Организация научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (96 кБ)


Для современной российской системы образования характерны два встречных направления: регионализация и федерализация, которые позволяют решать задачи развития региональных программ образования. Внедрение программы дополнительного образования в максимальной степени даёт возможность реализовать задачи изучения своего края через культурологический и личностно-ориентированный подходы, предполагает ориентацию на интересы ребёнка, на возможности развития личности и творческого мышления, на освоение ребёнком методов научно-исследовательской деятельности.

Введение в образовательный процесс школы программы дополнительного образования - проявление того, что российская образовательная система переходит от общего образования гражданина вообще, к получению дополнительного образования и образованию представителя конкретного социокультурного сообщества и человека со всеми его индивидуальными особенностями и способностями. Дополнительное образование помогает современному человеку адаптироваться к жизни в конкретных условиях.

Программа дополнительного образования полностью соответствует требованиям, предъявляемым законом "Об образовании". С 2004 года программа дополнительного образования в рамках организации НОУ и туристического объединения введена в МОУ Новокаолиновая СОШ в соответствии с требованиями изучения вопросов регионального компонента, как специально организованного процесса формирования и проявления позитивно-ценностного отношения учащихся к своему краю.

Цели и задачи дополнительного образования.

Главной целью программы дополнительного образования является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, свой посёлок (его традиции, памятники природы) и желающего принять участие в изучении водных объектов, жизни и истории народов, заселяющих свой край, в развитии своего края.

Образовательные задачи:

  • Ознакомление с историей своего населённого пункта, с историей возникновения завода.
  • Формирование представлений о различных сторонах жизни своего посёлка, жителей.
  • Изучение проблем развития края, своего населённого пункта.
  • Ознакомление с жизнью людей, проживающих в своём посёлке.
  • Формирование представлений о растительном и животном мире края, об охране памятников природы.

Воспитательные задачи:

  • Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно - ценностного отношения к своему родного краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
  • Укрепление семейных связей.
  • Заинтересованность содержанием направления дополнительного образования не только учащихся, но и их родителей.
  • Возможность для учащихся изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников.
  • Изучение жизни края в семье через беседы, изучение литературы, экскурсии и т.д.
  • Общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, окружающей среды, памятников истории и культуры.

Развивающие задачи.

  • Развитие интереса к изучению родного края, стремления как можно больше узнать о родном крае, стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.
  • Развитие установки на стремление внести личный вклад в совершенствование жизни своего края.
  • Адаптация к реальной действительности, к местной социально-экономических и социокультурной ситуации.
  • Ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся.

Сегодня мы можем наблюдать стремительные изменения во всём обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, конечно речь идёт о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Естественно, что задачи по формированию этих качеств возлагаются на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной молодёжи. В последнее время набирающее силу олимпиадное движение, проведение научно-практических конференций доказали свою эффективность.

Однако нельзя не заметить, что процесс освоения методов исследовательской работы с учащимися протекает неоднозначно. Часто в реальности встречается ситуация, когда выступления докладчиков представляют собой интересный рассказ о прочитанном, и в лучшем случае свидетельствует об эрудиции учащихся, но никак не об умении анализировать, сопоставлять факты и на их основе делать собственные умозаключения, выводы. Во избежание подобных ситуаций, необходимо знакомство, прежде всего педагога, а затем ученика с основами исследовательской работы.

Вот наиболее типичные затруднения, поджидающие учителя и ученика в ходе проведения исследовательских работ:

  • замена исследовательской работы рефератом;
  • замена исследования соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
  • отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности;
  • неспособность ученика грамотно защитить работу.

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации работы, которая связана с решением учащимися исследовательской задачи с неизвестным заранее решением. К элементам исследовательской деятельности относятся:

А) методы исследования

В) наличный экспериментальный материал

С) интерпретация данных и вытекающие из неё выводы.

Основные разделы.

  • 1 раздел "Подготовка к проведению" включает в себя определения ведущих понятий научно - исследовательской деятельности от выбора темы до подведения предварительных итогов работы, т.е. определяет прогностический этап работы.
  • 2 раздел "Проведение научного исследования" посвящён вопросам проведения исследовательской работы и описывает технологию выполнения, реализации исследования. Данный этап включает рефлексию. Цель этапа - анализ проведённой работы.
  • 3 раздел "Оформление исследовательской работы" содержит указание по грамотному фиксированию процесса и результатов проводимого исследования в рамках научного изложения.

Последний раздел "Защита результатов исследования" посвящён проблемам подготовки учащихся к публичному выступлению - самой сложной и важной части исследовательской деятельности. Здесь подробно рассматриваются основные навыки и приёмы, необходимые для аргументированного научного выступления на публике - этапа. Когда можно проверить и уточнить собственные гипотезы, почувствовать вкус интеллектуальной творческой деятельности.

