый день, ребята. Я Луговичок . Познакомлю вас с растениями нижнего яруса. Они самые низкие. И зовут их травы. Давайте посмотрим, знаете ли вы их. [8]

Рис. 8

  • Загадка 1. Во лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашка)
  • Загадка 2. На полянке у тропы он стоит открыто. Крепкий стебель да шипы - вот егозащита. Если схватят молодца - будет драться до конца. (Репейник)
  • Загадка 3. Каждый лист разбит на дольки. Подсчитай-ка, долек сколько?
    Восемь, десять, двадцать, тридцать :Тут легко со счета сбиться. (Тысячелистник)
  • Загадка 4. Хотя я и трава, но как бритва остра. (Осока)
  • Загадка 5. Голодный шмелик вздыхает тяжко: - Поесть бы кашки : Да вот же кашка!
    Попробуй, шмелик, в ней сок медовый - Шмелям и пчелам обед готовый. (Клевер луговой)
  • Загадка 6. Стоит Егорка в красной ермолке, Кто ни пройдет, всяк поклон подает. (Земляника)
  • Загадка 7. Не жар, не огонь, а возьмешь в руки - опалит. (Крапива)
  • Загадка 8. Над лугом парашютики качаются на прутике. (Одуванчик)
  • Загадка 9. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Луговичок: Молодцы ребята, вы так много знаете трав. А какую пользу приносят человеку растения?

Учашиеся: :.

Луговичок: Самое главное все наши растения - это источники кислорода, без которого человек живёт считанные минуты. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания 3 человекам. А сколько выделяет 1 гектар леса, целый лесной массив, все леса земного шара!

Но сколько лесов в наше время гибнет от пожаров, от хищнической массовой вырубки, бесхозяйственности человека. А это ведёт к сокращению количества кислорода, обмелению рек, исчезновению водных источников, образованию оврагов, усилению ветров, выдуванию плодородного почвенного слоя и другим последствиям. Поэтому мы призываем всех вас, беречь наши леса. Не ломать деревья, защищать их от пожаров! [9]

Рис. 9

Луговичок: Я прощаюсь с вами. Своё путешествие вы продолжите с нашей мудрой Совой. Она живет уже много лет и знает всех обитателей леса, с которыми вас и познакомит.

Учащиеся: До свиданья, дедушка Луговичок! Спасибо за интересное путешествие!

Сова: Здравствуйте, ребята! Я проведу вас по тайным лесным тропам и познакомлю с обитателями разных сред нашего края. Самая густонаселенная наземно-воздушная среда жизни. Из класса Земноводные нас встречают: жаба серая, лягушки остромордая и сибирская. Скажите, а почему их так называют?

Учащиеся: Потому что жаба серого цвета, а у лягушки острая мордочка.

Сова: Правильно, молодцы! Вот познакомьтесь с лягушками. Посмотрите, какая у них влажная кожа так и блестит! Вспомните, ребята, в какую погоду вы часто видели лягушек?

Учащиеся: В дождливую.

Сова: Верно. Их активность связана с влажностью воздуха. Когда жарко, они прячутся в тени, в сырых местах. Нельзя чтобы пересыхала их кожа. В дождь могут охотиться как днём, так и ночью. А это посмотрите, жаба. У неё кожа сухая и она активна только ночью. Кто знает пользу или вред приносят все земноводные?

Учащиеся: Не знаем.

Сова: Они поедают огромное количество вредных насекомых: мух, комаров, червей, пауков, слизней. Сохраняют наши леса, луга, огороды. Лягушка быстро выбрасывает свой длинный и липкий язык, к которому и прилипает насекомое.

Наше путешествие продолжается. Сухую кожу, не защищенную перьями или шерстью, имеют представители класса пресмыкающихся. В нашем крае обитают: ящерица прыткая, гадюка обыкновенная, уж обыкновенный. Познакомьтесь, с ними. Ящерицы тоже питаются насекомыми. Их можно встретить на лесной полянке или на опушке леса. Лежит она на ярко освещаемом солнцем месте, греется. Потом принимается за охоту. При малейшей опасности прячется среди сухих веток. Если вы поймаете ящерицу за хвост, то она, оставив его, все равно убежит.

Цвет кожи у гадюки серый, темный, коричневый. У ужа на голове имеются два ярко-желтых пятна. Уж не ядовит, а гадюка кусает и впрыскивает сильнодействующий яд. Пищей змей и ужей служат различные грызуны: мыши, крысы, бурозубки, лягушки и др.

