Урок русского языка в 7-м классе "Цветы в нашей жизни"

Разделы: Русский язык


Оборудование: фотографии с цветами, компьютерная презентация (рекомендуется просмотр на ОС Windows XP с установленным пакетом MS Office XP).

Тип урока: развитие речи, комплексного применения знаний.

Метод: групповой.

Технология: ИКТ, технология витагенного обучения с голографическим методом проекции, ТСРЛ “Научи себя учиться”.

Цель.

Образовательная:

1. Систематизировать знания о написании корней слова.

2. Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

3.Самопроверка знаний.

Развивающая:

1. Научить ребят грамотно писать и выражать свои мысли, развивать творческие способности.

2. Формировать умение находить в тексте средства образной выразительности.

3. Развивать связную речь учащихся.

4. Учиться работать с текстами, в группах.

Воспитательная:

1. Формировать у учащихся восприятие красоты родной природы, родного слова.

2. Повышение мотивации учебной деятельности.

3. Воспитывать умение работать в группах.

4. Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Красивые наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят...
С.Красиков

1. Слово учителя

Цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью - цветы необходимы, без их красоты беднее становится наша жизнь.

2. Работа с текстом. Творческое задание

Сколько разных цв... тов на земле! Белых, голубых, ж... лтых, красных и даже ч...рных.

Есть цветы хрупкие, яркие, нежные. Есть розы с уд...вительным зап... хом, есть пышные хризантемы, есть душистые ландыши – ж..тели леса.

И есть красивые гвоздики. У них узкие листья и тонкие, хрупкие листья. И на тонкой, как соломинка, ножке полыхают яркие ог... ньки.

(Определить тип текста. К слову “цветы” подобрать однокоренные слова. А какие цветы любишь ты? Чем они тебя привлекают? Напиши продолжение к данному тексту (2-3 предложения)).

Цветок (др.рус.): цветок, цвет, цветочек, цветик, цветник, цветочница, цветение, цветовод, цветастый, цветочный.

3. Орфографическая разминка

Вставить буквы и недостающие знаки препинания. Объяснить их правописание.

Как(то) летом я возвр... щался с озера в деревню. Дорога шла лесом, всё вокруг зар…сло п..хучими травами. Заслушавшись пением птиц я заметил на поляне синие цветы. Зар... сли их были похожи на маленькие озёра с густой синей водой. Я насоб... рал этих цветов. Они были похожи на колокольчики, но у колокольчиков чашечка всегда склоняется к земле, а у этих чашечки стояли выт..нувшись вверх.

4. Орфографическая дуэль. Словарная работа

(Записать слова, соотнести их с картинками цветов)

Георгины, гладиолус, нарцисс, тысячелистник, незабудка, васильки, хризантема, орхидея, Иван-чай.

5. Какие это цветы? Ответы записать

Эй, звоночки, синий цвет -
С язычком, а звону нет. (Колокольчик)

Белая корзинка,
Золотое донце,
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)

Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)

На воде увидел ты
Нежно-белые цветы,
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки. (Лилия)

6. Изложение-миниатюра (устное)

Цветок этот, пожалуй, из скромных скромный, не выбирает себе лучшего места, не бросается в глаза, как, к примеру, ромашка, медуница, Иван - чай. Где сырая ложбинка, где овражек с ручейком, там и незабудки...

Незабудки... Какое ласковое! Заслужил. Цветок этот о пяти лепесточках, синь - синью, неба понежнее, а в самой серединке жёлтое сердечко. Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышко лета. Поглядишь - и не забудешь...

(В.Бочарников)

7. Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ

Притча о цветке

Расцвел удивительной красоты цветок, и все, кто видел его, восхищались необыкновенной красотой этого чудного творения. Долго ждал цветок, когда отдадут дань тем, кто помог ему, и однажды заговорил: “Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного. Вы не отдали дань земле, которая дала мне возможность родиться, вырасти и расцвести. Вы не признали силу воды, которая разбудила жизнь в семени и напитала меня мощью своей. Не отнеслись с благодарностью к солнцу, тепло и свет которого были чудотворны. И преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее”.

Но никто не услышал этого, и по бестолковости своей люди продолжали петь хвалебные оды цветку.

За именем великим нужно уметь разглядеть тех, кто был животворящей почвой, питательной влагой и чудодейственным светом, без которых не было бы ни имени, ни славы.

(О.М. Безымянекая, С.А. Лукьянов)

1. Какова основная мысль текста?

а) Человек должен уметь восхищаться необыкновенной красотой окружающего мира.
б) Люди невнимательны и не замечают вокруг себя красоты.
в) Нужно уметь замечать того, кто сделал добро другому
г) Человек должен уметь быть благодарным за доставленное счастье.

2. Каковы тип и стиль речи текста?

а) Художественный, описание.
б) Публицистический, рассуждение.
в) Публицистический, повествование с элементами рассуждения.
г) Художественный, повествование.

3. Что собой представляет последнее предложение текста?

а) Тезис.
б) Вывод.
в) Мораль.

4. В каком предложении заключена основная мысль текста?

а) “Моя красота ослепила вас, и вы не увидели главного”.
б) “Преклоняться нужно не перед моей красотой, а перед живительной силой тех, кто породил ее”.
в) “За именем великим нужно уметь разглядеть тех, без которых не было бы ни имени, ни славы”.

5. Какие средства выразительности использованы в тексте?

а) Эпитеты и гиперболы.
б) Метафора и эпитеты.
в) Эпитеты, олицетворение, перифраза.
г) Инверсия, эпитеты.

8. Проверка тестовых заданий.

9. Итоги урока. Рефлексия.

Чему вы себя научили на уроке?

Как бы вы оценили наш урок, на какую оценку?

- Что не удалось?

+

- Интересно.

10. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

1.“Мои любимые цветы”.

2.“Цветы в моей жизни”.