Раздел. Подготовка к проведению научного исследования.

Научное исследование носит систематический и целенаправленный характер. Поэтому важной задачей является чёткое определение сферы научно - исследовательской деятельности - её объекта и предмета, своеобразной системы координат исследования. Работа над любым исследованием начинается с определения названной системы:

объектной области, объекта и предмета исследования:

объект исследования - это определённый процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта связано понятие предмета исследования.

предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которого ведётся поиск. Предмет определяет тему работы.

2) выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности - один из трудных этапов для многих педагогов и школьников. Тема - ракурс, в котором рассматривается проблема. Вo-первых, тема должна быть реализуема в имеющихся условиях; во-вторых, она должна быть обоюдно мотивирована интересом и ученика, и педагога. Она может быть сформулирована неокончательно. Формулировка темы отражает процесс развития научного познания. Поэтому ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы. Это значит, объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе.

3) изучение научной литературы и уточнение темы.

Необходимо выбрать верный метод ознакомления с источниками. Начинать целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка. Зачастую руководитель даёт готовый список литературы ученику - исследователю, что лишает его самостоятельной работы в библиотеке, знакомства с системой каталогов. С приёмами правильного оформления библиографических данных. Работая с литературой по теме, учащийся должен владеть различными типами чтения, предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Цель изучающего чтения - получение необходимой информации; понимание логики доказательств; поиск ответов на поставленные вопросы.

Какие можно использовать приёмы для фиксирования нужной информации. Целесообразно создавать своеобразный банк данных по теме своей работы. Важно делать выписки всего, что может пригодиться в научной работе: интересные мысли, факты, цифры, различные точки зрения. Это можно делать на отдельных карточках или в отдельной тетради. Можно использовать самые различные методы работы, только чтобы он соответствовал индивидуальным способностям, темпу мышления, объёму памяти, широте ассоциативных связей. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию.

4) формулировка гипотезы.

После подбора и изучения литературы ученик - исследователь может приступать к формулировке гипотезы. В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:

  1. быть проверяемой
  2. содержать предположение
  3. быть логически противоречивой
  4. соответствовать фактам.

Сначала определяется рабочий вариант гипотезы. После накопления фактического материала этот вариант уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы. В ходе выработки гипотезы уточняются цели и задачи работы.

Цели и задачи исследования.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел достичь исследователь при завершении работы. Формулировку целей можно представить различными способами. Например: выявить:; установить:; обосновать:; уточнить:; разработать: Задачи формулировать необходимо тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит описание глав. Заголовки глав зарождаются из формулировок задач.

Определение методов исследования.

На первых порах овладения навыками научной работы, школьникам, прежде всего, недостаёт опыта и для организации, так и опыта использования различных методов научного познания и применения, традиционных для научной практики логических законов и правил. Метод - это способ достижения цели исследования. Ясно, что от выбора метода зависит сама возможность реализации исследования - его проведения и получения определённого результата. Существуют теоретические, эмпирические, математические методы. Выбор метода осуществляется при обязательном руководстве педагога.

Pаздел. Проведение научного исследования.

Проведение исследования включает три этапа: технологический, аналитический и рефлексивный. Чтобы чётко уяснить последовательность проведения исследования, необходимо составить рабочую образовательную программу (приложение). Она включает три блока:

Основы исследовательской деятельности, определение объекта и предмета исследования до выбора методов исследования.

Описание экспериментальной части. Содержание блока зависит от объектной области и темы работы. После технологического этапа работы, необходимо отрефлексировать полученные результаты: проверить насколько они позволяют подтвердить выдвинутую в начале исследования гипотезу, уточнить их соответствие поставленным целям.

Этот блок должен следовать после рефлексии. Он включает оформление результатов исследования. На этом этапе прописывается способ экспертизы и представления результатов исследования - от рецензии до обсуждения на конференции.

Только плановое исследование может позволить шаг за шагом познать новые факты и закономерности.

Отмечено, что исследовательская деятельность достаточно длительный процесс, который включает и этап предварительного обучения учащихся, и практику проведения, и анализ, и оформление результатов, и их публичное представление на конференции. Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимает время от полугода до полутора - двух лет.

Pаздел. Оформление научно-исследовательской работы.

Принято считать, что оформление работы чисто формальный этап. На самом деле это не так и данный этап является ключевым в процессе всей работы.

Основные требования к работам по содержанию:

- обоснование актуальности темы

- главный тезис

- аргументация, доказательства и факты, подтверждающие выдвинутый тезис

- основные выводы.

