Использование современных технологий в обучении башкирскому языку

Разделы: Иностранные языки


В последнее десятилетие с развитием персональных компьютеров и информатизацией образования мультимедийные технологии стали востребованы в российских школах.

Мультимедийные презентации делают урок современным, динамичным, развивая при этом различные стороны психической деятельности учащихся. Средства "мультимедиа" воздействуют сразу на несколько органов человеческих чувств и представляют информацию в разных формах: визуальной, вербальной и аудиальной. Влияние на эмоциональную сферу человеческой психики является важным фактом при обучении, т.к. способствует более эффективному усвоению знаний.

Применение мультимедийных средств позволяет управлять вниманием каждого ученика и всего класса в целом, повышает мотивацию обучения, способствует интенсификации учебного процесса и создаёт благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Мультимедийная презентация - способ предъявления информации, переработанной учителем и адаптированной для определённого возраста путём подборки слайдов по определённой лексикограмматической теме.

Учителем используются следующие средства - экран-доска, проектор и компьютер.

Мультимедийная презентация даёт возможность концентрировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повторение демонстрируемого материала.

На своих уроках я использую различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы Power Point. Разработаны следующие презентации: "Природа", "Растения", "Реки Башкортостана", "Семь чудес Республики Башкортостан", "Характеристика главных героев сказки" к башкирской народной сказке "Зёрнышко пшеницы", "Сопоставь пары" по теме "Антонимы" (3 класс государственный башкирский язык); "Птицы", фильм о птицах по теме "Птицы - наши друзья" (2 класс - родной башкирский язык.), созданный учениками.

Возьмём, к примеру, презентацию "Сопоставь пары". Презентация используется для отработки грамматических явлений и лексических единиц, обучение диалогической и монологической речи, повышения познавательной активности учащихся.

Какие возможности даёт эта мультимедийная презентация педагогу?

1. Учителю не надо писать слова для фонетической зарядки, опорные фразы и грамматические структуры для речевой зарядки и обсуждения в группе.

2. Большая экономия времени.

3. Возможность сделать урок насыщенным, информативным и наглядным.

Что она даёт учащимся?

Учащиеся зрительно воспринимают материал, приобретают необходимые навыки и умения в устной речи, употреблении слов и грамматическом оформлении высказываний.

Они заранее готовятся к защите своих проектов по выбранным темам. При подготовке к защите проектов учащиеся готовят их на своих Flash-картах (электронных носителях), используют Интернет ресурсы, цифровое фото. Их проекты получаются яркими, красочно оформленными.

Таким образом, каковы особенности использования мультимедийных презентаций и на что они нацелены?

Мультимедийные презентации имеют целый ряд преимуществ:

1. Повышает эффективность образовательного процесса за счёт наглядности и информативности.

2. Позволяет автоматизировать рутинные операции, экономить время.

3. Дают возможность учащимся научиться пользоваться компьютерной техникой.

4. Стимулируют познавательную активность и повышают мотивацию учащихся.

Ещё один из видов использования современных технологий в обучении башкирскому языку - это обучение с помощью интерактивной доски.

Использование интерактивных досок на уроках башкирского языка.

Обучение с помощью интерактивных досок мало, чем отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует преподаватель. Прежде всего, любое занятие должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает ученикам лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, - при этом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Преимущества работы с интерактивными досками.

Основные преимущества:

1.Совместима с программами для всех лет обучения.

2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.

3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе .

4. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.

Преимущества для преподавателей:

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса.
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов.
  • Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.
  • Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.
  • Удобна при работе в большой аудиторией.
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию.
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.
  • Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.
  • Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
  • Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

Интерактивная доска - одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Использование интерактивной доски позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

Технология Drag & drop (выделить объект и перетащить в нужное место) была применена для закрепления темы "Природа. Дикие и домашние животные" (Открытый урок в 3В классе - русская подгруппа). Верхняя часть рабочего поля на доске разделена на 2 части, каждая из которых соответственно подписана "дикие животные", "домашние животные". В нижней части экрана приведена коллекция рисунков, среди которых есть и рисунки-"ловушки", неудовлетворяющие определениям вышеперечисленных групп. Учащимся, работающим у доски, необходимо выделить выбранный рисунок, переместить в соответствующую область и обосновать свои действия через проговаривание выбранного рисунка.

Упражнения типа "установить соответствие" использовались на уроках башкирского языка (например, по теме "Антонимы"), когда учащимся необходимо было захватить текстовый объект и перетащить его в нужную по смыслу область рабочего поля интерактивной доски.

Эффективно сработал прием выделения фрагмента рисунка и его подписи с помощью электронного маркера по теме "Птицы - наши друзья" (Открытый урок во 2В классе - башкирская подгруппа), где в качестве закрепления предлагались рисунки птиц, а дети должны были их правильно подписать.

Возможность работы с текстом как с отдельными блоками помогло мне при его разборе или анализе. Меняя порядок слов в предложении можно добиться максимальной наглядности при построении, например, вопросительного предложения или конструировании нового. Этот же прием применяется для эффективного изучения тем по словообразованию.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Таким образом, интерактивная доска еще позволяет сэкономить драгоценное время.

Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей.

Приложение 1

Приложение 2