Конспект урока "Санькя" по роману З.Прилепина. 11-й класс

Разделы: Литература

Класс: 11


Восемь Российских литературных премий, которых удостоен Захар Прилепин на сегодняшний день, подтверждают значимость его творчества. Критики считают, что с приходом в литературу Прилепина, у читающей и думающей части общества появилась возможность лучше понять молодежь. «Жизнь ее описана так, что становится понятно, откуда у нее стремление крушить «макдональдсы» и разбивать   витрины дорогих магазинов.
Роман написан в реалистической манере, очень увлекательно читается, и, что очень важно, это роман с новым героем.
Почти не отрываясь прочитала роман «Санькя». Книга оставила какое-то двойственное чувство. По ходу чтения сначала думала: эту книгу нельзя давать читать подросткам! Романтика хулиганства и преступных действий сама по себе опасна, а тут она еще и в связке с идеологией. Но это не выход. Пусть юноши и девушки читают. И пусть обязательно прочитают сами родители, чтобы узнать о своих детях больше, порой горькую правду.
Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений актуальна для современной России. Значение романа Прилепина как раз в том, что он хорошо показал мир молодого парня, парня примкнувшего к революционерам, которых сейчас в России много.
Считаю, что нужно на уроке взять три темы для беседы по роману:

1. Разрушительный патриотизм «Союза созидающих»

(С тяжелым чувством читала первую главу книги, где автор описывает митинг оппозиции и шествие по городу членов «Союза созидающих», которые бьют витрины и фонари, переворачивают и поджигают автомобили, уворачиваются и убегают от омоновцев. Но конец книги не был для меня неожиданным. Каждый шаг главного героя и его однопартийцев-экстремистов, одновременно собутыльников, приближала их к смерти. Они думали – героической, но на самом деле каждый шаг приближал их к небытию. Последние страницы читала с чувством жалости к этим молодым людям. Они хоть и совершеннолетние, все равно еще дети, и с сочувствием к матерям этих детей)

2. Вымирание деревни

(Сердце заболело при чтении картин о деревне. Автор рисует ее с большой любовью и болью, ее убогость, забытость, бездорожье, беспросветное пьянство, бескорыстную доброту деревенских жителей. Самое сильное впечатление осталось от сцены «похороны отца Саши».)

3. Тема любви Саши и Яны

(Поразилась мастерством автора. Сцена любви написана откровенно, но без пошлости.)

В целом роман очень серьезный. Прочитать его надо всем, хотя бы для того, чтобы лучше понимать нашу молодежь. Откуда вырастает ее стремление крушить «макдональдсы», разбивать витрины дорогих магазинов и ресторанов. (Автор дает понять, что из ощущения безнадежности. Роман пронизан смертной тоской молодых людей по «честным» поступкам в атмосфере всеобщей лжи, по гибели всерьез.)
Закончила читать роман и думаю: «Господи, неужели 100 лет нас ничему не научили? Неужели мы снова повторяем исторический виток, только еще в худшем качестве? Неужели эти Саньки так и будут разбивать себе лбы в кровь под руководством «великолепных вождей»?

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • доказать мысль, что если каждый человек будет ставить себе большие цели, то все будут добиваться значимых результатов, и никто не будет вступать ни в какие экстремистские партии, потому что им это будет не нужно;
    • донести мысль автора: как легко переступить черту, после которой возврата нет;
  • Развивающие:
    • развивать навыки анализа художественного произведения;
    • формировать умение объяснять и доказывать;
    • развивать познавательный интерес и расширять кругозор учащихся;
    • обнаруживать причинно-следственные связи в построении произведения;
  • Воспитательные:
    • вызвать уважение к открытой гражданской позиции писателя;
    • воспитывать неприятие никаких экстремистский идей;
    • воспитывать чувство любви к Родине, помогающей ощутить чувство духовной близости со своими предками.

Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста.

