Правило проверки безударных гласных в корне. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • Развитие умения проверять написание безударных гласных в корне; выделять безударную гласную в общей части родственных слов.
  • Развивать речь, логическое мышление учащихся, внимание.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам.

Наглядность:   карточки со словарными словами, толковый словарь, рисунок с изображением богини Лады.

ХОД УРОКА

1. Орфографическая разминка

– Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение, назовите безударные гласные.

пр_рода
вес_ло
д_ревня
п_ляна
праз_ник

2. Минутка чистописания

– Узнаем букву, которую будем писать.
– Она находится в слове, которое не является существительным и обозначает согласный твёрдый непарный звонкий звук.
(весело – буква Лл)

3. Мобилизующий этап. Постановка цели урока

– Прочитайте написанные слова в цепочке, из каждой строчки выделите по одному слову и запишите их в четвертую (слово должно быть лишним по двум признакам: грамматическому и орфографическому).

сторо(ш/ж),           в(о/а)дяной,    рука(ф/в)
пуш(ы/и)стый,     ж(и/ы)вой        сл(и/е)ды
л(и/е)сной            пр(и/е)рода      д(и/е)ревня

–Запишите, обозначьте орфограммы:

Водяной, следы, лесной. 

– Учитывая орфографический признак написанных слов, сформулируйте тему урока. (Безударные гласные в корне слова)

– Что будем учиться делать? (Будем учиться правильно писать слова с безударными гласными в корне, познакомимся с правилом о проверке безударных гласных в корне. )

4. Работа над формулировкой правила

Запись на доске: 

Цветут сады.
Даша поливала цветы.
Розовый – мой любимый цвет. 

– Найди и выпиши родственные слова. Выдели корень и поставь ударение.
Цветы, цветут, цвет.

– Сравните произношение и написание слов. Что заметили? (В слове цвет гласная е – ударная, и пишется так, как произносится, в других словах эта гласная безударная, произносится неясно, а пишется так, как ударная в слове цвет)

– Какой вывод можно сделать? (Безударная гласная в корне пишется так же, как под ударением в родственном слове). Сравните свой вывод с правилом в учебнике на странице 178.

5. Упражнение в проверке безударных гласных в корне

а) – Вставьте пропущенную букву (устно, с объяснением).

холм – х_лмы
год – г_да
грач – гр_чи
тропы – тр_па
ноги – н_га

– Каким способом можно проверить безударную гласную в корне? (Изменить форму слова – поставить во множественное или единственное число или подобрать однокоренные слова.)

б) Упражнение 418

 6. Физминутка

 7. Упражнение на последующее исключение слов

Лад, лошадь, совы, снилось, собака. (исключаем каждый раз одно слово )

– Лишнее слово снилось – это глагол, остальные – существительные; совы – это существительное во мн.ч., остальные – в ед.ч. и т.д.

– Назовите слово из одного слога с орфограммой парные согласные на конце. (Лад)
– Что оно обозначает? Заглянем в толковый словарь.
– Подберите однокоренные слова.

Лад, ладить, ладный.

30 марта – Ладодения – день богини Лады. (Показ рисунка) В этот день Древняя Русь отмечала день Лады. Все надевали платья с изящным шитьем. Шли всей деревней на поляну, устраивали праздник, водили хороводы и несли дары богине Ладе.

– А какие дары, узнаем, прочитав предложение

 Люди несли б_гине Ладе в дар цв_ты, хл_ба, мё_.

– А в ответ просили согласие в семье, мирной жизни.

8. Работа с предложением

Люди несли б_гине Ладе в дар цв_ты, хл_ба, мё_.

– Спишите, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
– Подчеркните главные члены.
– К слову люди подберите синоним.

9. Итог урока

– Обратимся к теме нашего урока.
– Как можно проверить безударную гласную в корне?