Творческий подход к коррекции речи дошкольников с ОНР с условиях интеграции

Разделы: Логопедия


Как повысить интерес детей к занятиям? Этот вопрос задает себе каждый педагог. На данный момент недостаточно освещен вопрос о закономерностях возрастных и индивидуальных особенностей развития мотивации детей. Важным является, чтобы педагог добился требуемых знаний и поведения от ребенка на занятиях, используя его внутренние побуждения и искусственно созданный стимул.

В наших группах обучаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР). При ОНР нарушения касаются всех компонентов речи: фонетические нарушения, фонематические, нарушения лексики и грамматического строя речи. Также надо отметить, что у детей с ОНР страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. В группе есть дети и с отклонениями в поведении: гиперактивные, тревожные, агрессивные, медлительные. Часто чрезмерная активность ребенка становится настоящей преградой на пути обучения. Предлагаемая педагогом деятельность не привлекает таких детей. Тогда встает задача направлять и стимулировать деятельность ребенка, используя творческий подход.

Работая в условиях интеграции, мы стараемся тесно сотрудничать со всеми педагогами, участвующими в коррекционной работе с детьми речевых групп.

Интегрированное обучение позволяет увидеть и понять любое явление целостно: в детском саду существует предметная система обучения и часто получается, что знания остаются разрозненными, искусственно расчлененными по предметному принципу, а в результате дети не всегда целостно воспринимают всю картину окружающего мира.

Интегрированные занятия представляют собой объединение нескольких видов деятельности.

Занятия интегрированного характера вызывают интерес, способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, снимают перенапряжение, и утомляемость за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

На таких занятиях происходит взаимопроникновение материала из разных разделов воспитания и обучения через разные виды деятельности. Так на одном занятии могут быть использованы задачи речевого, математического развития и изодеятельности, на другом – речевого, экологического, социального воспитания и театрализованной деятельности.

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др.

Связующим звеном выступает тема (образ), рассматриваемая на занятии.

Так, занятия, проводимые музыкальными руководителями, это такие занятия, как “Осенняя ярмарка”, “Зимняя сказка”, “Весенняя капель” проводятся с учётом лексических тем, изучаемых в логопедических группах, что способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу. В то же время на таких занятиях осуществляется коррекция голоса, дыхания, развиваются музыкальные способности детей. Танцевальные упражнения улучшают общую моторику детей, способствуют созданию хорошего настроения, снимают напряжение, что так важно в коррекционной работе с детьми логопедических групп.

Занятия с воспитателем по изодеятельности включают задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивными видами деятельности.

На занятии “Чудесный Север” обобщались знания о жителях Кольского полуострова, животном и растительном мире нашего края, а в заключение дети рисовали коллективную работу “На Крайнем Севере”.

На занятии “Полёт в космос” решались задачи познавательного и математического характера, а с воспитателем по изодеятельности дети выполняли коллективную работу “Космическое пространство”.

Занятия по физической культуре также строятся с учётом изучаемой лексической темы. Воспитатель физкультуры проводит с детьми речевые подвижные игры, что способствует улучшению темпа, ритма речи. Различные игры и упражнения способствуют развитию координации движений, ориентировки детей в пространстве, улучшают общую и мелкую моторику, а также помогают детям расти ловкими, смелыми, закалёнными.

Тесное взаимодействие логопедов и воспитателей логопедических групп также способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей.

Каждому ребенку дается возможность ощутить радость роста своих сил: возможностей, достижений. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В игре обостряется наблюдательность, концентрируется внимание, запоминание происходит быстрее и становится более прочным. У детей возникает соревновательный интерес, который выражается в стремлении быстрее и качественнее справиться с задачей. Дети заинтересованы, стремятся улучшить свои результаты, стараются активно проявлять себя на занятии.

Заинтересованное отношение родителей побуждает их к дополнительным занятиям с ребенком дома по закреплению знаний, полученных на занятиях в группе. Родители принимают активное участие в жизни группы, вносят свои предложения и помогают в их реализации.

