Урок по окружающему миру "Лес, лесные опасности и человек". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Посвящается моему отцу
лётчику – наблюдателю,
«Почетному работнику леса»,
человеку любившему русский лес

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, показать важность рационального использования и охраны лесов, воспитывать любовь к природе, к русскому лесу, развивать познавательный интерес.

Оборудование: семена ели, клёна дуба, фотографии лесных пожаров и воздушных защитников леса, схема-таблица «Этажи леса», репродукции русских художников И.Шишкина, А. Рылова, Ю.Клевера, индивидуальные доски с маркерами, проекционная доска, фоновые экраны, круговая диаграмма «Причины возникновения лесных пожаров», материалы из книги О.В.Коняевой « Азбука живой природы», С.Лавровой «Загадки леса»..отрывок из стихотворения О.Куликовой «Авиалесоохрана».

Ход урока

Организационный момент.

На столах у учащихся в пластиковых контейнерах лежат семена растений ели, клёна, дуба.

У. Что лежит у вас на столах?

Д. Семена.

У. Определите, каких растений?

Д. Семена деревьев: ели, клёна и дуба.

На проекционной доске показаны репродукции картин русских художников.

У. Посмотрите внимательно на картины , что на них изображено?

Д. Лес.

У. Сегодня, мы с вами будем говорить о лесе. Каждый лес когда- то начинался с маленького зёрнышка. Оно может быть принесено ветром, как у клёна, например, ведь у него есть специальные крылышки для полёта. Его могут принести муравьи - они способны тащить груз несколько километров. Его может уронить птица или зверёк –вкусная мякоть специально «обрастает»косточку рябины или боярышника, чтобы животное его съело, а потом «потеряло» в другом месте. Но не всякое семя может прорасти на открытом месте , некоторые боятся прямых солнечных лучей.

Берёза, например, легко заполняет прогалины - любит солнышко. Но несколько тоненьких сеянцев - это ещё не лес. Постепенно молодые деревца растут, в их тени поселяются тенелюбивые растения. Лес всё гуще – всё больше тенелюбивых пород, всё меньше любителей солнышка. Наконец несколько деревьев упали от старости или от сильной бури – и в образовавшееся окошко хлынули прямые солнечные лучи. На этом месте опять могут расти солнцелюбивые породы. Так постепенно образуется пёстрая смесь из больших и маленьких, тенелюбивых и солнцелюбивых деревьев разных пород, кустарников, трав. Взрослому лесу не меньше 200 лет.

Работа на фоновых экранах.

Перед вами напечатаны различные породы деревьев, объедините их в сообщества и найдите верное название лесу.

Ребята объединяют карточки:

  • дуб, липа ясень, клён, берёза - лиственный лес;
  • сосна, ель, пихта - хвойный лес;
  • лиственные и хвойные деревья – смешанный лес

Беседа

У. Как называется лес, где растут одни ели?

Д. Ельник.

У. Как называется лес, где растут сосны?

Д. Сосновый бор.

У. Как называется лес, где растут берёзы?

Д. Берёзовая роща.

У. Как называется лес, где растут дубы?

Д. Дубрава.

Работа в командах.

На доске две таблицы, на которых изображены лесенки. Рядом на столе лежат карточки с названиями: деревья, кусты, травы, кустарнички, мхи, лишайники.

Ребята заполняют лесенку карточками.

Нижний ярус – мхи, лишайники.

Второй ярус - кустарнички, травы.

Третий ярус - кустарники.

Верхний ярус - деревья.

Физкультминутка.

Лес смеётся, лес смеётся!
Над поляной пчёлка вьётся.
Лес смеётся - гриб растёт,
Ручеёк журчит, поёт.
Солнце листья золотит,
Ветерок в ветвях шалит.
Сердце радостное бьётся-
Это значит - лес смеётся!

У. Лес играет важную роль в жизни человека. Что даёт лес человеку?

Д. Лес даёт человеку кислород, древесину, лекарственные растения, смолу, грибы орехи, ягоды, дичь, одежду.