Научно - исследовательская работа состоит из титульного листа, оглавления, которое включает введение, главы и подглавы, заключение, список литературы и приложения.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные положения. Введение должно включать:

  • формулировку темы, актуальность исследования
  • постановка гипотезы
  • цели и задачи исследования
  • обзор изученной литературы
  • методы исследований (приложение).

Основная часть (текст научно-исследовательской работы) делится на крупные главы, главы на мелкие параграфы, части.

Библиографический список оформляется в алфавитном порядке, либо в порядке упоминания в тексте, в зависимости от положения в конкурсах и конференциях.

Ещё одна особенность основного текста - примечания. Они содержат разъяснения, уточнения, дополнения, размещаемые внутри текста различными способами:

- в круглых скобках

- подстрочно (оформляются как сноски)

- после параграфов и глав.

Научно - исследовтельская работа в обязательном порядке должна иметь приложения (сколько страниц в основном тексте, столько и приложений). Они могут включать рисунки, схемы, таблицы, фотографии, рецепты, графики и т.д. Все приложения размещаются на отдельной странице. К каждому приложению необходимо дать заголовок.

Защита исследовательского проекта.

После проведения исследования, грамотного оформления, наступает самый ответственный момент - защита. К сожалению, важность этого этапа иногда недооценивается, и тогда даже качественно проведённые исследования выглядят при публичном представлении неубедительно. Автор заваливает аудиторию и жюри объёмом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. И, наоборот, искусно подготовленный доклад по защите написанной работы может затенить некоторые его недостатки и таким образом повысить шансы выступающего на хорошую оценку.

На защиту отводится не более 7-10 минут. Ни в коем случае не производится пересказ исследовательской работы, не перечисляется список литературы. Защищая работу, исследователь должен разделить выступление на три части. В первой части сказать о целях и задачах, постановке гипотезы, какие методы исследования использовались. Во второй части. Самой большой по объёму, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги исследовательской работы, на личный вклад в неё автора. После краткого изложения глав, нужно отдельно подчеркнуть в чём состоит новизна предлагаемой вами работы, это могут быть использованные впервые по отношению к данному материалу методики, достигнутые вами результаты исследования. В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования. Нужно постараться в конце выступления создать кульминацию выступления, использовать цитату известного учёного по теме работы, показать варианты возможных дальнейших исследований.

После выступления нужно быть готовым к ответам на вопросы. Но если вопросы выходят за рамки исследования, то не стоит на ходу придумывать ответ, не подкреплённый фактами. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом исследования или планируется на следующем этапе.

Основные критерии оценивания выступления:

- логичность

- точность

- ясность

- доступность

- убедительность

- интересность

- выразительность

- уверенность

- контакт со слушателями

- выражение лиц

- уместность жестов и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что на сегодняшний день многие вопросы методологии организации научно-исследовательской деятельности считаются достаточно разработанными и ясными. Другими словами, представляют собой широкий фронт для творческого поиска. В данном докладе представлены некоторые правила и рекомендации, которые признаны оптимальными для проведения исследовательской работы.

Нормативно-правовое обеспечение.

Для успешной реализации концепции необходимо создание программного обеспечения дополнительного образования, инструментария для аттестации учащихся, выхода их на научно-практическую конференцию. Одним из важных этапов является создание программ по тем или иным направлениям работы по реализации образовательной программы дополнительного образования учащихся. Каждая из составленных образовательных программ должна стать ориентиром, который должен раскрыть у детей возможность видеть цель, и соответственно, искать пути достижения поставленных целей. Реализация дополнительной программы должна ориентироваться на достижение научно-исследовательских результатов, базироваться не на описании материалов, а на их анализе, сопоставлении данных, исследовании объектов и обосновании выводов.

Результаты исследований должны быть востребованными обществом, соответствовать интересам учащихся, демонстрировать подготовленность выпускников к применению теоретических знаний в реально жизненных ситуациях для решения различных задач.

Учебно-методическое обеспечение.

В настоящее время выпущено немало для обеспечения изучения регионального компонента в рамках дополнительного образования. Общими положительными чертами вышедших учебных пособий и материалов являются:

- научное описание природно-экологических условий и ресурсно-хозяйственного потенциала края;

- обращённость к личности школьника, стремление заинтересовать его изучением своего края;

- описание истории народов, заселяющих наш край, их традиции;

- изучение и характеристика растительного и животного мира.

В ходе научно-исследовательской работы необходимо учитывать, что литература, находящаяся в школьной библиотеке не является единственным источником знаний; реализовывать компетентностный подход в изложении материала; содержать развёрнутый материал для оценки достижений учащихся.

Приложение 1.

Приложение 2.