Система работы выстроена не только на основе лексических тем, но и с учетом интересов и возможностей самих детей, вызывая тем самым интерес к учебно-познавательной деятельности. Создается ощущение “свободного выбора” в решении проблемно-поисковых задач, поощряются и стимулируются творчество и самостоятельность.

Так как мы живём в условиях Крайнего Севера, изучение лексических тем предполагает в основном использование только наглядного печатного материала. Данный факт вызван особенностями природных условий Мурманской области: раннее наступление зимы и короткое лето, большое отличие от флоры и фауны средней полосы. В связи с этим у многих детей возникают затруднения при изучении некоторых лексических тем, что требует неоднократного повторения и активизации изучаемого материала.

Остановимся на примерах изучения некоторых лексических тем, используя творческий подход в условиях интеграции.

Во время изучения тем "Деревья осенью”, “Лесные ягоды”, “Грибы” дети собирают урожай в свои корзиночки. Каждым ребёнком изготавливается корзиночка, в которую он кладет грибы и ягоды, проговаривая целым предложением фразу: “Я положил в свою корзинку один белый гриб”.

При прохождении темы “Фрукты” дети выполняют коллективную работу- вазу с фруктами, при этом проговаривают: “Я положу в вазу красное яблоко, а я положу в вазу жёлтый банан, а я положу в вазу зелёную грушу” и так далее.

Во время прохождения темы “Дикие животные и их детеныши осенью” детям предлагается собрать запасы на зиму для диких животных. Каждый ребенок выбирает дикое животное, которому он будет помогать. Для каждого животного надо собрать подходящие ему запасы, например: для белки — орешки, грибы; для медведя — ягоды, бочонки с медом.

Дети проговаривают: “Я угостил белку орешком”, или “Я угостил медведя малиной”. При этом отрабатывается употребление существительных в косвенных падежах.

При прохождении темы “Аквариумные рыбки” на стенд вывешивается аквариум, сделанный из картона, дети вместе с воспитателем делают рыбок, улиток, водоросли из бумаги (оригами), пластилина, природного материала и каждый ребенок в течение недели наполняет аквариум. Каждый раз, прикрепляя новую рыбку, он составляет предложение: “В моем аквариуме живет золотая рыбка” и т д.

При изучении темы “Новогодний праздник” дети наряжают елки. Дети прикрепляют на елку вырезанные из цветной бумаги елочные игрушки. Перед новогодним праздником подводится итог, кто, как и чем украсил елку. Отрабатывается грамматический строй речи: “Я повесила на новогоднюю елку фонарик, шарик, избушку” и так далее.

При изучении темы “Ранняя весна. Мамин праздник” на стенд прикрепляется ваза, и дети собирают в вазу букет для мам. Работа является коллективной и способствует воспитанию чувства коллективизма, взаимопомощи, любви к близким, желания сделать им приятное. Цветы делаются из цветной бумаги по технике “оригами” на дополнительных занятиях по развитию мелкой моторики. Пример предложения: “Я поставил в вазу красную розу (белую ромашку, желтую лилию)”.

Когда мы изучаем тему “Цветы”, дети приклеивают лепестки цветику-семицветику, загадывая желание. Желание проговаривается вслух с его обоснованием и с использованием сложноподчиненных предложений: “Я хочу новое платье для своей куклы, потому что старое порвалось”.

При изучении темы “Части тела и лица” дети выполняют свои мини портреты, используя при этом различные материалы: пластилин, пуговицы, крупу, природные материалы, проявляя при этом творчество, индивидуальность и закрепляя лексический материал поданной теме.

Таким образом, творческий подход к коррекции речи дошкольников с ОНР позволяет достичь наилучших результатов в работе, и роль педагога сводится к тому, чтобы направлять активность ребенка в желаемое русло.

Дети находятся в логопедической группе два года, за период обучения они получают достаточный объем знаний и умений, а также развиваются творческие и интеллектуальные способности детей, что способствует успешной подготовке наших воспитанников к обучению в школе.