Открытый урок русского языка в 6-м классе "Как прекрасно быть приставкой, как приятно знать приставки!"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок закрепления и обобщения знаний.

Цели урока:

  • образовательные: обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по изученной теме;
  • развивающие: развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять и делать выводы;
  • воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, изучаемому предмету.

Оборудование: доска, мел, компьютер, колонки, проектор, мультимедийный экран, магнитная доска, магнитные карточки для игры «Орфографическое домино» (приложение 1); компьютерная презентация;

раздаточный материал: рабочий лист (приложение 3), наклейки (приложение 4), набор карточек-фишек для игры «Орфографическое домино» (приложение 5), памятка по работе в паре (приложение 6), лист домашнего задания (приложение 7), лист-опросник (приложение 8), папки и разноцветные конверты для удобства систематизации раздаточного материала.

1. Организационный момент. (слайд № 1)

Здравствуйте, меня зовут Ольга Вячеславовна. Сегодня я проведу для вас урок русского языка «Как прекрасно быть приставкой, как приятно знать приставки!».

У вас на партах лежат папки с материалами к сегодняшнему уроку. Достаньте, пожалуйста, рабочий лист (приложение 3), он лежит первым. Подпишите его. Рабочий лист поможет нам с вами в выполнении заданий. Справа от каждого задания вы видите строку балл. За каждое верно выполненное задание, будет начисляться определенное количество баллов. По итогам работы в рабочем листе и степени вашей активности, каждый из вас получит оценку за урок.

Будьте внимательны, мы будем выполнять задания все вместе, внимательно следите за ходом урока!

Слово учителя. (слайд 2) Преамбула – прЕамбула, а может быть, все-таки прИамбула? Порой мы не придаем значения таким мелочам, как приставки и своим невниманием предаем их. В чем же секрет этих приставок? Да и не только приставок? Почему в одном случае мы выбираем «при», а в другом – «пре»? Давайте вспомним вместе!

2. Формулировка темы урока.

Учитель: Скажите, пожалуйста, как мы можем сформулировать тему нашего урока? (слайд 3)

Ученики: Повторение правописания приставок пре- и при-.

Учитель: Правильно, сегодня мы с вами вспомним правописание приставок пре- и при-.

Запишите в строке тема вашего рабочего листа тему урока:

Повторение правописания приставок пре- и при-

3. Повторение изученного материала.

Учитель: Скажите, пожалуйста, какое смысловое значение несёт слово приставка? (слайд 4)

Ответы учащихся.

Приставка – то, что приставлено, присоединено к чему-нибудь.

Учитель: Дайте, пожалуйста, определение приставки в морфемике.

Ученики: Приставка - это часть слова, стоящая перед его корнем и добавляющая или изменяющая смысл слова. 

Учитель: Молодцы!

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она.
А при помощи приставки
Образуются слова.

Чтобы вспомнить правописание приставок пре- и при-, мы с вами выполним ряд заданий.

В своей повседневной жизни люди очень часто занимаются тем, что присоединяют друг к другу разные вещи. Давайте посмотрим, каким образом можно присоединять?

Прочитайте задание №1 (слайд 5), запишите эти слова, выделите в них приставки.

Учащиеся читают каждую строчку, называют образованное слово, выделяют приставки. Параллельно на экран выводятся правильные ответы.(слайд 6)

Присоединять с помощью…

  • с помощью веревки – привязать;
  • с помощью молотка и гвоздей –
  • с помощью иголки с ниткой –
  • с помощью клея –
  • с помощью винтов и шурупов –

Учитель: Какую приставку вы использовали для образования этих слов?

Ученики:Приставку при-.

Учитель: Какое значение она имела?

Ученики: Значение «присоединить».

Учитель: Запишите значение приставки. За каждое верно записанное слово в этом задании запишите себе 1 балл в столбце справа от задания.

Какое прилагательное мы можем использовать, чтобы назвать площадь у вокзала в соответствии с нашей темой?

Ответы учеников.

Давайте выполним задание № 2, (слайд 7) замените имена существительные с предлогом именами прилагательными, не забудьте выделить приставки. Работа проводится аналогично заданию 1 (слайд 8)

Учитель:Какое значение имела приставка в этих словах?

Ученики: Значение «близость к чему-либо».

Учитель: Молодцы! За каждое верно образованное слово в этом задании запишите себе 1 балл.

Учитель: Какие еще значения приставки при- вы помните? Например?

