Дифференциация звуков [т] – [д]

Разделы: Логопедия


Цели: дифференцировать звуки [т] - [д] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

Задачи.

Образовательные:

- закрепление навыков звукового анализа;

Коррекционные:

- развитие фонематического слуха и восприятия;

- развитие ориентировки в пространстве;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

- развитие внимательности и наблюдательности на занятии.

Оборудование: карточки с буквами, магнитные буквы, профиль артикуляции звуков [т], [д], карточки для характеристики звуков, два колокольчика, карточка с игрой “Что где находится” для каждого учащегося, карточки с предложениями.

Ход занятия

I. Оргмомент

- Сегодня к нам на занятие пришли гости две сестренки, их имена мы узнаем, выделив первый звук из названия картинок.

(Дети выделяют первый звук и обозначают его буквой.)

- Какие первые звуки в именах девочек ([т], [д]).

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [т] - [д].

II. Артикуляционная гимнастика

Но прежде, сделаем гимнастику для язычка.

“Язычок проснулся, потянулся. Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает. Одну, две, три, четыре, пять минут лежит. Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). Побегал из стороны в сторону. Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз). Чашечку сделал, подержал чашечку, чаю в нее налил, попил чай с конфеткой. Почувствовали, какая конфетка вкусная? (Почмокали). На сладкое осы налетели – З-З-З. За ними жуки прилетели – Ж-Ж-Ж. Вдалеке пароход загудел – Л-Л-Л. В кустах кошка зашипела –Ш-Ш-Ш. Собака на нее зарычала – Р-Р-Р. Язычок сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. Слез с лошадки и решил сделать зарядку”.

III. Речевая зарядка

Сначала он сделал зарядку с Дашей.

Да-та-да
До-то-до
Ду-ту-ду
Зда-ста-зда
Зде-сте-зде
Зды-сты-зды.

Сделал зарядку с Дашей, затем стал делать с Томой.

Та-та-та у нас в доме чистота
Ты-ты-ты сметану съели всю коты
То-то-то стали мы играть в лото.

IV. Сравнительная характеристика звуков

Потренировался язычок теперь готов произносить любые звуки. Давайте произнесем звук [т].

Один из детей дает характеристику звука [т]. (Cогласный, глухой, бывает твердым и мягким)

Характеристику звука [д] дает следующий ученик.

- Чем отличаются артикуляция звуков? (При произнесении звука [т] голос не участвует, при произнесении звука [д] - участвует).

V. Развитие фонематического слуха

Если звук звонкий.
Ну, а, если звук глухой,
Молчи, раз он такой.

(Дети звонят в колокольчик, если слышат звук [д]).

Д-т-т-д-т-д-т-д.
Да-та-да-та-та-да-да-та-та-да
Помада, лопата, котлета, ограда, граната.

VI. Развитие мелкой моторики

- Чем обозначаются звуки на письме (буквами).

Тома с Дашей несли с собой буквы, но они у них рассыпались. Поможем им собрать их.

(Дети собирают письменные буквы из элементов)

- Из каких элементов состоит буква т, их каких – д.

VII. Минутка чистописания

Томе с Дашей очень понравилось, как вы быстро смогли им помочь собрать буквы. А теперь они предлагают прописать узор из этих букв в тетрадях. Но сначала сделаем зарядку для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика с ручкой.

  1. Соединить ладони пальцами вперёд. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями. Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.
  2. Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая-снизу. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
  3. Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении. Перетирающими движениями кончиков пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на неё. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого и мизинца.

Пальчики готовы, можем приступить к письму узора. (Дети прописывают в тетрадях т д до конца строки.) добавьте к букве т букву и, а к букве д добавьте букву у, и в следующей строке пропишите узор из этих букв.

VIII. Дифференциация в словах

Тома и Даша принесли с собой игру “Что где находится”. Для того, чтобы вы научились различать их звуки. Для этой игры нужны очень зоркие глазки. Давайте проверим ваши глазки.

Гимнастика для глаз.

Глазки у вас зоркие, поэтому можем начинать.

Игра “Что где находится”. Приложение №1

Дети обозначают место звука в слове, для звонкого звука рисуют колокольчик.

- Что вы заметили в названиях картинок? (Отличаются одной буквой)

- Такие слова называют паронимы.

- Тома и Даша просят вас помочь им вставить пропущенные буквы в словах-паронимах.

Работа с карточкой.

Назовем мы книгу

Для жилья построим

По реке плывут

На ветвях висят

Под Москвой есть город

В доме открываем

Соловей выводит

Слесарь в сеть включает

___ом

___ом

пло ___ы

пло___ы

___ерь

___ерь

___рель

___рель

Физминутка.

Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу
Топай правою ногою
Топай левою ногою
Снова правою ногою
Снова левою ногою
Вот тогда придешь домой.

IX. Дифференциация в предложениях

- Тома и Даша принесли с собой конверты, давайте посмотрим, что там лежит. (В конверте лежат рассыпанные предложения.)

- Что это?

- Давайте попробуем составить предложения.

(Дети составляют предложение: “Осенью часто дует холодный ветер”.

Записывают его в тетрадь, подчеркивают букву т одной чертой, букву д – двумя чертами.)

Итог.

  1. Какие звуки учились различать?
  2. Чем различается артикуляция звуков?