Оборудование: фрагмент телепередачи «Школа злословия» с участием Захара Прилепина; книги З.Прилепина: роман «Патологии»; роман «Грех»; сборник рассказов; поэма «Русские люди за длинным столом».

Общественно-политическая лексика к уроку:

апологет – тот, кто выступает с апологией кого-либо, чего-либо
апология – устная или письменная защита, восхваление кого-либо или чего-либо
экстремизм – приверженность крайним взглядам и мерам (обычно в политике)
экстремист – сторонник экстремизма
террор – политика устрашения, подавления политических противников насильственными мерами (преследованиями,  убийствами)
демократ – сторонник демократии как формы политической организации общества, основанного на признании народа в качестве источника власти, на его праве участвовать в решении государственных дел и наделении граждан достаточно широких кругом прав и свобод
либерал – свободно-мыслящий человек, вольнодумец
авторитарный – основанный на беспрекословном подчинении власти, авторитету
догматизм – метод мышления, исходящий из  того, что любые новые знания могут быть порождением, следствием неизменных, закостенелых, вечных, абсолютных истин
консерватор – приверженец враждебных прогрессу идей, отстаивающий старое, отжившее
этика – норма поведения, мораль человека, класса, общественной или профессиональной группы
нравственность – совокупность норм поведения человека, его моральные качества
маргинальный человек – 1) человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей; 2) человек находящийся вне своей социальной группы, изгой
андеграунд – социальные и политические и группы, ряд художественных направлений в современном искусстве, противопоставляющих себя массовой культуре (для андерграунда характерны разрыв с господствующей идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений, отказ от общепринятых ценностей, норм)

Обороты речи, которым следует учить школьников:

– взволнованный голос автора;
– автор с симпатией относится … ;
– каждая деталь убеждает в том, что…;
– воздух эпохи;
– читатель согласен с Захаром Прилепиным в том, что…;
– можно легко ошибиться, решив что …;
– такой, например, эпизод показывает…;
– с одной стороны он …, но вместе с тем он …;

Вопросы для беседы по первичному восприятию романа:

– Читая роман «Санькя», вы попадаете в мир жизни молодежи современной провинции. Что нового открыл он вам?
– С произведениями каких писателей, уже изученных вами, можно сравнить этот роман?
– Какие чувства пробудил роман?
– О чем заставил задуматься?
– Какие особенности романа затрудняли чтение?
– На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ автора?
– Каково ваше отношение к героям романа?
– Кто из героев вам больше симпатичен и почему?

Биография Захара Прилепина (сообщение ученика)

Нижегородский писатель Захар Прилепин (Захар Прилепин – это псевдоним. Настоящее имя –  Евгений Лавлинский). У него интересная биография. Родился в 1975 году в деревне Ульинка Рязанской области, в семье учителя и медсестры. Работать начал в 16 лет. Окончил филологический факультет Нижегородского государственного университета. С 1999 года занимается журналистикой, райтерской и политтехнологической работой. В настоящее время он живет в Нижнем Новгороде, является комиссаром (руководителем) нижегородского отделения Национал-большевистской партии, принимает активное участие в ее акциях. Работает Захар Прилепин главным редактором регионального отделения «Агентство политических новостей – Нижний Новгород». Женат, имеет троих детей.
Дебютировал как поэт в 2003 году. Первые произведения Захара Прилепина были опубликованы в газете «День литературы». Позже он – уже как прозаик и публицист – начал активно печататься в самых разных газетах, в том числе и в «Литературной газете», «Лимонке». За газетными публикациями последовали журнальные – в журналах «Север», «Дружба народов», «Роман-газета», «Новый мир». Захар Прилепин участвовал в работе семинара молодых писателей Москвы – в Переделкино в феврале 2004 года, а также в IV и V форумах молодых писателей России в Липках. Крупный литературный успех Захару Прилепину принес уже первый его роман «Патологии» (три журнальные публикации – «Север», «Роман-газета», «Искусство кино»; два издания отдельной книгой в 2005 году в издательстве «Андреевский флаг» и в 2006 году в издательстве «Ad Marginem»), повествующий о «Второй чеченской» войне. За это произведение писатель стал лауреатом премии Бориса Соколова (2004) и премии газеты «Литературная Россия». Захар Прилепин дважды финалист премии «Национальный бестселлер» (2005, 2006), финалист премии Русский Букер (2006), лауреат премии журнала «Роман-газета» в номинации «Открытие» (2005), лауреат премии БРФ «Вдохнуть Париж» (2005), дипломант премии «Эврика» (2006).