Ответы учеников.

Учитель: Правильно. Нашли задание № 3? (слайд 9)

Замените словосочетания одним словом с приставкой пре- (слайд 10)

  • очень добрый – предобрый;
  • очень скверный –
  • очень светлый –
  • очень мудрый –
  • очень красивый –

Учитель: Какую приставку мы использовали?

Ученики: Мы использовали приставку пре-.

Учитель: Какое значение она имела?

Ученики: Значение проявления качества в большей степени.

Учитель: Какие еще значения приставки пре- вы помните? Например?

Ответы учеников.

Учитель: Молодцы! За каждое верное слово в этом задании запишите себе 1 балл.

Послушайте сказку. (слайд 11)

В одном из городов страны Морфологии жили приставки - сестры "при" и " пре".

Приставка "при" - была очень добрая. Она хотела всех приласкать, приголубить.

Ее сестра приставка "пре" - была совсем иного характера. Она всех преследовала, предавала, да еще хотела превратить в своих подчиненных, чтобы ей служили.

И тогда на первом же совете приставок стали разбирать поведение приставки "пре-". Приставка "раз- сказала: "Твоя мать, приставка "пере-", не была такая злая, как ты". Все остальные приставки поддержали ее. Приставка "при-", ее добрая сестра продолжила:

"Почему ты слово "передать" переделала так, что из него получилось "предать"? Как тебе не стыдно? А еще сестра называется".

Задумалась "пре-", понурила голову, приуныла. Прошло какое-то время, и вдруг - о чудо! - она стала щедро образовывать слова превосходной степени: прекрасный, прелестный. Перевоспиталась приставка "пре-", осознала свою вину и теперь образует много слов с разным значением, а злых слов все меньше и меньше.

Приставка пре- дочь приставки пере-. Она очень похожа на маму и внешне, и по значению. Только одну букву она не взяла от матери. Какую? (Е). И вот, благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах.

Преградить – перегородить.
Преступить – переступить.

Итак, что мы с вами должны знать, чтобы не ошибиться в написании приставок пре- и при-?

Давайте сделаем для себя небольшую шпаргалку. Выполняем задание № 4.(слайд 12)

Как называется схема, которую мы должны заполнить? (слайд 13)

В бежевом конверте вы найдете наклейки (приложение 4). Это примеры. Необходимо найти место для каждого из них в нашей табличке. Будьте внимательны!

(самостоятельная работа учащихся)

Учитель: Получилось? Молодцы! (проверка по второй части слайда 13) Кто может по этой схеме рассказать о правописании приставок пре- и при-?

Ответы учеников.

Учитель:За каждую верную пару значение-пример в этом задании запишите себе 1 балл.

4. Орфографическое домино.

А теперь проверим, как вы запомнили правило. Предлагаю немножко поиграть… в домино!

Положите ближе к себе зеленые конверты.

Переверните рабочий лист и найдите задание № 5.

Отложите все остальные материалы на край стола.

Внимательно послушайте правила игры.

Вы играете в домино вместе с соседом по парте.
Достаньте из конверта памятку по работе в группе (приложение 6), вспомните эти правила. Не торопите товарища, ведь он не хочет ошибиться, ему нужно подумать. Вы можете переговариваться, но не следует шуметь – вокруг ваши товарищи, которые выполняют такое же задание. Если соседу необходима помощь, вы можете ему помочь и подсказать, если он вас об этом попросит.

Выложите на стол любую карточку (приложение 5) из конверта. Это первая фишка.

Необходимо по очереди доставать из конверта карточку и составлять с ее помощью новое слово. Не забывайте про значение приставок. Если вы смогли составить слово, то запишите его в таблицу в задании № 5. Если правильное слово не получается, вы пропускаете ход, карточка остается у вас в руках. Может быть, после хода соседа вы сможете составить с ней слово.

Если у вас возникнут трудности, поднимите руку, я подойду к вам и помогу.

А вот (двух учеников приглашают играть в магнитное домино) я приглашаю поиграть в большое домино у доски (приложение 1).

После урока вы сдадите свои рабочие листы, я их проверю, и за это задание каждый из вас получит отдельную оценку.

Можно начать игру. (слайд 14) На игру отводится не более 5 минут.

Молодцы!

Уберите, пожалуйста, фишки обратно в конверт. Отложите его.

5. Повторение и расширение знаний по теме.

В задании № 6 (слайд 15) записаны слова и их значения.

