Фундаментальная система природоведческих понятий

Разделы: Начальная школа


Система природоведческих понятий, сформированная у учащихся начальной школы – фундамент для успешного и осознанного изучения курсов биологии, ботаники, географии, астрономии в среднем и старшем звене общеобразовательной школы.

Анализируя современные учебно – методические комплекты по естественным дисциплинам для начальной школы разных авторов (А.А.Плешакова, З.А.Клемениной, О.Т.Поглазовой, Н.Ф.Виноградовой и др.) выделяем функциональную систему первоначальных природоведческих понятий, которая должна быть сформирована у учащихся. Данная система, в свою очередь включает в себя 14 подсистем:

  1. Природа.
  2. Солнечная система.
  3. Ориентирование.
  4. Географическая карта. Глобус.
  5. Рельеф.
  6. Полезные ископаемые.
  7. Почва
  8. Водоем
  9. Погода
  10. Растения
  11. Животные
  12. Природное сообщество.
  13. Организм человека. Здоровье.
  14. Экология.

Предлагается моделировать подсистемы природоведческих понятий так:

Методические рекомендации по формированию понятий у младших школьников:

  • Вместе с учащимися формировать природоведческие понятия методом анализа, сравнений и сопоставлений, классификаций, выводов и обобщений.
  • Использовать моделирование схем по каждой подсистеме понятий, выделять сложные и простые, общие и частные.
  • Вести словарь понятий, записывать четкие, лаконичные формулировки; обращаться к этому словарю на этапе повторения пройденного, а также на уроках по другим дисциплинам.
  • Не добиваться дословного заучивания формулировок, а доводить до понятия изучаемого материала.
  • Организовать выполнение творческих заданий (презентации, проекты, аппликации, сообщения, исследования.)

Приложение 1,