Просмотр фрагмента телепередачи «Школа Злословия» с участием Захара Прилепина (Приложение 1)

Беседа по содержанию романа «Санькя»

О романе (сообщение учителя)

«Санькя» – яркая и жестокая книга о трагедии современной молодежи. Она привлекает необычной энергией прилепинских героев, способных отдать жизнь. Ради чего?
Эти герои юные, непонятные, странные, объединенные неизвестно чем. Их называют «эсесевцы»  – «Союз Созидателей». Они восстали против «времени – дурного, неправедного, нечестного, против государства – гадкого и неумного, умерщвляющего слабых, давшего свободу подлым, предающего самого себя и каждого своего гражданина».

Вопросы по содержанию романа:

– Какова композиция романа?

(Композиция романа умело выстроена. Прилепин отступает от хронологического построения глав. Он чередует их, описывая то настоящее, то прошлое, используя принцип ретроспективы)

– Главные герои романа.

(В романе наиболее ярко выписаны несколько художественных героев. Это, прежде всего, главный герой романа Саша Тишин – двадцатидвухлетний парень Санькя, как называла его бабушка. Тишин живет с матерью в провинциальном городке, каких много в России. Саша член некоей радикально-оппозиционной, запрещенной властями партии, молодежной революционной партии «Союз Созидающих». Саша нигде толком не учился, кроме школы, да и работал как-то невнятно: «иногда грузил, иногда разгружал… однажды на заводе охранял, подметал. Все на совесть». Детство – потерянный рай, а все что потом – всегда усталость, прибитая мать и спивающийся отец, преподаватель университета, интеллектуал от сохи. Саша тоже алкоголик, это такая незаметная норма – водка и пиво без закуски, но под сигарету. Тревожная похмельная бессонница, лихорадочная бодрость. Единственное, что вдохновляет его душу – это чувство Родины, которое он не может для себя определить, и поэтому считает предельно конкретным. «Союз Созидающих» держится на таких, как он, живущих с пустотой внутри, и окруженных ею снаружи. Участвует в митингах, уличных беспорядках, ведет «подрывную» работу, по поддельному паспорту посещает Латвию для выполнения секретного задания партии… Подвергается аресту, допросу с пристрастием … Возглавляет дерзкий захват здания городской администрации в областном центре.
А также левоэкстремистски настроенная молодежь – Матвей, руководитель «Союза Созидающих» в отсутствии основного лидера, его заместитель Яна Шаронова, по слухам, «любовница Костенко», рядовые бойцы – Негатив, Веня, Костя Соловый, Леша Рогов, Верочка, наивная девушка 16 лет.
Руководитель партии некто Костенко, «странный, агрессивный, очень умный человек», «написавший добрый десяток отличных, ярких книг», признанных в Европе и Америке, – так думает о нем Тишин. Имя Костенко остается за пределами романа, читателю известно только что Костенко находится в тюрьме под следствием за хранение оружия. В тюрьме он пользуется авторитетом у «блатных», строит сокамерников. Он за пределами действия романа, но его тень присутствует в романе постоянно, и она вызывает скорее отрицательные эмоции. В самом деле, его мальчики и девочки, одуревшие от обожания кумира, бьются с «режимом», получают по 15 лет, погибают, страдают их  матери, а вождь где-то там сидит, уважаемый «блатняком», чуть ли не как «вор в законе»
Санькя и его сподвижники, по сути, – кучка отверженных. За ними следят «органы». Это настоящие подпольные люди. Они борются, дискутируют о политике и русской идее, мстят, играют в мятеж. Прилепин пишет искренне, и ему веришь. Так, сцена покушения на латвийского прокурора – «палача русских патриотов» – одна из лучших сцен в молодой прозе. Прилепин показал изнанку современной российской жизни. Следующая сцена – ограбление Санькой буржуа в подворотне, при помощи «розочки». С этого момента на душе становится гадко и обидно, ведь теперь Санькя мало чем отличается от своих врагов.)

