Урок-проект по теме "Проценты"

Разделы: Математика


Проект рассчитан для учащихся 6 класса.

(На предыдущих уроках целесообразно повторить определение процентов, основные задачи на проценты и изображение числовых данных в виде диаграмм, на уроке рекомендуется групповая форма работы.)

Актуальность.

В школьном курсе математики теме проценты отводится несправедливо мало учебного времени, а следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного владения ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным.

Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Проект предполагает компактное и четкое повторение основных вопросов по теме «Проценты», решение трех основных задач, задач с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в исследовательской деятельности человека. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной жизненной ситуации. Здесь же предлагается учащимся продемонстрировать сравнительный процентный результат в виде диаграмм. Это занятие направлено на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных вопросов окружающего нас мира. Проект способствует развитию познавательных интересов, географической грамотности, научного мышления учащихся.

Дидактические цели и методические задачи проекта.

Цели:

  • формирование знаний и умений по теме «Проценты» на основе исследования процентной сравнительной характеристики величин;
  • показать широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления необходимых человеку в современном обществе.

Задачи:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • привить учащимся основы географической грамотности;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения исследовательской деятельности.

Творческое название проекта: «Сотая часть Вселенной».

Основополагающий вопрос проекта: Все ли познается в сравнении?

Проблемные вопросы:

  • Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?
  • Почему мне интересно в нашем Прииртышье?
  • Кто мои соседи?
  • Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах?

Деятельность учащихся:

  • Повторить основные задачи на проценты.
  • Найти интересные сведения для исследования.
  • Решить предложенные задачи и построить диаграммы.
  • Проверить полученные результаты.
  • Обобщить и представить исследования.

(Приложения в ходе урока соответствуют слайдам или фрагментам слайдов презентации урока. Все числовые данные достоверны).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, ножницы, фломастеры, клей, циркуль, линейка, листы ватмана, цветной картон, калькулятор.

Презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Какое сегодня прекрасное зимнее утро. У меня хорошее настроение и хочу им поделиться с вами.

II. Определение темы урока через задачу.

У меня в руках два квадрата, со стороной 1 см и 1 дм. Какую часть 1 см2 составляет от 1 дм2. (ответ 1/100 часть). (приложение 1)

Как иначе называется 1/100 часть целого? (процентом)

Итак, тема нашего урока «Проценты». (приложение 2)

Проценты - одно из математических понятий, которые часто встречаются в повседневной жизни. Так, мы часто читаем или слышим, что, например, в выборах приняли участие 52,5% избирателей, рейтинг победителя хит-парада равен 75%, промышленное производство сократилось на 11,3% ,уровень инфляции составляет 8%в год, банк начисляет 12% годовых, молоко содержит 3,2% жира и т.д.

Слово процент происходит от латинского слова procent, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают части чисел в одних и тех же сотых долях. Это дает возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части между собой и с целыми.

А что мы можем принять за целое? (варианты ответов учащихся, здесь необходимо нацеливать ребят на ответ «Вселенная»).

Творческое название нашего проекта «Сотая часть Вселенной».(приложение 3)

Основополагающий вопрос: « Все ли познается в сравнении?»

Для исследования я предлагаю вам следующие проблемные вопросы:

  • Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?
  • Почему мне интересно в нашем Прииртышье ?
  • Кто мои соседи?
  • Можно ли жизнь моего класса отразить в процентах? (приложение 4)

Далее по каждому из вопросов ведется небольшое обсуждение, сопровождаемое слайдами.(приложение 5, приложение 6, приложение 7, приложение 8).

III. Основные задачи на проценты предлагается повторить с помощью теста. (приложение 9).

IV. Основной этап урока.

1) Найдем необходимую информацию. (Эта информация заранее формируется для каждой группы отдельно в таблицы)

Группа №1 (1 задание)

Общая площадь России

Площадь Омской области

17,1 млн км2 (17100 тыс. км2)

141,1 тыс. км2

100 %

? %

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

Группа №1 (задание 2)

Почему место, где я живу, называют «Малой Родиной»?

Общая площадь Омской области

Площадь Тарского района

141,1 тыс. км2

? %

100 %

11 %

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

Группа №2 (задание 1)

Почему мне интересно в нашем Прииртышье?

Омская Область

Общая площадь

Озера

болота

Леса

141,1 тыс. км2

4 тыс. км2

? тыс. км2

45,5 тыс. км2

100 %

? %

25,2 %

? %

Изобразить столбчатую диаграмму

Группа №2 (задание 2)

Почему мне интересно в нашем Прииртышье?

 

Тарский район

 

Общая площадь

Леса

Равнины и водоемы

 

? тыс.км2

10,5 тыс. км2

? тыс. км2

 

100 %

67,74 %

? %

 

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

Группа №3

Кто мои соседи?

Тарский район

Всего
человек

русские

татары

немцы

украинцы

эстонцы

другие

50 000

 

3950

 

450

350

 

100%

86,4%

 

1,6%

 

 

2,5%

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

Группа №4

Можно ли активность моего класса отразить в процентах?

Всего учащихся

Школа искусств

ДЮТ

СЮТ

ДЮСШ

Школьные кружки

27

? чел.

6 чел.

1 чел.

? чел.

? чел.

100 %

37 %

? %

? %

33,3%

3,7%

Изобразить в виде столбчатой диаграммы.

    • Выполнить процентные расчеты. (Заполнить пустые ячейки таблиц, применяя алгоритм решения одной из основных задач на проценты).
    • Полученные результаты представить наглядно в виде диаграмм. (например, из цветной бумаги сделать заготовки столбиков или кругов, соответствующие числовым данным, которые ребята затем наклеят на готовых шаблонах таблиц ).
    • Проверить полученные результаты каждая группа должна с помощью готовой таблицы среды Microsoft office Excel. Для этого нужно подойти к компьютеру и ввести в таблицу те данные, которые первоначально были приведены в таблице у каждой группы. Пустые ячейки при этом, заполняются автоматически, и рядом строится соответствующая диаграмма. (номер группы соответствует номеру листа) (приложение 10)
    • Представление результатов.

Каждая группа представляет свои результаты у доски по представленным диаграммам и полученным вычислениям. (Формулирует выдвинутую гипотезу и доказывает ее)

V. Рефлексия.

Определение настроения в конце урока. (приложение 11)

VI. Урок окончен.

Большое спасибо за сотрудничество. (приложение 12)

Литература

  1. Учебник Математика 6 /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.- М.: Мнемозина 2009.
  2. Учебник Математика 5 /Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков.- М.: Мнемозина 2009.
  3. География Омской области. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Л.В. Азаровой, Г.И.Саренко.- Омск : Министерство образования Омской области 2008.
  4. Земля Омская . История области глазами современников. Омск, из-во «Арена» 2006.