У. При Иване Грозном армия отправлялась в военный поход без запасов продовольствия. Ведь дорога шла через лес. Это одежда - без тёплой меховой шубы в русские зимы грустно. Это всё для хозяйства – от дома до ложек. Это дороги – из стволиков на болотистых местах и деревянные тротуары в древнем Новгороде. Это берёзовый дёготь, которым смазывали тележные оси, сапоги и даже больные места. Это письменность – берестяные грамоты, найденные в Новгороде, в этом городе была поголовная грамотность! Потому что писали на дешёвой бересте .Это лекарства – лечились травами, медвежьим и барсучьим салом, кедровыми орешками и смолой. Жевательную резинку изобрели не в США, а изобрели наши предки , они варили смолу пихты и жевали, чтобы десны не кровоточили, чтобы зубы не болели, чтобы запах был приятный.

Работа с досками и маркерами. Блиц-опрос.

У. В этом лесу нет никакого подлеска.

Д. Еловый.

У. Из какого дерева можно смастерить барометр?

Д. Из ели. В сухую погоду ветка загибается вверх, в сырую – вниз.

У. Чем лечат деревья свои раны?

Д. Смолой.

У. Это дерево называют хлебным деревом Сибири.

Д. Кедр.

У. Это дерево соперничало в прочности и надёжности с камнем.

Д. Лиственница.

У. По какому дереву люди научились делать долговременные прогнозы погоды?

Д. По берёзе. Если осенью листья берёзы начинают желтеть с верхушки – весна будет ранняя, если осенью сохраняется зелёная листва вверху, а снизу всё облетело, жди ранней зимы.

У. Какая бывает реклама в лесу?

Чтобы птицы обратили внимание на ягоды, они должны быть яркие, блестящие, а цветок – большой рекламный щит, привлекающий внимание к малюсенькой щепотке пыльце.

Заключительная часть

У. Какие опасности может подстерегать лес?

Д. Пожары.

У. Пожары – самая частая причина гибели лесных массивов. Каждый год тысячи гектаров леса превращаются в пепел, в золу. Гибнут деревья, гибнут птицы, лесные зверушки, горят жилые дома, построенные недалеко от леса, гибнут люди!

У. По каким причинам возникают лесные пожары?

Д. По причине неосторожного обращения человека с огнём, от молний.

На проекционной доске показана круговая диаграмма, на которой видно, что 72% лесных пожаров возникают по вине человека (рис.1).

Рисунок 1

У. Знаете ли вы, что есть люди ,которые спасают леса от пожаров. Это доблестные, мужественные люди – пожарные-парашютисты, лётчики – наблюдатели, десантники – пожарные, которые спасают лес от разбушевавшегося огненного зверя – от сильного пожара, грозящего сожрать всё живое вокруг – не только лес , но и дикую и домашнюю живность, и население близлежащих деревень. Эти люди живут среди нас. Долг, совесть ,честь, верность выбранной профессии – вот что помогает им побеждать в нелёгкой борьбе со страшной стихией, но и позволяет оставаться людьми, ЧЕЛОВЕКАМИ, в самом высоком смысле слова.

Есть люди, что видят, как птицы
Земли красоту с небес
Цель «Авиалесоохраны» -
Сберечь от пожара лес!
Летнаб даст точный расчёт,
Парашютисты готовы
Инструктор ПДПС-
За ним последнее слово!
Не каждый прыгнет в огонь
Бороться с лесным пожаром
Здесь сила и храбрость нужны,
И чувство родства с Земным шаром.

Просмотр небольшого документального фильма о лётчиках-наблюдателях, о пожарных-парашютистах.

Практическая работа

На столах контейнеры с семенами и стаканчики с землёй.

У. Пусть каждый из Вас посадит семечко , поливает его и вы увидите, как на ваших глазах произойдёт чудо .Когда появятся ростки , мы с вами посадим их в школьном саду.

Пусть останется память о вас, ведь вы наши выпускники!

Итог.

Любите лес, оберегайте его и он поделится с вами своими богатствами и жизнь на земле будет продолжаться!