Устали, ребята? Давайте отдохнем. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте кто это

  • Загадка 1 Рук нет, а строить умеет. (Птица)
  • Загадка 2 Небольшая птичка в небесах порхает, гнездышко - кувшинчик сверху охраняет. Если ж она низко у земли летает, это, значит, птичка дождик предвещает. (Ласточка)
  • Загадка 3 Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (сорока)
  • Загадка 4 Шапочка серенькая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький, а ходит босиком. (ворона)
  • Загадка 5 Мать, отца не знаю, но часто называю, детей знать не буду - чужим сбуду. (кукушка)
  • Загадка 6 Серенький на вид, пеньем знаменит. (соловей)
  • Загадка 7 Стучу - голова болит, не стучу - голодный. (дятел)
  • Загадка 8 Днём слепа, ночью зряча, мышей ловит, но не кот. (сова)
  • Загадка 9 Сероспинный, красногрудый, в зимних рощах обитает. Не боится он простуды, с первым снегом прилетает. (снегирь)
  • Загадка 10 Спинкою зеленовата, животиком желтовата, Черненькая шапочка и полоска шарфика. (синица)
  • Загадка 11 Он прилетает каждый год туда, где домик ждет. Чужие песни петь умеет, а все же голос свой имеет. (Скворец)
  • Загадка 12 Черный, проворный, кричит "крак", червякам враг. (Грач)
  • Загадка 13 Гнездо свое он в поле вьет, где шепчутся растения. Его и песни, и полет вошли в стихотворение. (Жаворонок)
  • Загадка 14 Озорной мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет, крохи собирает. (воробей)
  • Загадка 15 Ночью в рощах и лесах уханье наводит страх, Страшен дикий крик и силен, Так кричит огромный : (Филин)

И так с каким классом, обитающим в наземно - воздушной среде, мы знакомились?

Учащиеся: Классом Птицы.

Сова: Мы с вами назвали только небольшое количество птиц нашего края. Всего у нас проживает 257 видов птиц. Из них только 107 видов воробьиных. Подумайте, какую пользу приносят птицы людям?

Учащиеся: ::

Сова: Верно. Птицы - это наши помощники. Они уничтожают массу вредных насекомых.

За период гнездования выводок скворцов может уничтожить около 800 майских жуков и их личинок, 500 проволочников и их личинок, сохраняя корни деревьев и других растений от проволочника, охраняют урожай картофеля.

Если всех насекомых, которых съедает за лето ласточка, расположить в одну линию, то она растянулась бы на километр.

Дятлы уничтожают жуков- короедов и их личинок, сохраняя деревья и кустарники. А в дуплах, которые выдалбливают дятлы, селятся совы, синички, мухоловки и другие птички. Скажите, ребята, каких хищных птиц нашего края вы знаете?

Учащиеся: Коршун, ястреб.

Сова: Посмотрите на них. Только ли эти хищники приносят вред, унося маленьких цыплят или утят? Оказывается, нет! Хищные птицы уничтожают множество грызунов, сохраняя урожай пшеницы и других зерновых культур. Грызуны- переносчики страшных болезней. Уничтожая больных и раненых животных, они выполняют обязанности санитаров лесов и полей. Одна сова ловит за лето 1000 серых полевок и мышей. Даже кукушка приносит большую пользу. Только она поедает "мохнатых", покрытых щетинками гусениц непарного и других видов шелкопряда, которые объедают полностью всю листву на деревьях. А сейчас мы пришли к берегу озера Жилое. Оно - наша достопримечательность. Это водная среда обитания. С её жителями вас познакомит Водяной. [10]

Рис. 10

Водяной: Добрый день, ребята. Все наши озёра богаты живыми организмами. И в первую очередь особой на вкус рыбой. Из - за соленой воды обитающие в озере Жилом, серебристый и жёлтый караси, гольяны имеют вкус морской рыбы. Из млекопитающих водится ондатра. Это животное до 37 см длиной с мехом от песчаного до темно-бурого. Зверёк хорошо плавает. Живет в подводных хатках. Питается водной растительностью. Зимой делает лунки, через которые поступает кислород, необходимый рыбам. Ондатры очищают озера от бурного зарастания растительностью. Вдоль берегов в зарослях камыша и осоки гнездится большое количество птиц. Это утки - кряквы, юркие чирки, лысухи, гуси, чернозобые гагары, величественные лебеди, береговые чайки, хитрые мартыны, хлопотливо бегающие кулички и другие представители данного класса. Кормом для них являются крошечные рачки, личинки комаров, стрекоз, водомерки, водяные клопы и другие насекомые. На мелководье растёт жёлтая кубышка, рогоз широколиственный, стрелолист, роголистник, камыш, осока и другие. В воде озёр обитают одноклеточные и многоклеточные водоросли (ряска, нитчатка и другие).