Давайте попробуем определить, значения каких слов даны неверно? (слайд 16) Выпишите эти слова, попробуйте устно дать их толкование. (самостоятельная работа учащихся)

  • приколол – присоединил булавкой
  • прилежание – присоединение к лежащим
  • придрался – присоединился к драке
  • признался – присоединился к знающим
  • припаял – присоединил паяльником
  • приключение – присоединился к ключу
  • приголубил – присоединился к голубю

Проверка по второй части слайда 16.

Молодцы! За каждое верное слово в этом задании запишите себе 1 балл.

Учитель: Скажите, а во всех ли словах, например, в тех, что встретились вам во время игры в домино, можно определить значение приставок пре- и при-, не зная контекста, то есть слов, которые могут пояснить значение интересующего нас слова?

Ответы учащихся.

Посмотрите на задание № 7. (слайд 17) Смотрите, какие парочки поселились у вас на партах! Давайте соберем их! От чего зависит написание этих похожих слов? (контекст) Соедините пары словосочетаний линиями. Задание выполняется коллективно.

За каждую верную пару в этом задании запишите себе 1 балл.

(Слайд 18)Учитель:Ох, уж эти приставки-иностранки!

Прочитайте слова (слайд 19)

  • прЕзидент
  • прЕзидиум
  • прЕмьера
  • прЕтензия
  • ПрИоритет
  • ПрИвилегия

Учитель: Можете ли Вы рассказать о значении пре- и при- в этих словах?

(Слайд 20)

Обратите внимание, на латинскую приставку рrае- в словах президент и президиум. Какое значение она имеет в русском языке?

Ученики: Значение, сходное с приставками пред- и перед-.

Учитель: В задании № 8 (слайд 21) вы увидите латинские крылатые выражения. Найдите и выпишите слова с приставкой рrае-. Пользуясь русским переводом, попробуйте догадаться о значении этих слов.

Самостоятельная работа учеников.

Учитель: Справились? Давайте проверим. (слайд 22)

Какая русская приставка используется в этих словах?

За каждое выписанное слово запишите 1 балл и еще по 1 баллу за верный перевод этих слов.

6. Проверочная работа.

Учитель: Ну что же. Пришло время проверить, как приятно вам знать приставки.

В задании № 9 (слайд 23) вы видите табличку с окошками. 5 строчек и 3 окошка на каждой строке. Я буду диктовать вам слова по строчкам. 3 слова в каждой строке. Ваша задача записать по порядку только гласную, которую необходимо написать в приставке пре- или при- в этих словах. Итак, вы записываете только е или и по порядку. Исправления запрещены. За эту проверочную работу вы получите отдельную оценку. Задание понятно? Готовы?

  • Привокзальный, приводить, припаять
  • Прикасаться, президент, преподаватель
  • Привилегия, пришить, привязать
  • Предать (друга), преступить (закон), приступить (к делу)
  • Придумывать, приставка, пример

Давайте проверим. Сначала соедините прямыми горизонтальными или вертикальными линиями соседние буквы И. Тот, кто выполнил все задание верно, сам увидит свою отметку. (слайд 24)

7. Домашнее задание. (слайд 25)

Ваше домашнее задание будет творческим. Достаньте из папки лист домашнего задания (приложение 7).

Перед вами домик приставок. Очень часто запомнить правописание какого-нибудь сложного слова нам с вами помогают зрительные образы. Например, легко запомнить правописание слова препятствие, если обыграть его происхождение: перед пяткой (пятой) находится что-то, что нужно преодолеть. Я изобразила вам его в первом окошке. Попробуйте с помощью ассоциаций заполнить и другие окошки в домике. Работу вы сдадите на следующем уроке.

Успехов вам!

8. Рефлексия

А теперь давайте подведем итоги нашего урока.

Посчитайте сумму баллов за задания 1 – 4, 6 - 8. Запишите это число на рабочем листе рядом со своей фамилией.

Посмотрите на экран. (слайд 26) Каждый может определить, какую оценку он заработал за урок.

Объявление оценок за устную работу.

(слайд 27) А теперь я попрошу вас подумать, насколько полезным оказался этот урок для вас. В папке лежит лист-опросник (приложение 8). Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Сложите, пожалуйста, все материалы урока в папки, кроме листа домашнего задания, который вы заберете с собой. (слайд 28)

Урок окончен.

Спасибо за урок! Сдайте папки мне. До свидания!