Урок литературы по теме "Библия – памятник культуры". 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель урока: Познакомить учащихся с Библией как памятником культуры.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого Завета;
  • воспитывать эстетические взгляды, чувство прекрасного, используя произведения искусства;
  • внушить уважение к Книге Книг и серьезное отношение к ее чтению.

Образовательные:

  • расширить представления учащихся о Библии религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике;
  • познакомить с библейскими традициями в литературе, живописи, истории, отзвуками библейских историй в русской фразеологии.

Развивающие:

  • развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации;
  • использовать связную речь для выражения своих мыслей;
  • умение оценивать, регулировать и контролировать свою деятельность в ходе групповой работы;

Здоровьесберегающие технологии:

  • чередование разных видов деятельности;
  • использование наглядности;
  • создание доброжелательной атмосферы на уроке
  • работа в группах
  • использование офтальмотренажера "Звездочки"

Информационные технологии: использование презентации.

Оборудование к уроку:

  • Компьютер, проектор, задания в печатном и электроном виде, выставка книг "Детская Библия".

Форма урока: объяснение нового материала.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята.

Учащиеся: Приветствуют учителя.

Слайд 2

Включается видеофрагмент: "Богоявленская церковь, г.Соликамск" (Приложение 1)

Учитель: Как вы думаете, ребята, о какой литературе мы сегодня будем с вами говорить?

Учащиеся: О литературе, связанной с душой человека, с церковью, с молитвами.

Учитель: Правильно, такая литература называется духовной.

Учитель: Ребята, мир литературы огромен и необозрим. Он такой разный, что часто, кажется, его невозможно не только узнать и понять, но даже приблизиться к пониманию.

Но это не так. Потому что весь этот мир, как мы уже начали выяснять, построен по общим законам. У всего на свете есть фундамент, основа. Такой основой мира литературы является устное народное творчество и духовная или религиозная литература. Эта литература вобрала в себя все духовные знания о Боге, мире и человеке, собранные церковью за всю ее историю. Вся духовная литература опирается на Священное Писание и Священное Предание.

Священное Предание предшествовало Священному Писанию и было устным преданием, то есть словом и примером, которые передавались от одного человека к другому, и так из поколения в поколение.

В дальнейшем, чтобы слово Божие сохранилось как можно точнее, некоторые святые люди записали самое главное в книги. Вот эти книги называются Священным Писанием, или Библией.

Слайд 1

Учитель: Тема нашего урока : "Библия - памятник культуры". Цель урока: Исследование Библии как памятник культуры.

Слайд 3

Библия - это величайший памятник человеческой культуры, в который заложены основы христианской веры. Знакомство с этим произведением необходимо каждому человеку, верующему и нет.

Иван Златоуст говорил: "Священное писание - это духовная пища, которая украшает ум и делает душу сильной, твердой и мудрой".

В мире нет более распространенной книги. Она переведена на 1907 языков.

Слайд 4

Для культуры человечества - не разделяя ее на религиозную и светскую - Библия, прежде всего, ценна тем, что это энциклопедическая летопись наших праотцов, а тем самым - один из самых глубоких корней современной культуры. В этом-то смысле следует понять высказывание выдающегося отечественного просветителя академика Д.С.Лихачева: "Библия - это код культуры". Подобно генетическому коду, она содержит в себе то наследуемое от предков начало, которое определяло многие и многие черты минувших тысячелетий, как и сам образ жизни, да и стиль мышления доброй половины человечества. Определяло прошлое и вошло в настоящее. Слово "Библия" - греческое и , как вы помните, означает- книги. Эти книги необычные, не случайно, поэтому Библию называют Книгой книг. И в самом деле, разве может быть обычной книга, которая сопровождает человечество уже около 2000 лет!

Слайд 5

Библия делится на две неравные части: Ветхий Завет, почитаемый иудаизмом и христианством, включает в себя 50 книг (39 канонических и 11 неканонических) и Новый Завет, почитаемый только христианством, включает в себя 27 книг. Книги поделены на главы, а главы - на стихи; те и другие пронумерованы, что облегчает цитирование и ссылки.

Слайд 6

Ветхий завет.

Слайд 7-9

В Ветхом завете древние христиане собрали предания о возникновении жизни на Земле, о первых людях, о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, о чудесной помощи Бога Отца. Главное содержание Ветхого завета состоит в том, что Бог обещал людям Спасителя мира и приготовлял их к принятию его через постепенные откровения, через святые заповеди, пророчества, прообразы, молитвы и священнослужение.

Главное содержание Нового завета состоит в том, что Бог действительно даровал людям обещанного Спасителя, который и даровал Новый завет людям.

Учитель: Предлагаю вам разминку.

Слайд 10,11,12

1. Из каких книг состоит Библия?

2. Почему она распадается на такие части?

3. Что означает слово "Библия"?

4. Сколько дней понадобилось Богу для сотворения мира?

5. Кто были первые люди и что означают их имена?

6. Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой?

Физкультминутка слайд 13-17

Учитель:

Предлагаю вам, ребята, стать специалистами самых разных наук: историками, искусствоведами и литературоведами и ответить на вопросы, касающиеся исследования "Библии".

Работа в группах.

Слайд 19

Приложение2

Задания для историков:

Какова роль Библии в исторической науке?

