Урок чтения в 4-м классе "И.Соколов-Микитов Зима в лесу"

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Цель: познакомить учащихся с произведением И. Соколова-Микитова “Зима в лесу”.

Задачи:

  • познакомить учащихся с жизнью диких животных зимой в лесу;
  • развивать логическое мышление через работу с загадками;
  • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи и делать простейшие выводы и обобщения;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Учебно-наглядное пособие: выставка книг И. Соколова-Микитова; таблички со словами “метель”, “сугроб”, “вьюга”, “мороз”; картина “Жизнь животных зимой в лесу”; иллюстрации с изображением зимних пейзажей; картинки с изображением зайца, волка, лисы, лося, горностая; слоговая таблица; части тела лисы; шифр-ключ для отгадывания автора; изображение следов зверей.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Прочитать слова по стрелкам (слова записаны на доске).

- Найти карточку с прочитанным словом на столе у учителя и прикрепить на доску.

Загадка:

Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На твоей ладошке. (Cнежинка)

- Про что говорят: “висят”, “хрустит, скрипит”?

- Какое время года “подарило” нам эти слова? (Зима)

- Составьте предложение из слов “холодная”, “наступила”, “зима”, “снежная”. (Наступила холодная снежная зима)

- По таблице найти, показать и прочитать составленное предложение (упражнение на увеличение поля зрения).

сту хо ра ла
я иг на ма
зи пи лод снеж

- Какой слог не вошел в предложение? (Иг)

II. Речевая зарядка.

1. “Есть страна Австралия”. (Приложение 1)

- По какой стране мы с вами путешествуем? (По стране Читалия)

- Чему мы учимся в этой стране? (Ответы детей)

2. Задание “Инструкция”. (Текст на доске).

В полдень дождь перестал,
И что белый пушок
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.

- Прочитать текст “глазами” (про себя).

- Кто узнал эти строки?

- Прочитать “хором” и поставить ударение на выделенные слова.

- Прочитать в темпе скороговорки.

- Прочитать “цепочкой” по одному слову.

III. Проверка домашнего задания.

- Какую большую тему изучаем на уроках чтения и развития речи? (“Идёт волшебница зима”)

- Какое стихотворение учили? (“Встреча зимы”)

- Кто автор? (И. Никитин)

- Тихое чтение стихотворения по учебнику.

- О чём пишет поэт? (Ответы детей)

- Прочитать, как на смену осени пришла зима.

- Как изменилась природа с наступлением зимы?

- Прочитать стихотворение наизусть.

IV. Подготовка к первичному восприятию текста.

Прозвенел давно звонок.
Продолжаем мы урок.
Можно за партой тихонько сидеть,
А можно отправиться в лес –
Чудеса посмотреть.

- Закройте глаза и представьте себе такую картину.

- Серебрятся на солнце сугробы. Всеми цветами радуги сверкает снег. Хорош лес в зимнем убранстве. Спит он под белыми снежными шапками. Но жизнь в лесу не остановилась. На белом снегу видны узоры звериных и птичьих следов. Откройте глаза.

- Куда мы с вами сейчас перенеслись? (На доске картина “Жизнь животных зимой в лесу”)

- Не эту ли картину вы все увидели закрытыми глазами?

- Что зимой в лесу нас окружает? (Сугробы, ветер, деревья, следы)

- Отгадайте, чьи следы можно увидеть в лесу на снегу.

- Работать будем с загадками. Вам необходимо найти на доске картинку-отгадку.

1. Он за модой не следит,
На “показах” не сидит,
Но, как сменится сезон,
Поменяет шубку он –
Серую, немаркую
На белую и яркую
Модницам на зависть.
Кто он? Это… Заяц

2. На овчарку он похож,
Что ни зуб – то острый нож.
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)

3. Этого животного узнайте по деталям – частям тела. (Лиса) (Приложение 2)

4. Следующее животное отгадайте по описанию: “Стоит великан леса у дерева, тянется за молодыми побегами. А на голове огромные рога, словно куст ветвистый”. (Лось)

5. А этого красивого зверька с ценной белой шкуркой и черным концом хвостика зовут горностай. (Показ картинки)

- И ещё следы многих зверей можно увидеть в лесу зимой.

V. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем читать рассказ “Зима в лесу”. А автора вы назовёте сами, если подберёте ключ к шифру. (Приложение 3)

- Иван Сергеевич Соколов-Микитов очень любил природу, изучал её, наблюдал и написал для вас много рассказов. (Выставка книг)

VI. Изучение нового материала.

1. Чтение текста учителем.

- Послушайте, как И. Соколов-Микитов описывает зимний лес и его обитателей в своём произведении “Зима в лесу”. (Прослушивание текста)

- О каком времени года рассказал автор?

- Где мы сейчас с вами побывали? (В зимнем лесу)

- Следы каких зверей встречаются в зимнем лесу? (Дети отвечают, опираясь на картинки с доски)

- А почему не видны следы медведя?

2. Словарная работа (Приложение 4)

        |

Просека – полоса в лесу, очищенная от деревьев.

Физкультминутка. (Приложение 5)

3. Чтение текста учащимися и работа по содержанию.

а) 1-я часть: до слов “… и притих лес”.

- О чем говорится в этой части?

- Прочитайте, как выглядит зимний лес.

- С чем сравнивается снег в тексте? (С чистой белой скатертью)

- Чем “накрылся и притих лес”? (Тяжелыми белыми шапками)

- Какое слово нам говорит о том, что снега выпало много?

б) 2-я часть: до слов “… прошли разбойники-волки”.

- Чьи следы видны на снегу в лесу? (Звериные)

- Прочти, что сделал зайчишка-беляк?

- Что значит “натропил”?

- Около каких деревьев лакомился заяц?

- Чем занят горностай?

- Опишите по картинке, как выглядит этот зверёк?

- Чьи ещё следы видны?

- След какого зверя назван “цепочкой”?

- Как вы представляете себе такой след?

- Каких зверей автор называет “разбойниками”? Почему?

в) 3-я часть: со слов “А через широкую …” и до конца.

- О каких животных узнали из этой части? (О лосях)

- Прочтите, где ходят лосиные стада?

- Как вы думаете, почему эти животные ходят стадами?

- В наших лесах лосей тоже много.

- Кто иногда решается нападать на лосей? (Волки)

- Почему они это делают? (Голодные)

- Как лоси обороняются от нападений?

- Прочти, где можно встретить лосей?

4. Жужжащее чтение.

- О ком узнали из рассказа?

- Объяснить выражение “на скатерти снегов”.

- У каких зверей на ногах копыта?

5. Игра “У кого какие следы”.

- Книгу леса открываем,

По следам её читаем.

- Что изображено на доске? (картинки животных и их следы)

- Вам необходимо проследить, какой след кому принадлежит. (Приложение 6)

- У кого из этих животных след похож на след собаки? (У волка и лисы)

6. Выборочное чтение.

- Найдите и прочитайте описание зимнего леса.

- Почему лоси такие смелые животные?

7. “Ловушка”. (Учитель читает текст и заменяет некоторые слова синонимами, учащиеся ищут эту замену).

8. “Голова и хвост”. (Учитель начинает читать предложение, учащиеся его находят и дочитывают до конца)

VII. Домашнее задание.

Стр. 128-129 – пересказ текста.

VIII. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто автор?

- Кто в зимнем лесу питается корой деревьев?

- Назовите хищников, описанных в тексте.

- Продолжите фразу: “Сегодня я узнал, что …”