– Скажите, какой именно идеологии придерживаются «союзники»?

(Из текста не видно, какой именно идеологии придерживаются союзники. Скорее у них нет четкой политической идеологии, а выражена она в простых лозунгах.
Их лозунги: «Революция!», «Долой Президента!», «Долой губернаторов!», «Свободу политзаключенным!», «Президент, уйди лучше сам!», «Мы ненавидим правительство!».
Их методы: разбитые витрины, перевернутые горящие машины, помои, вылитые на голову главы государства – выплеск бешеных энергий.
Их идеи: неясное «национальное будущее»
Их мечты: процветание Родины. В их устах слово «революция», в их руках оружие.
Их выбор безнадежен, а судьба трагична.)

– Чем занимаются «союзники»?

(Все свое личное время «союзники» посвящают ожесточенной борьбе с ненавистным для них «политическим режимом». Они устраивают массовые беспорядки, громят «макдональдсы», переворачивают дорогие иномарки, бьют витрины магазинов, подвергают публичным оскорблениям и унижениям ненавистных политиков, забрасывая их головы «майонезно-кетчуповыми» смесями, избивают сотрудников милиции, и в результате получают сроки, вызывая озлобленность Власти.)

– Кто в романе является антагонистом «созидающих»?

(Антагонистом «созидающих» в романе выступает преподаватель философии Алексей Константинович Безлетов, в прошлом хороший друг и ученик умершего отца Саши Тишина. Именно Безлетов представляется наиболее симпатичным героем романа. Когда умер отец Тишина, многие знакомые пришли высказать свои соболезнования родственникам, но никто не согласился отвезти труп покойного к нему на родину, в глухую деревню, расположенную среди труднопроходимых лесов, вдалеке от цивилизации, вызвался один только Безлетов.
Чтение отрывка из четвертой главы, самой пронзительной в романе. В нем описывается, как Александр Тишин, его мать и Безлетов везут умершего в деревню. Где-то за 20 километров до конца водитель автобуса отказывается дальше ехать. Дело происходит суровой зимой, глухой ночью, посреди леса, утонувшего в сугробах. Водитель предлагает отвезти их обратно в город, но Тишин отказывается.
«Они взялись за верх гроба, вытаскивая его, но мать не выдержала, и охнув, уронила свой край. Саша и Безлетов тоже, естественно, не удержали. Гроб упал на бок. Неразбитая крышка вскрылась, отец, уже ледяной, едва не выпал в снег. Гроб был тесным, это спасло от того, что покойный удержался во гробе. Но в то малое мгновенье, когда гроб стоял на боку, картина была страшная – мертвый профиль отца, выпавшая в снег иконка с груди, недвижимые белые руки, открывшиеся под покрывалом...
Саша и Безлетов быстро поставили гроб ровно и накрыли крышкой.» стр. 102
Сцена написана великолепно, простым языком, но пронзительным до боли. Здесь чувствуется сильная рука большого мастера.)

– Как проявились в этой главе характеры Саши и Безлетова?

(В этой главе предельно обнажены характеры героев Тишина и Безлетова. Мы видим злого, грубого, недовольного жизнью Тишина и  молчаливого, способного придти на помощь в трудную минуту скромного Безлетова, который, обутый не по сезону в легкие полуботинки, более десяти часов тащил гроб с покойным по лесу.)

– Как Безлетов относится к тому, что делают «союзники»?