(Вспомните исторические события, описанные в Ветхом Завете, имена исторических лиц, названия городов и государств, упомянутых в Ветхом Завете)

Слайд 20

Приложение 3

Задания для искусствоведов:

Рассмотрите репродукции картин.

Определите, какой библейский герой или сюжет изображен.

Слайд 21

Приложение 4

Задания для литературоведов:

На карточках записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы).

Дайте им современное толкование и объясните их происхождение.

Учитель: Подведем итоги работы в группах.

Учащиеся отвечают:

Историки.

Слайды 22-25

Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины. В степях между Египтом, Вавилоном и Финикией во 2-м тысячелетии до н.э. проживали еврейские племена. Они пасли овец и коз, получая молоко, мясо и шерсть. Во главе племен стояли старейшины. Они сохраняли древние предания своего народа, которые затем вошли в "Библию". Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача - часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.) Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.

Искусствоведы.

Слайды 26-35

Многие библейские образы и легенды легли в основу творчества живописцев И.Айвазовского, Рафаэля , Джорджоне , Рембрандта , Рубенса , Врубеля, Рериха, Ге, русских зодчих и иконописцев Рублева и Дионисия, репродукции картин которых вы можете увидеть.

Икона значит изображение, образ, подражание. Символ, дающий духовное приобщение к оригиналу. Первые иконы появились на Руси с принятием христианства, технология написания иконы была сложной. Стали появляться одиночные изображения Христа , Богоматери, отдельных святых, житие святых .

Также Библия давала материал и для видов искусств: резьбе, скульптуре, мозаике.

Литературоведы.

Слайды 36-38

Фразеологизмы:

  • Вавилонское столпотворение (Бытие II, 1 : беспорядок, суматоха.
  • Валаамова ослица (Числа, 22, 27 - 28): молчаливый и покорный человек, неожиданно запротестовавший.
  • Валтасаров пир (кн. Даниила): веселая, легкомысленная жизнь во время какого - либо бедствия.
  • Запретный плод (Бытие, 2, 16 - 17): что - либо желанное, но запретное.
  • Иерихонская труба (Бытие,2, 16 - 17): громкий, трубный голос.
  • Содом и Гоморра (Бытие): распущенность, беспорядок, шум, суматоха.
  • Соломоново решение (Третья книга Царств, 3 , 16 - 18): суд мудрый и скорый.
  • Ноев ковчег (Бытие, 6 - 7): средство спасения.
  • Змей-искуситель (Бытие)
  • Всякой твари по паре (Бытие): смешанный, пестрый состав группы людей.
  • Фиговый листок (Бытие): лицемерное прикрытие чего - либо постыдного, лицемерная маскировка подлинных намерений.
  • Каинова печать (Бытие)

Учащиеся делают вывод: Библия является памятником древней культуры, также и духовной ценностью каждого человека; в трудные минуты человек обращается к ней за помощью, она явилась неиссякаемым источником вековой мудрости, образов для создания художественных шедевров.

Слайд 39

Учитель: Подведем итоги: Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке? О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло? Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить: нужно ли изучать Библию? Зачем? У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет больше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов.

Слайд 40

Звучит музыка

Учитель: Посмотрите на картину испанского художника С. Дали, почти нашего современника: она тоже источник размышлений. Это взгляд на мир и человечество глазами того, в ком воплотилась извечная мечта людей о совершенном человеке, несущем миру добро и свет, милосердие и сострадание; мечта, распятая ими же на кресте. И я задаю себе еще и еще раз вопрос: кто ты, человек; одаренный Богом ли, Природой, благодатью и убивающий себе подобного? Кто ты: венец природы или малая его песчинка? Но это уже совсем другая история, которая ждет нас впереди на страницах Нового Завета.

Слайд 41

Учитель: В.Брюсов своим стихотворением выразил свое отношение к Библии.

Какой поэт, какой художник
К тебе не приходил, любя:
Еврей, христианин, безбожник -
Все, все учились у тебя!
И сколько мыслей гениальных
С тобой невидимо слиты:
Сквозь блеск твоих страниц кристальных
Нам светят гениев мечты.

Слайд 42.

Учитель. Домашнее задание: Написать сочинение: "Зачем нужно изучать Библию?"

Используемая литература.

  1. Ашунин А.Н., М. Г. Ашукина Крылатые слова. - М.: Художественная литература,1988.
  2. Библия для детей. - М.: РИО МГПО "Мосгорпечать", 1991.
  3. Ветхий Завет. Калевала. Фольклор древних славян: Тексты/ Сост.: З.Н. Новлянкая, Г. Н. Кудина, - М.: ИНТОР, 2000.
  4. Косидовский З. "Библейские сказания" - М.: Политиздат, 1978.
  5. Кутузов А.Г. "В мире литературы",М.: "Дрофа",1995.
  6. Л. Таксиль, Забавная Библия. - М.: Политиздат",1961.
  7. Д. Д. Фрэзер Фольклор в Ветхом Завете. - М.: Политиздат, 1985.
  8. Уроки внеклассного чтения в 5 классе: Азбука общения с книгой/ Сост.: Л. Я. Гришина, Е. В. Горейкова; И. л. Старцева, А. В. Шаравин. - Изд - во БГПИ, Брянск, 1994.