"Проблемы современной семьи"

Разделы: Школьная психологическая служба


Как хорошо звучит слово «семья»!

Если закрыть глаза, то увидишь уютный дом, мама, папа, бабушка с пирогами, дедушка, с умилением смотрящий на резвящихся внуков, и, конечно же, дети. Идиллия. Спокойствие. Миролюбие.

А на самом деле, это может быть только в рекламном ролике.

Что же действительно происходит в современной семье?

Возьмем, например, семьи наших воспитанников. Заглянем в социальный паспорт любой школы.

Многодетные семьи – их мало, процентов 12, а неполные семьи – 54%. Более половины детей школы воспитываются одним из родителей. Причины?

Да их огромное множество:

  • нестабильный заработок одного из супругов (чаще отца);
  • отсутствие отдельной жилплощади;
  • неумение жить в согласии друг с другом;
  • часто и отрицательный семейный опыт самих родителей;
  • поиск легкой и богатой жизни;
  • неумение воспитывать детей;
  • зарабатывание материальных благ ставится на первое место, вместо духовных ценностей;
  • отсутствие культа семьи.

Самое главное, наверное, это неумение и нежелание родителей научиться понимать своих детей. Чаще всего родители воспитывают своих чад так же, как их воспитывали их родители. Хорошо, если это был правильный стиль воспитания, а если – нет? Прийти к специалисту стесняются, боятся, что их не поймут. И обращаются уже тогда, когда наделали массу ошибок, обидели ребенка и его же обвинили в своих грехах.

Пример. На консультацию к психологу обратилась мама. Проблема – ребенок не разговаривает с матерью много дней. Причина – незаслуженная пощечина. Мама не понимает, что единственно правильным решением в данной ситуации будет первый шаг мамы, если она попросит прощения у девочки, прижмет ее к себе и признает свою вину. Все будет хорошо. Мама же не слышит специалиста. Единственное желание, чтобы девочка все забыла и начала снова общаться с матерью. Единственный аргумент матери: «Я ее кормлю, одеваю, а она – неблагодарная». Мать считает, что для воспитания дочери этого достаточно. Спрашиваю: «А давно с дочерью по душам говорили? Может, у нее проблемы какие? Может, с друзьями поссорилась?». В ответ недоумение. И обвинение дочери во лжи, лени, нежелании учиться. И все…

  1. Чем живет ребенок?
  2. Чем дышит?
  3. Что переживает в данный момент?

Мама ответить не может. Спрашиваю: «Какие у вас отношения с вашей матерью?». «Да никаких. Она и в детстве ко мне была безразлична, да и теперь не больно я ей нужна». Вот она – причина. Мама не умеет воспитывать дочь, ее никто этому не научил. И этой маме можно сказать, что она просто умница, что пришла на консультацию и попросила помощи. Вместе, не за день и не за два, мы найдем решение и научимся любить и уважать дочь. Найдем пути правильного воспитания.

Вы спросите: «А разве родители не любят своих детей?». Что вы! Если спросить каждого, то не только любят, но и обожают, и в любую минуту бросятся защищать от неприятностей. Но вот душевные узы общения во многих семьях нарушены, и именно они мешают духовному развитию поколения.

Посмотрите на ребят, они оценивают любовь родителей по цене сотового телефона и одежды, по размеру карманных денег. Если этого много и дорого – значит, родители любят своего ребенка. Если нет – то и показатель любви резко падает.

А настолько ли это важно?

Вспомнила недавно прочитанный материал. В 70-е годы появилось в суде много заявлений с просьбой обязать взрослых детей выплачивать пенсию на содержание престарелых родителей. Социологи заинтересовались причиной и, конечно же, нашли ее. Родители этих детей были детьми войны. Они знали, что такое голод и сиротство. И они решили, что их дети не познают этого никогда. Поэтому все самое лучшее и дорогое покупалось только для них, отказывая себе во многом, – все предоставлялось любимым детям и ничего не требовалось взамен. В итоге мы получили поколение, способное получать, но не отдавать. Они получили материальное, но не духовное воспитание. Дети говорили в суде, что они покупают родителям вещи, фрукты, сладости. А родители сетовали на то, что они не посещают их, не приходят в больницу, не интересуются их проблемами. Если мы не хотим получить такой же удар в старости, нужно как можно быстрее отказаться от материальной любви.

Мне очень нравится отношение различных религиозных концессий в формировании истинного культа семьи. Ведь именно духовное единение играет немаловажную роль в семейном воспитании ребенка. Возьмите любую религию: православие, мусульманство, католицизм, буддизм, протестантство – везде хорошо просматривается уважение к родителям и заклыдываются основы воспитания детей.

Даже если вас не устраивает религиозное воспитание ребенка, сводите его в воскресенье в театр, в кафе, выключите телевизор и просто рассмотрите семейные фотографии, расскажите о своем детстве. Я вас уверяю, вы увидите в глазах ребенка ту любовь, которую никогда не видели.

Конечно, я не зря сказала «выключить телевизор». Это еще один враг в воспитании ребенка. Он включен постоянно. Мама и папа, придя с работы, немедленно хватаются за пульт телевизора и с упоением смотрят один сериал за другим, упиваясь чужими проблемами. И не дай тебе Бог отключат свет, и они не увидят, что же там дальше.

Ну, во-первых, дети (98%) любят, когда в доме выключают свет, потому что родители начинают видеть своих детей, зажигают свечи и начинают разговаривать.

Во-вторых, сериалы – это не истинная жизнь, а фантазия автора об идеальной жизни. Мы же, посмотрев, все примеряем на себя: и муж нас любит не так, и подруга у меня точно такая, и любви мы истинной не знаем. Если оглянуться назад, то очень многие ссоры в семье часто стали происходить на почве просмотренного сериала. Детям в момент просмотра лучше не входить в комнату. Можно часто слышать: «У вас совесть есть? Дайте хоть спокойно сериал посмотреть», «Отстань от меня. Я имею право хоть чуть-чуть отдохнуть». И вот это – одна из форм современного воспитания. Ведь через 20-25 лет вы получите точно такой же ответ от своего ребенка, когда вам понадобится его любовь и понимание.

Скажете: «Критиковать – легко. А помочь…». Помочь можно. Во-первых, я думаю, что при любой школе необходимо открыть мамину школу или школу семейного воспитания. Нет – это не выступления на классных и общешкольных родительских собраниях, не чтение лекций с заумными словами, а именно школа. Уроки или занятия должны проходить не в традиционной форме, а в форме деловой игры, обсуждения проблемы, игротерапии, размышления и даже в форме сочинения – рассуждения и аутотренинга. Мы должны в первую очередь помочь тем родителям, которые хотят наладить контакт с ребенком.

Педагоги, работающие в таких школах, в первую очередь должны понять, что именно педагог обладает тем ключиком, который способен открыть дверь в мир понимания, любви и доверия.

Мы не можем решить проблему с жильем, не можем обеспечить работой неработающего или мало зарабатывающего родителя, но мы в силах помочь в разрешении всех остальных проблем, указанных в начале статьи.

Тематика занятий поможет многим родителям наладить контакт со своим ребенком, да и со своими родителями, и разобраться во взаимоотношениях между супругами.

Опыт работы таких школ уже есть в некоторых образовательных учреждениях города и, главное, что он приносит положительные результаты. Есть авторская программа по работе с родителями. Немаловажную роль в данной работе играет психологическая служба школы. Главное – захотеть помочь, и все точно получится.