Урок изобразительного искусства по программе Б.Неменского "Цвет в архитектуре и дизайне". 8-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 8


Цель: определить роль цвета в архитектуре и дизайне.

Задачи:

  • Повторить знания о цвете;
  • Формировать навыки рационального сочетания цвета в вещи;
  • Формирование умения определять единство стиля, цвета, формы, фактуры в соответствии с вещью.
  • Воспитание взаимовыручки, умения работать в парах;
  • Выбор цвета в соответствии с настроением и психологическим и эмоциональным состоянием учащихся.

Оборудование: предметы для упаковки, ножницы, линейка, карандаш, циркуль, цветной картон, бумага, тесьма, бусины, клей, кисть, сопроводительная презентация.

Орг. момент.

Повторение ранее изученного: Роль цвета в конструктивных искусствах.

Именно цвет делает дома, вещи более выразительными. Роль цвета в дизайне и архитектуре основывается на законах сочетания цветов и на правилах цветоведения.

Работа по схеме "Цветовой круг" Приложение (слайд 1)

- Вспомните и назовите основные цвета (красный, желтый, синий) - основа способности человека воспринимать и различать цвета и оттенки.

Все остальные цвета основываются на смешивании основных цветов.

  • Основные цвета - красный, желтый, синий;
  • Составные цвета - оранжевый, фиолетовый, зеленый;
  • Дополнительные цвета - диаметрально противоположные (красный-зеленый), контрастны, но гармонично сочетаются.

Закономерности гармонии цветов:

  • Цветовой контраст (противоположные цвета вершины треугольников)
  • Цветовой нюанс (соседние цвета в круге)
  • Гармония более яркого и менее яркого оттенков одного цвета.
  • Сочетание цвета или его оттенка (хроматического с ахроматическим: черным или белым)

(слайд 2)

Изучение нового материала.

Деревья, трава, небо имеют цвет от природы, а цвет здания или вещи сочинен художником. В дизайне и архитектуре необходимо учитывать психологическое воздействие цвета. Цвет влияет на восприятие объема помещения, оказывает эмоциональное и психологическое воздействие.

  • Красный - тепло, конфликтность (слайд 3)
  • Голубой - успокаивающий, снижает давление (слайд 4)
  • Синий, фиолетовый - успокаивающий, подавленное настроение (слайд 5)
  • Желтый - хорошее настроение, веселье, стимулирует умственную деятельность и зрение (слайд 6)
  • Оранжевый - улучшает аппетит, легкое возбуждение, усиливает кровообращение (слайд 7)
  • Зеленый - успокаивает, дает отдых уму, пробуждает терпение, оптимальный цвет (слайд 8)

Цвет выделяет доминанту, т.е. главное. При помощи цвета здания могут быть соединены или разделены (слайд 9-11)

  • Фактура цветового покрытия:
  • Зеркальная
  • Матовая
  • Смешанная

Способ применения цвета в дизайне и архитектуре иной, чем в живописи. Если в живописи - много различных оттенков, нюансов, то в дизайне и архитектуре цвет применяется локальным (однородным). Цвет в архитектуре не такой открытый и интенсивный как в окраске вещи (чаще пастельные, разбеленные).

Анализ использования цвета в архитектурных постройках.

В старину цвет постройки определялся материалом, из которого она делалась. В русской архитектуре - это цвет древесины. Со временем древесина темнела, лишалась оттенков. Поэтому стремились делать здание внутри ярким и радостным, используя росписи, вышивки, расписную утварь, при каменном строительстве - витражи, внутреннюю окраску, убранство (Янтарная комната, Золотая палата). (слайд 9)

В дизайне, как и в архитектуре, цвет усиливает наше восприятие формы, обостряет внимание.

Нацеливание на практическую работу.

Упаковка - это реклама вещи, поэтому ее стиль созвучен стилю вложенной в нее вещи. (слайд 12)

Упаковка может быть любой формы: может представлять просто сумку, пакет, а может быть декорированная коробка (слайд 13-14). Кроме рекламной функции, упаковка имеет функцию защитную, удобной переноски вещи (слайд 15)

Дизайн упаковки должен отличаться единым стилевым решением цвета и формы, фактуры и шрифта, а самое главное - соответствием содержимому. (слайд 16 - 17)

Итак, перед вами различные вещи (учащимся предлагаются предметы на выбор: телефон, туалетная вода, сувенирная игрушка, книга, и др.)

Практическая работа.

- Ваша задача - упаковать вещь для подарка. Для упаковки первоначально разрабатывается эскиз в соответствии с упаковываемым предметом, затем чертится развертка. (слайд 18 - 21)

Соблюдение правил ТБ при работе с инструментами.

Работа в парах.

Итог урока.

- Обоснуйте выбор формы, сочетание цвета и дизайна с содержимым упаковки (защита своей работы).

Оценка работ учащихся.

Д/З: доклады на тему "Архитектурные стили в истории искусства" (по группам: 1- архитектура Средневековья, 2 - архитектура 19-21 вв.)