Особенно много на озере Жилом лебедей. Оперенье у них чисто белое. Самок и самцов внешне весьма трудно различить. Лебедей от гусей отличает более длинная шея, позволяющая в более глубоких водах обыскивать дно в поисках пищи, а также их величина, по которой они являются самыми крупными водными птицами. Размах их крыльев достигает двух метров, а вес может превышать 15 кг. Лапы довольно короткие, из-за чего лебеди, передвигаясь по земле, производят несколько неуклюжее впечатление. Зато у них очень развитая летательная мускулатура, позволяющая им преодолевать тысячи километров при ежегодных перелётах на юг и обратно. У чаек плотное телосложение, длинные узкие крылья и тупоконечный хвост. Мощный клюв у многих видов загибается крючком и зачастую ярко окрашен в красный, красно-черный или жёлтый цвет.

Куличков можно узнать по окраске коричневых оттенков, длинным ногам, быстрому семенящему бегу и длинному клюву, которым птица достает насекомых из ила.

Заговорил я вас, наверное! Пора и на покой. До свиданье друзья. Приходите ещё.

Сова: А наше путешествие продолжается. У нас в гостях животные класса Млекопитающие.

Заяц-беляк - зимой белый, кроме черных кончиков ушей, летом - рыжевато-бурый. День он проводит на лёжке, а кормится в сумерках или ночью. Летом поедает траву, а осенью и зимой - молодыми побегами и корой деревьев и кустарников, хвою сосны и ели.

Из хищных у нас обитают горностай, ласка, колонок.

Мех горностая короткий. Зимой - белый, летом- сверху бурый, а снизу -бурый. На хвосте черная кисточка. Зимой часто охотится за мышами, не выходя из под снега по нескольку дней. Ласка отличается от горностая меньшим размером и коротким без кисточки хвостом. Издалека видна рыжая лисица. Это осторожный и хитрый зверь. У неё хорошо развиты слух и обоняние: за 400-600м она слышит писк мыши. Зрение слабое: неподвижно стоящего человека не замечает даже в 10 шагах. Питается мышками, грызунами, летом - ягоды, сусликов, хорьков.

Волк имеет окраску длинного и густого меха от светло-желтого до темно-бурого. Отличается от собаки манерой держать хвост прямо опущенным. У него лучше всего развит слух, неплохо зрение и обоняние. Ведет ночной образ жизни. Волки оседлы и живут семьями. Зимой для облегчения охоты они объединяются в стаи. Волки используют в пищу копытных, зайцев, мышей, домашних животных.

Косуля - это небольшой стройный, легкий олень с длинными тонкими ногами, очень коротким хвостом, небольшими вертикально поставленными рогами. Зимой - окраска буро-серая, а летом - рыжая. Хорошо развит слух и обоняние. Питается травой, молодыми побегами и корой деревьев. Главный враг - волк.

Распространился, завезенный из Завидовского заповедника Московской области, кабан.

Это крупные звери с массивным телом, покрытым щетиной. Осторожный, хитрый и стремительный, кабан способен затаиваться, и стремительно убегать, почуяв опасность. Очень опасны для человека и даже крупного животного трёхгранные самозатачивающиеся клыки кабана. Это всеядное животное, которое приспособилось жить и в условиях нашего продолжительного снежного покрова. Молодые особи находят себе пищу в местах, разрытых взрослыми кабанами. Посмотрите, сколько животных нашего края вы теперь знаете! И всех их надо беречь и охранять! Потому что они приносят большую пользу человеку. Это и продукты питания, и одежда, и лекарства, и наше общение. Мне очень жаль с вами расставаться, но наше путешествие подошло к концу. До свиданья, ребята!

3. Контроль усвоения знаний

Учитель: Ребята, Лесовичок вместе с Луговичком и мудрой Совой просили меня завершить создание нашего коллективного проекта "Растения и животные нашего края". Давайте расположим сначала растения, которые вы нарисовали, по ярусам, а потом животных родного края по средам обитания.

Учитель: Молодцы, все сделали правильно. Ой, а кто- то там плачет? Посмотрите, это Ваня из 2 класса животных нашего края расположил неверно. Давайте им поможем вернуться в свой класс. (компьютерная проверочная работа )

4. Рефлексия.

Учитель: Ребята, кому понравилось сегодня на уроке? Поднимите индикатор настроения.

Литература.

  1. Географический атлас Омской области
  2. С.А. Молис "Книга для чтения по зоологии", М, Просвещение, 1981г.
  3. Д.И. Трайтак "Книга для чтения по ботанике", М, Просвещение, 1983г.
  4. В. П. Чащин "Природопользование и охрана природы на территории Омской области" часть 1 и 2, Омск, 1999г.