Интегрированный урок по литературному чтению и творчеству А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя…"

Разделы: Литература


Цели:

  • познакомить с произведением А.С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя …»
  • продолжить работу над формированием навыка правильного выразительного чтения;
  • расширять читательский кругозор;
  • воспитывать любовь к природе;
  • закрепить знания пичужской росписи и вырезного декора;

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, Картины «Зима» И.И. Шишкина, « Волшебница – Зима» Александрова, мастеров пичужской росписи, телевизор, видеоплейер, диск с записями музыки Г.В. Свиридова « Метель». Словарь С.И.Ожегова.

Ход урока

Орг. момент.

1. Вхождение в контакт и мотивация учебной деятельности.

- Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво
Сели тихо,
Спинки прямо, начинаем наш урок.

- Улыбнитесь друг другу и подарите нам свои улыбки. Этот урок я проведу с Натальей Васильевной.

а) Постановка учебной цели.

- Ваша задача – быть активными, внимательными, стать маленькими волшебниками и большими фантазерами.

б) Формирование темы урока.

- О каком времени года будем говорить? Вы ответите , если внимательно посмотрите на на нашу классную подружку – классную доску, ее оформление вам подскажет.

- О каком?

(О зиме, потому что зимние картины.)

- Правильно!

- А кто является автором этих строк?

У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом?

(А.С. Пушкин)

- Молодцы?

(Открываю тему урока и фотографию А.С.Пушкина.)

- Итак, ребята, сегодня будем говорить о зиме и познакомимся с новым стихотворением А. С. Пушкина «Вот север тучи нагоняя...»

Зима удивительное время года. Она околдовывает, завораживает мир своей белизной. По разному можно относиться к ней, но не восхищаться ее нельзя!

Художники выражают свои чувства красками. Посмотрите на репродукции художников Александрова «Волшебница – Зима» и И.И. Шишкина «Зима». Вот такой они увидели зиму.

Композиторы рисуют звуками, музыкой. Сейчас послушаем вальс Г.В. Свиридова, написан к повести А.С.Пушкина «Метель».

Это произведение вы будете изучать в старших классах. «Метель» по словарю С.И. Ожегова - сильный ветер со снегом.

Метель то усиливается, то затихает. Давайте услышим это в музыке.

(Прослушивание фрагмента музыки.)

Такой увидел зиму Г.В. Свирдов.

2. Новая тема.

А вот поэты рисуют словами.

И послушайте, как художник слова А.С. Пушкин, изобрает зиму в своем стихотворении « Вот север тучи нагоняя…»

Будьте внимательны, постарайтесь увидеть то, что увидел поэт.

Чтение стихотворения учителем.

Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл, и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, раскинулась, клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Пауза.

3. Проверка восприятия произведения.

- Как вы думаете, красивое это стихотворение?

(Ответы детей.)

- Какое чувство оно вызывает?

(Чувства радости, восторга.)

- Какие картины зимы вы представили?

(Ответы детей.)

- Молодцы!

4. Работа над произведением.

а) самостоятельное чтение.

- А сейчас откройте с. 86 учебника, прочитайте самостоятельно. Обратите внимание на новые слова, незнакомые. Если вы знаете их значение, объясните другим детям, если нет, то вместе будем разбираться.

Б) словарная работа.

- Какие новые незнакомые слова вам встретились? Давайте их разберем.

Брега – старинное название берега.

Пелена – покров, покрывало.

Недвижная река – неподвижная (Почему? – Замерзшая.)

Клок - лоскут, обрывок.

5. Работа над художественными средствами выразительности.

- На сколько частей можно разделить стихотворение?

(На две.)

- Почему? Докажите!

(В первой части говориться что зима идет, а во второй – пришла.)

- Молодцы! Правильно!

А разве зима может ходить? А вот чтобы зима ходила, ходила, была как живая, А.С. Пушкин использует художественное средство выразительности – олицетворение. Прочитайте определение этого художественного средства.

А теперь, в рабочей тетради на с. 56 запишите определение олицетворения.

Итак, что такое олицетворение?

Олицетворение – изображение неодушевленного предмета как одушевленного.

6. Исследовательская работа в группах.

- А сейчас вам предстоит работа в группах. Найдите олицетворения в этом стихотворении.

- В каких группах готовы, зачитайте.

Ответы детей.

(Север дохнул, завыл, зима идет, пришла, рассыпалась, повисла, легла, сровняла.)

- А какие еще средства художественной выразительности вы знаете?

(Эпитеты - это образное определение предмета.)

- Для чего используют эпитеты?

(Чтобы красочней представить предмет.)

- А есть ли эпитеты в этом стихотворении? Прочитайте.

(Волнистыми, пухлой.)

- Молодцы!

Как поэт называет зиму?

(Волшебница, матушка, зимушка.)

- А каким словом называет ее чудеса? (Проказами.)

- Итак, благодаря художественным средствам выразительности это произведение похоже на сказку.

7. Работа над выразительным чтением.

- Кто является героями 1-й части стихотворения?

(Север, зима.)

- Надо читать, выделяя голосом знаки препинания, и более длительной паузой разделить север и зиму.

Обязательно выделить слово «сама». Во второй части надо выделить каждое действие зимы и соблюдать при чтении знаки препинания.

Зима живая, север живой, а чтобы все слова ожили прочитайте стихотворение выразительно.

Вы работаете в группах. Сначала каждый читает для себя (жужжащее чтение), затем по 2 строки каждый и затем выбираете лучшего чтеца из своей группы и мы заслушаем их.

Чтение детей.

- Молодцы!

Итак, ребята, зиму можно рисовать красками, звуками, словом, а вы с помощью Натальи Васильевны создадите свой образ зимы.

Но для этого сначала приготовим к работе свои пальчики и сами отдохнете.

Физминутка.

Встали. (Пальчиковая гимнастика.)

Этот пальчик самый толстый,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик хоть и мал,
Очень ловок и удал.

Вытянули руки к солнышку, потянулись. Подул ветер, сильный ,и вы снежинки, наклонились влево, вправо, вперед, назад. Ветер ослаб и вы потихонечку опустились на свои места., тихо сели за парты.

Наталья Васильевна.

- На занятиях вы изучали пучужскую роспись, как олин из видов северо-двинской росписи, вырезали узоры из бумаги, т.е. изучали прорезной декор и сейчас вы , используя полученные знания, закончите начатую вами работу по созданию панорамы зимнего леса. Вас 3 группы и у каждого на столах свое задание.

Первая группа распишет фасад зимнего домика пучужским узором. Образцы узоров и последовательность росписи пучужской веточки у вас на столах.

Вторая группа украсит фасады домиков прорезным декором. У вас на столах лежат схемы с элементами прорезного декора и последовательность выполнения.

Третья группа продолжает оформление панорамы зимнего пейзажа – украсит деревья и кустики хлопьями снега ( кусочками ваты), покроют речку льдом (наклеить на силуэт речки прозрачную белую ткань и на берега реки наклеить вату , как снег).

Под руководством Натальи Васильевны ребята выполняют работу в группах. Затем на доске появляется чудесная зимняя картина. (На фотографиях видны моменты работы детей и часть выполненной работы).

Итог.

Ребята, вы познакомились с новым стихотворением А.С.Пушкина, великолепно работали на уроке, создали прекрасную зимнюю панораму, и конечно с удовольствием захотите выучить это стихотворение! На этом наш урок закончен, отдыхайте!

Приложение