(В привокзальном кафе, за бокалом пива, пока Веня, Негатив и Рогов молчали, Саша с Безлетовым ведут беседу. Автор сталкивает лбами героев-антагонистов в споре о «судьбах России» и действиях «Союза Созидающих» как политического движения. Безлетов высказывает свое несогласие с тем, что делают союзники. Он видит всю бесперспективность и бессмысленность затеваемого и происходящего. Безлетов глубоко убежден, что действия «союзников», какими радикальными бы они ни были, не способны поднять за собой инертные, проспиртованные, разуверившиеся во всем массы, и совершить революцию.
«Как только рас-се-яне вспомнят о своем величии, о судьбах Родины, о … о чем вы там все время говорите?... тогда вы начнете пускать друг другу кровя. И пустите кровей столько, что зальете полматерика. Это неизбежность, Саша. Я, правда, думаю, что вас самих перебьют раньше» стр. 153.
Алексей Константинович не сумел переубедить своих антагонистов. Каждый из героев убежден в Собственной Правде. У каждого она – Своя. По мнению Тишина, сформировавшемуся под влиянием политических идей и книг Костенко, «мир населен великолепным красочным государством, свободным и сильным», «Я готов жить при любой власти, если эта власть обеспечивает сохранность территории и воспроизведение населения, а нынешняя власть не обеспечивает», стр. 193. Покинув Латвию, Тишин вернулся в родной город. Тот к тому времени уже работал советником губернатора в администрации области. Безлетов познакомил Сашу с человеком из администрации области, Аркадием Сергеевичем. Он представился патриотом, частично разделяющим политические убеждения Тишина.
«Раскрой глаза, и увидишь сам, Саня, – говорил Аркадий Сергеевич. – Россия не выдержит еще одной ломки – сама разломится на части, и уже никаким совком ее не собрать тогда. Что еще держит всю эту громадину на полконтинента, посуди сам? Ни общего Бога, ни веры в будущее, ни общих надежд, ни общего отчаяния, ни одной скрепы! Только власть! Да, да, Саня, вижу твое негодование. Но то правда»
Разговор закончился тем, что Тишин назвал Безлетова и Аркадия Сергеевича «гнилой трухой».)

– Как вел себя Саша Тишин в сцене пытки неизвестными?

(Тишина схватили неизвестные, куда-то привезли, подвергали страшным пыткам, избили до полусмерти, вывезли в лес и под угрозами его физического устранения требовали, чтобы он выдал организаторов политической акции по захвату башни в Риге.
«Слушай, Санек, ты приехал – сказал Серый. – И можешь отсюда не уехать никогда. Ты прекрасно все понимаешь сам, знаешь сколько здесь таких как ты закопано, и никто их не ищет. Ничего в этой стране не изменилось, и никогда не изменится. Ее надо любить и беречь  такую, какая она есть. Понимаешь меня?» – эти слова Серого удивительным образом совпадают с убеждением Безлетова о бессмысленности всего, что делают «союзники».
Саша вел себя мужественно, никого не выдал)

– С кем еще автор снова сталкивает своего главного героя в идейном споре?

(Главный герой в больничной палате знакомится с парнем по имени Лева. Стр. 186.
«Лев – еврей, из той породы евреев – черно- и пышноволосый, плотный, чуть полноватый, с яркими чертами лица, быстро передвигающийся, и по видимому, столь же быстро думающий, имеющий готовые ответы на очень многие вопросы, на бесчисленное их количество»
Лева, высказывая свое одобрение первоначальным действиям «союзников», когда вся борьба ограничивалась лозунгами и яркой атрибутикой, осуждает, когда «союзники» совершают громкие экстремистские акции.
«Но последнее время мне начинает казаться, что вы соскальзываете … ну, условно говоря, в черносотенство? Нет? Я, конечно, не о Риге говорю … И естественно, я не говорю о том, что вы собираетесь «бить жидов» – слава Богу, от вас этого ждать не приходится. Но от вас исходит такое ощущение, что вы никак не можете выбраться из догм этих престарелых, никчемных идеологий, что все существование Руси, начиная от … Василия Третьего или Иоанна Грозного – и вплоть до большевиков, витали над страной, ничего кроме крови и хаоса не принося» стр. 192
И снова каждый остается при своем мнении.)

– Способен ли Саша Тишин на серьезные чувства? стр. 198

(В пятой главе автор сводит главного героя с Яной Шароновой. Александр был влюблен в Яну по настоящему, а ей был безразличен. Эротическая сцена описана трогательно и красиво.)

– Как власть отреагировала на действия «союзников»?

(Репрессиями. Разгромили штаб-квартиру «Союза Созидающих», поломав мебель и оргтехнику. В квартире у Тишина оперативники провели обыск. В нескольких регионах России неизвестные люди совершили ряд нападений на комиссаров партии «Союз Созидающих», в результате которых многие оказались в больницах с травмами различной тяжести. Стр. 324.)

– Что стало с друзьями-«союзниками» Тишина?

(Леху Рогова убили неизвестные, выбросив из окна, уехали на автомобиле, номер которого «числится за городским управлением ФСБ» стр. 323. В Москве, в подъезде собственного дома был убит член политсовета «Союза Созидающих» Константин Соловый.)

– Как отреагировали на это «союзники»?

(«Союзники» ответили власти дерзкой акцией. Тишин, Веня и Олег, бывший спецназовец, примкнувший к партии, при помощи десятка мальчишек «союзников», захватили здание областного спецназа, обезвредив дежурную смену и наряд патрульного автомобиля, сообщив пароль на путь вневедомственной охраны, вскрыли оружейную комнату. Вынесли более ста единиц оружия – АКА, ПМ, РПК, СВД, гранаты, цинки с патронами. Подожгли подвал здания. Переодевшись в форму спецназовцев, угнали две машины и автобус, до отказа загруженный оружием. Перебили дежурную смену главного УВД, связали обезоруженных милиционеров, подожгли здание. Рано утром «союзники» захватили здание областной администрации, выставили посты по периметру. Тишин проник в кабинет губернатора, уселся в его кресло. Олег из пистолета прострелил лоб на портрете президента, висевшего в кабинете губернатора.)

– С произведениями каких писателей, уже изученных вами, можно сравнить этот роман?

(Сходство с романом М.Горького «Мать». Народ в романе Прилепина – одна из центральных тем. О народе постоянно говорят. Одни, как правило, отрицательные персонажи, подписывают ему и всей России смертный приговор. При чем это не только «демократы», но и приспособившиеся к власти патриоты. Настоящим живым олицетворением народа в романе Прилепина, как и в романе Горького, является мать главного героя. Этот образ несчастной, затравленной, тяжело работающей за гроши женщины, непонимающей революционные устремления сына, пожалуй, действительно самый сильный в романе. Только вот Ниловны из матери Саньки не получается.
Павел Власов, начиная свой революционный путь, бросил пить водку. В романе Прилепина герои пьют постоянно. Павел Власов, как бы то ни было, стремился к образованию, в среде новых революционеров никакого стремления к образованию нет. Стремление одно – погибнуть, погибнуть всерьез, унеся с собой в могилу часть этого лживого, отвратительного мира, что и происходит в конце.)

Подведение итога урока. (Заключительное слово учителя)

– Мы познакомились с романом Захара Прилепина «Санькя». Это роман о психологии «мстителя», «подрывника». И о русской жизни, рождающей радикальных юношей и девушек. Книга З. Прилепина «Санькя» – художественный документ наших дней.
Книгу надо прочитать и воспринять с точностью да наоборот. Если она не подтолкнет к выбору, то, по крайней мере, заставит думать.

Домашнее задание.

Прочитать книгу З. Прилепина «Ботинки, полные горячей водкой» – с подзаголовком «Пацанские рассказы». Подготовить самостоятельно анализ любого из рассказов.

Приложение 2